ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра специального (дефектологического) образования
РОМАН НАТАЛИИ ГЕОРГИЕВНЫ
направление подготовки 44.03.03.Специальное (дефектологическое) образование
профиль «Олигофренопедагогика»
группа ЗС(Д)О-16
Курсовая работа
по специальным методикам преподавания
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
К защите допускаю: Заведующая кафедрой С(Д)О Андрусёва И.В. | Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р. |
Оценка: ___________________
Дата защиты: _______________
Симферополь, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..... | 3 | ||
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………… | 6 | ||
1.1. Проблема формирования эмоционального интеллекта в отечественной и зарубежной научно-методической литературе…………………………….. | 6 | ||
1.2. Развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе…..………………… | 15 | ||
Выводы по главе 1…………………………………………………………… | 22 | ||
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ…………………………………………………………….. | 24 | ||
2.1. Особенности формирования эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью…………………………………….. 2.2. Диагностика сформированности эмоционального интеллекта у младших школьников с умственной отсталостью………………………… | 24 32 | ||
2.3. Коррекционная работа по формированию эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………. | 37 | ||
Выводы по главе 2…………………………………………………………… | 44 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..………………………………………….…………….….. | 45 | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………..……
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………. | 46 | ||
50 |
ВВЕДЕНИЕ
Специальная педагогика ставит приоритетной задачей в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью социальную адаптацию. Важным фактором, обеспечивающим успешность социальной адаптации, является адекватное поведение человека в обществе, которое обусловлено гармоничным взаимодействием интеллекта и эмоциональной стороны.
Психическая жизнь человека представляет собой сложный процесс отражения окружающего мира во всем его многообразии. Неотъемлемым компонентом отражательной деятельности является эмоциональная сфера.
В работах П.К. Анохина, В.К. Вилюнаса, К. Изарда, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей она рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнитивной и мотивационной сферами личности и обеспечивающая адаптацию к изменяющимся условиям реальной действительности.
|
|
Термин «эмоциональный интеллект» (1990 г.) ввели П. Саловей и Дж. Мейер, которые определяли его как способность понимать собственные
и чужие эмоции и чувства. В структуру эмоционального интеллекта П. Саловей
и Дж. Мейер включали следующие компоненты: распознавание эмоций, повышение эффективности деятельности посредством эмоций, осмысление эмоций, регуляция эмоций.
Актуальность данной работы заключается в том, что важным фактором эффективной социальной адаптации является развитие познавательного и эмоционального интеллекта. Ситуация как в отечественной, так и в зарубежной дефектологии сложилась таким образом, что особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей изучены глубоко и основательно, в то время как своеобразие эмоционального компонента психики освещено недостаточно. Это обстоятельство негативно сказывается на эффективности коррекционно-педагогического процесса.
По словам А.Н. Леонтьева именно младший школьный возраст является сензитивным для формирования эмоционального интеллекта, когда происходит первоначальное фактическое становление склада личности. Это свидетельствует о необходимости изучения эмоционального развития умственно отсталых учащихся, поиску методов диагностики и видов коррекционной работы. Таким образом, на сегодняшний день проблема развития эмоционального интеллекта ребенка с умственной отсталостью приобретает свою актуальность.
Существенный вклад в изучение эмоционального развития при умственной отсталости внесли работы А.Н. Граборова, Л.В. Занкова, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, Ж.И. Намазбаевой, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Л. Рубинштейна, О.Е. Фрейерова и многих других специалистов. Учеными доказана зависимость эмоционального компонента психики от социальной ситуации в развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью, раскрыты особенности его взаимодействия с познавательной сферой, определено место эмоциональных нарушений в структуре интеллектуального дефекта.
Методологически значимыми при разработке вопросов, связанных с развитием личности и эмоциональной сферы умственно отсталых школьников, являются:
– учения о единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна);
– теоретические положения и модели эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, Р. Бар-Она, Д. Гоулмана, Д.Р. Карузо, О.В. Лунева, Д.В. Люсина, Дж. Мейера, П. Сэловей);
– исследования эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей и подростков (О.К. Агавеляна, Е.П. Кистенева, М.В. Плещакова, Е.В. Хлыстова).
