Особенности организации туров религиозной направленности

Содержание


Введение……………………………………………………………………1

Глава 1. Туризм в религиозных целях…………….
1.1. История развития паломничества и религиозного туризма……………………………………………………………………...4
1.2. Святые столицы и места мира……………………………………......8

Глава 2.
2.1. Особенности организации туров религиозной направленности ….10
2.2.Современное состояние и перспективы развития религиозного туризма…………………………………………………………………….11
2.3.Пример организации тура религиозной направленности…………..13
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы ……………………………………………………...15

 

 

 


 











Введение

Определение туризма многоаспектно. Человек путешествовал всегда. Именно путешествия послужили основой создания такого вида человеческой деятельности, как туризм.

Туризм как особый социально-экономический и культурный феномен возник относительно недавно (уже в индустриальный период жизни человечества) и перерос путешествия и в количественном и качественном планах. В настоящее время путешествие является важным, но далеко не единственным, а зачастую и не главным элементом туризма.

Согласно Манильской декларации по мировому туризму «туризм – это один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».

В настоящее время концепция туризма значительно расширилась. Помимо классических видов отдыха все большую популярность обретают нетрадиционные способы и методы путешествия, в том числе и религиозный/паломнический туризм.
  Религиозный туризм подразумевает знакомство с историей святых мест, жизнью и бытом святых, а также с церковным искусством.

Паломнический туризм – это разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам. Главным элементом паломнического туризма являются экскурсии.

Цель курсовой работы – изучить современное состояние развития православного религиозного туризма в России.

Задачи:

1.Узнать об особенностях организации туров религиозной направленности.
2.Оценть состояние и перспективы развития религиозного туризма.

 

 


 

Глава 1.
1.1 История развития паломничества и религиозного туризма.

Отличие паломничества от религиозного туризма

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объекта показа, содержания и формы самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т.д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смещению данных категории, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур, прежде всего, мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован, прежде всего, познавательно. Различие целей обуславливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т.д.


Паломничество
- поклонение святым местам. Главное в паломничестве - богослужение, молитва и поклонение святыням.

Экскурсия может быть частью паломничества, но не первостепенной целью.

Пилигримы (pilgrims) - обобщенное наименование странников или путешественников, путешествующих в целях паломничества, паломников.

Паломнические туры как направление туризма, относительно новое явление в туристической сфере. Хотя такие путешествия люди начали совершать еще в древности, поскольку в большинстве мировых религий существует традиция паломничества.

Сегодняшние причины паломничества разные, начиная от обычного любопытства и заканчивая поездками в святыни своей веры. Многие устремляются, чтобы укрепить веру. Есть и такие, что хотят излечиться от болезней и посещают буквально все святые места планеты. Ведь это порой единственный шанс, чтобы обрести здоровье. Столетия назад люди ехали также поклониться святыням, время проходит, а количество странствующих из причин веры не уменьшилось, а даже увеличилось. Теперь есть возможность посетить святые места без особых трудностей.

Выбор паломнический туров поражает разнообразием. Россия, известна монастырями на Валааме и Соловках, Троице-Сергиевой лаврой, Дивеево и др. Они известны в мировом религиозном масштабе. Иногда малые церквушки в деревнях имеют большую святую силу, и верующие знают их и едут за тысячи километров к этому место, хотя население деревни бывает не более сотни людей. А это все обуславливает религиозное паломничество, как вид туризма.

Многие паломники верят, что молитва более действенна в определенных местностях, которые каким-либо образом связаны с их религией. Современные паломники пользуются услугами туристических компаний, которые специально занимаются этим направлением.

Религиозный туризм - Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно засвидетельствованные сведения о путешествиях с культовыми целями относятся к периоду Античности. Древние греки и римляне посещали святилища и храмы. Самый известный культовый центр Эллады находился в Дельфах. Он имел общегреческое значение благодаря своему оракулу. Многочисленные странники приходили сюда, чтобы услышать предсказания жрицы-прорицательницы Пифии.

В эпоху Средневековья миграция по религиозным мотивам, продолжая развиваться, приобретает новые черты. Паломничество принимает массовый характер в своеобразной форме Крестовых походов. Они предпринимались под знамением борьбы против «неверных» (мусульман) и освобождения от них святых мест христиан. Паломническое движение заметно расширяется в XV и особенно в XVI в. Вместе с ростом его масштабов усиливается неоднородность потоков. Для многих их тех, кто отправлялся на Святую землю, паломничество служило лишь прикрытием для реализации своих интересов, подчас очень далеких от вероисповедания. Среди пилигримов были дворяне, искавшие посвящение в рыцари в Иерусалиме у Гроба Господня, политические и военные агенты королей, стремящиеся овладеть оккультными знаниями, творческие личности, например Юстус Тенеллус и Вельгельм Постель, которые по поручению короля Франции Франциска II собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки, наконец, купцы, путешествующие с торговыми целями.

Развитие религиозного туризма в России

В России наиболее популярными в плане паломничества и экскурсий являются такие древние города, как Нижний Новгород, Ростов Великий, Казань, Суздаль, Углич, Владимир.Религиозный туризм, как часть комбинированного тура предполагает и посещение не только комплекса религиозных памятников, но и возможность посещения знаковых соборов и монастырей. В православии особое почтение отдается мощам святых, по местам их упокоения святых угодников, также совершаются туры.

Религиозный туризм в России развивается в двух направлениях: организацией тура может заниматься турфирма либо паломнические службы при крупных религиозных и светских организациях («Радонеж» - Московская Патриархия, «Паломник» - Международный фонд единства православных народов), а также паломнические службы, которые существуют при многих храмах.

 


 

1.2 Святые столицы и места мира.

1.Ватикан(Христианство,католицизм)
Страна площадью 0,44 м2 и священная столица католического мира. Высокая крепостная стена скрывает тайны суверенного государства, основанного в 1929 году и имеющего собственный флаг, монетный двор, свою валюту, почту, радиостанцию и железную дорогу. До этого времени Ватикан принадлежал Италии и был известен как центр власти Папы — главы Святого Престола и римско-католической церкви. Здесь находятся бесценные сокровища мировой культуры и искусства, часть которых выставлена в доступных для посещения музеях, а также тайные архивы, расположенные в подземном хранилище протяженностью 85 км. Доступ туда закрыт для простых смертных.

2.Мекка(Ислам)
На западе Аравийского полуострова, примерно в 100 километрах от побережья Красного моря находится город Мекка, который является мировым центром мусульманского паломничества. В этот священный город запрещён въезд любым иноверцам. Каноническая трактовка истории гласит, что Мухаммед после усиления своей мусульманской общины вошёл в 630 году в Мекку, которая сдалась без боя, а его жители приняли ислам. Священная Кааба и весь город превратился в центр исламизма. После этого все мусульмане, где бы они ни находились, во время молитвы обращаются в сторону Мекки. В самом центре города стоит мечеть, где находится Кааба.

3.Стена Плача, Израиль(Иудаизм,Христианство,Ислам)
Шма Исраэль, Адонай Элоэйну Адонай эхад! Эти слова важнейшей иудейской молитвы уже