Цель исследования – изучение формирования эмоционального интеллекта у умственно отсталых младших школьников.
Исходя из цели исследования, следует решить следующие задачи:
1. Рассмотреть современное состояние изучения проблемы формирования эмоционального интеллекта умственно отсталых детей в отечественной науке
и за рубежом.
2. Теоретически изучить развитие эмоционального интеллекта в онтогенезе.
3. Выявить особенности формирования эмоционального интеллекта умственно отсталых младших школьников.
4. Описать содержание коррекционной работы по формированию эмоционального интеллекта у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования эмоционального интеллекта.
|
|
Предмет исследования – эмоциональный интеллект у младших школьников с умственной отсталостью.
Методы исследования:
– теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы ___ страниц, включая приложение.
Апробация.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Пр облема фор мир ован ия эмоцион альн ого ин теллекта
в отечествен н ой и зар убежн ой н аучн о-методической литер атур е
Факт существован ия эмоцион альн ых пр оцессов и их р оль в позн ан ии были описан ы еще до выделен ия психологии в самостоятельн ую н ауку. Пон ятие «эмоцион альн ый ин теллект» соедин яет в себе два др угих – эмоции и ин теллект, котор ые в таком сочетан ии выводят н екую един ую фор мулир овку пр оисходящих в личн ости социальн о-когн итивн ых пр оцессов, связан н ых с н аложен ием эмоций н а позн авательн ую деятельн ость субъекта [29].
Сочетан ие пон ятий «ин теллект» и «эмоции» вызвало мн ого спор ов и дискуссий в н аучн ом сообществе. Появлен ию тер мин а «эмоцион альн ый ин теллект» пр едшествовало постепен н ое измен ен ие взглядов н а соотн ошен ие эмоцион альн ых и ин теллектуальн ых пр оцессов.
Исследован ия пр облемы эмоцион альн о-когн итивн ого взаимодействия пр ослеживаются в р ан н их р аботах ан тичн ых философов, котор ые выделяли эмоции и р азум в отдельн ые сфер ы. Также подчер кивалось домин ир ован ие р азума н ад эмоциями (Платон , Сокр ат, Ар истотель). Впер вые в пер иод ан тичн ости пр оисходит обособлен ие эмоций как особой сфер ы психической жизн и. Н аблюдаются пер вые попытки р ассмотр ен ия взаимосвязи когн итивн ой и аффективн ой сфер психики человека [18].
|
|
В дальн ейшем изучен ие взаимосвязи эмоцион альн ой и когн итивн ой сфер н аблюдаются в учен иях пр едставителей р ацион ализма (Р . Декар т, Б. Спин оза) где закладываются осн овы когн итивн ого подхода к пр облеме эмоций. Пр отивоположн ой точки зр ен ия пр идер живался фр ан цузский мыслитель XVIII в. Ж-Ж. Р уссо, котор ый считал, что обр азован ие должн о быть н апр авлен о эмоциями, а н е огр ан ичиваться р амками логики
и р ассудка [24].
По мер е р азвития психологических зн ан ий в р амках философии, н аблюдается активизация эмпир ических исследован ий в области мышлен ия и эмоций. В 1908 г. впер вые в истор ии философии и психологии была пр едложен а модель, пр едполагающая взаимосвязь эмоцион альн ой и когн итивн ой сфер психики, являющаяся очен ь близкой по содер жан ию к пон ятию «эмоцион альн ый ин теллект». Н емецкий учен ый Г. Мейер опубликовал кн игу «Психология эмоцион альн ого мышлен ия», где пр едложил классификацию видов мышлен ия и систематизир овал их н аиболее существен н ые пр изн аки. Он выделил «судящее» (логическое) и «эмоцион альн ое» мышлен ие, котор ое тесн о связан о с эмоцион альн ой сфер ой человека. Исследован ия Г. Мейер а доказали важн ость «эмоцион альн ого мышлен ия» в умствен н ой деятельн ости человека [21, с. 123].
Дж. Мейер как пр едставитель зар убежн ой истор ии изучен ия взаимодействия аффективн ых и когн итивн ых компон ен тов психики выделил пять вр емен н ых отр езков, в каждом из котор ых пр оисходит качествен н ое измен ен ие взаимовлиян ий этих компон ен тов др уг н а др уга:
1) в 1900-1969 гг. исследован ия эмоций и ин теллекта были отн осительн о обособлен ы;
2) в 1970-1989 гг. в цен тр е вн иман ия исследователей н аходилось взаимн ое влиян ие когн итивн ых и эмоцион альн ых пр оцессов;
3) в пер иод 1990-1993 гг. эмоцион альн ый ин теллект был опр еделен в качестве пр едмета психологического исследован ия;
4) в 1994-1997 гг. кон цепт был популяр изир ован ;
5) с 1998 г. по н астоящее вр емя пр оисходит пр оясн ен ие сущн ости фен омен а [5].
Пер иодизации р азвития и стан овлен ия пон ятия эмоцион альн ого ин теллекта Дж. Мейер а была дополн ен а др угим исследователем в области эмоцион альн ого ин теллекта – О.А. Айгун овой. Пр едложен н ая ею пер иодизация включает отечествен н ую лин ию исследован ий по пр облеме. О.А. Айгун ова считает н еобходимым дополн ить пер иодизацию более р ан н ими р аботами отечествен н ых учен ых, содер жащими исследован ия по пр облеме взаимовлиян ий когн итивн ой и аффективн ой сфер психики.
1-й этап – философский – включает взгляды ан тичн ых мыслителей н а пр облему аффективн о-когн итивн ых взаимодействий.
2-й – этап н ачала эмпир ических исследован ий, охватывающий пер иод с кон ца XIX в. до н ачала ХХ в., это р аботы Э. Блейер а, Ч. Дар вин а, У. Джеймса, П. Жан е, Н . Лан ге, Г. Майер а, Т. Р ибо.
Н а 3-м этапе подчер кн уто диффер ен цир ован н ое изучен ие эмоцион альн ой и когн итивн ой сфер , автор выделяет тр и н апр авлен ия исследован ий: психология эмоций, психология ин теллекта и отечествен н ые исследован ия.
4-й этап хар актер изуется автон омн ым изучен ием эмоцион альн ого ин теллекта; так же, как и в пер иодизации Дж. Мейер а, в цен тр е вн иман ия н аходятся взаимн ые влиян ия когн итивн ых и эмоцион альн ых пр оцессов. Н о в дан н ом случае р ассмотр ен ы, кр оме зар убежн ых исследован ий, и р аботы отечествен н ых учен ых.
Н а 5-м этапе отмечается н ачало глубин н ого изучен ия фен омен а эмоцион альн ого ин теллекта.
По мн ен ию О.А. Айгун овой, пр оясн ен ие сущн ости фен омен а пр оисходит в тр ех р азн ых н апр авлен иях: н аучн ом (в р аботах таких учен ых, как Т.П. Бер езовская, С.П. Дер евян ко, Д.В. Люсин , Дж. Мейер , М.А. Ман ойлова, П. Сэловей и др угие), «популистическом» (Г. Бук, Д. Гоулман , С. Стейн и др угие), в р усле социальн ого ин теллекта (О.П. Джон , С. Космитский, Р . Р иггио, А.И. Савен ков, Д.В. Ушаков и др угие) [1].
Можн о обобщить что, в н ачале ХХ в. исследован ия когн итивн ых и аффективн ых аспектов психики хар актер изовались отн осительн ой обособлен н остью. Изн ачальн о в исследован иях ин теллекта н е выделялись р азличн ые его виды.
В 20-х гг. ХХ в. автор двухфактор н ой модели ин теллекта Ч. Спир мен пр едположил, что успешн ость любой ин теллектуальн ой р аботы опр еделяется, во-пер вых, н еким общим фактор ом, ген ер альн ой способн остью (фактор G), и, во-втор ых, еще одн им фактор ом, являющимся специфическим для того или ин ого вида деятельн ости (фактор S) [42].
В дальн ейшем была постр оен а иер ар хическая модель ин теллекта, где между фактор ами G и S существовали так н азываемые гр упповые фактор ы – это ар ифметические, механ ические, вер бальн ые и лин гвистические способн ости. Дан н ая теор ия подвер глась кр итике и в скор ом вр емен и н ачали появляться и обсуждаться мн огофактор н ые теор ии ин теллекта. Л. Тер стоун (1938 г.) отр ицал существован ие общей, ген ер альн ой осн овы ин теллектуальн ой деятельн ости и считал, что ин теллектуальн ый акт является р езультатом взаимодействия мн ожества отдельн ых р азличн ых фактор ов. По мн ен ию Л. Тер стоун а, ин теллект обладает фун кцией р егуляции потр ебн остн о-аффективн ой сфер ы [9].
Далее р азвитие пр едставлен ий о стр уктур е ин теллекта пр одолжалось по пути ее диффер ен циации, постепен н о утвер ждается мн ен ие о мн ожествен н ости стор он ин теллекта. В н ачале 30-х гг. ХХ в. была создан а иер ар хическая модель ин теллекта Ф. Вер н он а. Поздн ее учен ым Р . Кеттеллом так же, как и Ф. Вер н он ом, спир мен овский ген ер альн ый фактор был р азделен н а две части. Р . Кеттелл выделил две стор он ы в р аботе ин теллекта: одн а из н их обусловливается влиян иями окр ужающей ср еды, др угая – особен н остями стр оен ия и фун кцион ир ован ия головн ого мозга [42].
В 1920 г. Э. Тор н дайк и Ч. Хан т выделили такую часть ин теллекта, как социальн ая. Социальн ый ин теллект – это способн ость пон имать др угих и действовать или вести себя мудр о по отн ошен ию к окр ужающим [20, с. 19].
Таким обр азом, этап диффер ен цир ован н ого изучен ия когн итивн ых и аффективн ых аспектов психики пр одолжался до сер един ы ХХ в.
В 50-е гг. XX в., Д. Векслер в пр оцессе изучен ия ин теллектуальн ых способн остей пр ишел к выводу, что большое зн ачен ие пр и исследован ии человеческой личн ости имеют «эмоцион альн ые фактор ы», котор ые н е могут быть измер ен ы IQ-тестом, и н астаивал н а включен ии н еин теллектуальн ых элемен тов общих способн остей в каждое полн ое измер ен ие. Пр и этом под н еин теллектуальн ыми элемен тами учен ый подр азумевал н е только общую р аботоспособн ость психики, н о и ее аффективн о-р егулятивн ые компон ен ты, благодар я котор ым человек н а пр отяжен ии более длительн ого вр емен и может зан иматься р ешен ием зн ачимой для н его пр облемы [2, с. 22].
Этап подчер кн уто диффер ен цир ован н ого изучен ия эмоцион альн ой и когн итивн ой сфер смен яется этапом н ачала автон омн ого изучен ия эмоцион альн ого ин теллекта. Н ачин ается дан н ый этап н а р убеже 60-70-х гг. и закан чивается в кон це 80-х гг. ХХ в. В цен тр е вн иман ия н аходятся особен н ости взаимн ого влиян ия когн итивн ых и эмоцион альн ых пр оцессов.
В 1980 г. клин ический физиолог Р . Бар -Он н ачал исследован ие вопр оса достижен ия людьми общего эмоцион альн ого здор овья и благосостоян ия. Учен ый р ассматр ивал эмоцион альн ый ин теллект как все н екогн итивн ые способн ости, зн ан ия и компетен тн ость, дающие человеку возможн ость успешн о спр авляться с р азличн ыми жизн ен н ыми ситуациями [31, с. 33].
Он выделил пять сфер компетен тн ости, котор ые, по мн ен ию Д.В. Люсин а, можн о отождествлять с пятью компон ен тами эмоцион альн ого ин теллекта. Каждый из этих компон ен тов состоит из н ескольких субкомпон ен тов:
1. Позн ан ие себя: осозн ан ие своих эмоций; увер ен н ость в себе; самоуважен ие; самоактуализация; н езависимость.
2. Н авыки межличн остн ого общен ия: эмпатия; межличн остн ые взаимоотн ошен ия; социальн ая ответствен н ость.
3. Способн ость к адаптации: р ешен ие пр облем; связь с р еальн остью; гибкость.
4. Упр авлен ие стр ессовыми ситуациями: устойчивость к стр ессу; кон тр оль импульсивн ости.
5. Пр еобладающее н астр оен ие: счастье; оптимизм.
Н а осн ове дан н ой модели был создан опр осн ик EQ-i или эмоцион альн ый коэффициен т [20].
Поздн ее Г. Гар дн ер ом (1983 г.) была сфор мулир ован а теор ия мн ожествен н ых ин теллектов, где – описан ие вн утр иличн остн ого и межличн остн ого ин теллекта. Вн утр иличн остн ый ин теллект пон имается как доступ к собствен н ой эмоцион альн ой жизн и, к своим эмоциям: способн ость мгн овен н о р азличать чувства, н азывать их, пер еводить в символические коды и использовать в качестве ср едств для пон иман ия и упр авлен ия собствен н ым поведен ием [1].
Затем в 1985 г. Р . Стер н бер г выделил пр актическое мышлен ие как способн ость адаптир оваться, измен ять или пер еделывать ситуации, возн икающие в р еальн ой жизн и [34].
Н ачалом пер иода глубин н ого изучен ия эмоцион альн ого ин теллекта можн о считать 1990 г., когда Дж. Майер и П. Сэловей опубликовали пер вую исследовательскую р аботу, в котор ой дали опр еделен ие тер мин а «эмоцион альн ый ин теллект», а также пр едложили методику его измер ен ия (EQ). В н ей он и пр ивели доказательства в пользу того, что эмоцион альн ый ин теллект является одн им из осн овн ых видов ин теллекта.
В отечествен н ой психологии идеи, способствующие стан овлен ию пон ятия «эмоцион альн ый ин теллект», пр едставлен ы в р аботах Л.С. Выготского, С.Л. Р убин штейн а, А.Н . Леон тьева, А.Р . Лур ия, Б.В. Зейгар н ик, О.К. Тихомир ова.
Так, уже в н ачале 1930-х годов Л.С. Выготским была обозн ачен а пр облема изучен ия пор ядка и связей, как самих аффектов, так и связей, объедин яющих эмоции с более сложн ыми психологическими системами, котор ую он опр еделил как главн ую задачу н аучн ой психологии. Глубин н ый смысл задачи опр еделялся н еобходимостью постр оен ия н ового учен ия о психике человека как целостн ого и р азвивающегося существа во всей полн оте его жизн и. Л.С. Выготский указывал н а един ство аффекта и ин теллекта, отмечая, что один из кор ен н ых пор оков тр адицион н ой психологии это и есть отр ыв ин теллектуальн ой стор он ы н ашего созн ан ия от аффективн ой [11].
Тема взаимовлиян ия эмоцион альн ых и когн итивн ых пр оцессов в стр уктур е человеческой психики была пр одолжен а С.Л. Р убин штейн ом (1940-60 годы), котор ый считал, что мышлен ие как психический пр оцесс является един ством ин теллектуальн ого и эмоцион альн ого, а эмоция – един ством эмоцион альн ого и ин теллектуальн ого [17].
Др угой отечествен н ый учен ый А.Н . Леон тьев выдвин ул положен ие о том, что мышлен ие как деятельн ость имеет аффективн ую р егуляцию, н епоср едствен н о выр ажающую ее пр истр астн ость. Источн иком эмоций пр изн ается смысловое обр азован ие. Фун кцией эмоций является пр едставлен ие личн остн ых смыслов в созн ан ии субъекта, н а осн ове чего пр оисходит р егуляция деятельн ости, т.е. эмоции сигн ализир уют н ам о личн остн ом смысле пр оисходящих событий [35].
Таким обр азом, методологические осн овы отечествен н ой психологии о един стве позн авательн ых и эмоцион альн ых пр оцессах, заложен н ые в тр удах Л.С. Выготского, С.Л. Р убин штейн а и А.Н . Леон тьева в 30х-60х годах ХХ века, позволили р оссийским психологам в 1970-х годах зан яться их пр актическим подтвер жден ием путем экспер имен тальн о-психологических исследован ий эмоцион альн ой р егуляции мыслительн ой деятельн ости. Пр едположен ие об их пр одуктивн ом взаимодействии доказывалось во мн ожестве исследован ий 70-80-х гг. ХХ в.
Р езультатом отр ажен ия этих пр актических р абот явился тр уд О.К. Тихомир ова «Психология мышлен ия», впер вые опубликован н ый в 1982 году. Р ассуждая о месте эмоций в стр уктур е мыслительн ой деятельн ости, учен ый пр иходит к выводу, что пон ятие «эмоцион альн ое мышлен ие» Г. Майер а очен ь близко пон ятию «пр актическое мышлен ие», пр ин ятое в отечествен н ой психологической литер атур е [35].
Вплотн ую к пон ятию эмоцион альн ый ин теллект подошел в своем диссер тацион н ом исследован ии «Эмоции в стр уктур е мыслительн ого пр оцесса» Н го Кон г Хоан , котор ый исследовал взаимообусловлен н ость эмоцион альн ых и мыслительн ых пр оцессов, опр еделяющих эффективн ость ин теллектуальн ой деятельн ости человека [25].
Во втор ой половин е 90-х годов выходят статьи А.В. Бр ушлин ского, А.А. Бодалева, Г.Г. Гар сковой и др угие, в котор ых автор ы возвр ащают вн иман ие учен ых к пр облемам взаимодействия когн итивн ых и эмоцион альн ых пр оцессов. В частн ости А.В. Бр ушлин ский н азывает такое взаимодействие «взаимопр он икн овен ием», а Г.Г. Гар скова пр ямо указывает н а актуальн ость введен ия тер мин а «эмоцион альн ый ин теллект». Таким обр азом, к н ачалу 90-х гг. ХХ в. отмечается тен ден ция к ин тегр ации психологических явлен ий.
Особо следует отметить вышедшую в 1996 году мон огр афию «Психология деятельн ости и способн ости человека» В.Д. Шадр икова, в котор ой большое вн иман ие уделен о вопр осу соотн ошен ия способн остей и эмоций человека [36].
В частн ости, стр уктур а позн авательн ых способн остей была дополн ен а В.Д. Шадр иковым пон ятием «духовн ые способн ости», а механ изм фун кцион ир ован ия обозн ачен един ством гeн етически обусловлен н ых и пр ижизн ен н о сфор мир ован н ых обр азован ий. Пр одолжая ан ализир овать пр облему взаимосвязи эмоций и ин теллекта, в др угой своей р аботе – «Мен тальн ое р азвитие человека», р оссийский учен ый выводит пон ятие духовн ых способн остей как способн остей н апр авлен н ых н а позн ан ие др угих людей, котор ые опр еделяют успешн ость поведен ия, пр ичем отмечает, что «…важн ейшим личн остн ым качеством, позволяющим пр он икн уть в духовн ый мир др угого человека, является эмпатия» [37, с. 269].
Таким обр азом, тер мин «духовн ые способн ости», пр едложен н ый В.Д. Шадр иковым, ан алогичен пон ятию «эмоцион альн ый ин теллект» у зар убежн ых исследователей того же вр емен н ого пер иода.
Такой же точки зр ен ия в опр еделен ии эмоцион альн ого ин теллекта пр идер живается И.Н . Ан др еева, котор ая, н еодн окр атн о обр ащаясь к пр облематике исследован ия эмоцион альн ого ин теллекта, вслед за В.Д. Шадр иковым, опр еделяет эмоцион альн ый ин теллект как системн ое пр оявлен ие ин теллектуальн ых способн остей к ан ализу, обр аботке и использован ию эмоцион альн ой ин фор мации. Исходя из этого, в иер ар хической стр уктур е эмоцион альн ого ин теллекта мы можем выделить тр и компон ен та: ин теллект ин дивида, ин теллект субъекта деятельн ости и ин теллект личн ости [5].
Особое вн иман ие заслуживает мн оголетн яя р абота Д.В. Люсин а по р азр аботке собствен н ой модели эмоцион альн ого ин теллекта, а также создан ию методики по измер ен ию указан н ой способн ости (опр осн ик ЭмИн , 2006 г.). Вывод, сделан н ый учен ым после изучен ия двух осн овн ых подходов к измер ен ию эмоцион альн ого ин теллекта, а также ан ализа психометр ических свойств самих методик заключается в следующем: так как он и слабо кор р елир уют др уг с др угом, то оптимальн ым для оцен ки эмоцион альн ого ин теллекта в пр актической и исследовательской р аботе будет одн овр емен н ое использован ие р азн ых методических ср едств [19].
Отечествен н ые исследован ия в области эмоцион альн ого ин теллекта пр одолжаются и в н астоящее вр емя, что пр одиктован о н еобходимостью р азвития теор етической базы психологической н ауки, так и актуальн ыми запр осами пр актической р аботы психологов.
В 2009 году Ин ститут психологи Р АН издает кн игу «Социальн ый и эмоцион альн ый ин теллект: от пр оцессов к измер ен иям». В кн игу вошли статьи Д.В. Ушакова, И.Н . Ан др еевой, С.П. Дер евян ко – р аздел «Теор етические подходы и экспер имен тальн ые исследован ия». Особое вн иман ие в дан н ом р азделе уделен о р езультатам экспер имен тальн ых исследован ий в области социальн ого и эмоцион альн ого ин теллектов. Во втор ой р аздел «Пр икладн ые аспекты и методы измер ен ия» вошли описан ия и ан ализ существующих н а сегодн яшн ий ден ь методик по измер ен ию эмоцион альн ого ин теллекта.
В 2012 году выходит кн ига И.Н . Ан др еевой «Азбука эмоцион альн ого ин теллекта», в котор ой автор , ан ализир уя истор ический аспект в изучен ии соотн ошен ия эмоций и ин теллекта в свете их един ства, большое вн иман ие уделяет совр емен н ому пон иман ию эмоцион альн ого ин теллекта, пр иводит р азличн ые опр еделен ия этого пон ятия, классифицир ует зар убежн ые и отечествен н ые модели эмоцион альн ого ин теллекта. Отдельн ая глава посвящен а вопр осам ген дер н ых р азличий в сфер е эмоцион альн ого ин теллекта [5].
Эмоции как важн ейшие компон ен ты мыслительн ой деятельн ости р ассматр ивал в своих р аботах А.В. Бр ушлин ский. По его мн ен ию, р оль эмоций в мыслительн ой деятельн ости р азличн а, он и могут как способствовать, так и пр епятствовать мышлен ию. Автор говор ит о том, что обн ар ужить специфику взаимоотн ошен ий между когн ициями и эмоциями можн о только в том случае, если имеется пон ятийн ый аппар ат, котор ый позволяет выявить явлен ия, н е пр ин адлежащие н и только мышлен ию, н и исключительн о эмоциям [2, с. 33].
По мн ен ию А.В. Бр ушлин ского, должен иметь место пон ятийн ый аппар ат, позволяющий выявить един ицы, котор ые мы н е сможем отн ести н и к мышлен ию, н и к эмоциям. Такие един ицы могут быть описан ы вн утр и психической деятельн ости с помощью «ин тер пр оцессуальн ых» пон ятий, каким и является эмоцион альн ый ин теллект [5].
Н а сегодн яшн ий ден ь пр ин ято использовать шир око р азр екламир ован н ый амер икан скими психологами тер мин «эмоцион альн ый ин теллект», тем н е мен ее, в ср еде отечествен н ых учен ых н еодн окр атн о пр едлагались к использован ию р азличн ые вар иан ты н азван ий указан н ого явлен ия: «эмоцион альн ое р ешен ие задачи», «духовн ые способн ости», «пр актическое мышлен ие» и др угие.
Ан ализ теор етических пр едпосылок возн икн овен ия фен омен а эмоцион альн ого ин теллекта, изучен ие истор ического аспекта в р азвитии эмоцион альн о-когн итивн ых взаимовлиян ий позволили н ам р ассмотр еть объективн ые закон омер н ости появлен ия в тер мин ологии психологической н ауки н ового пон ятия.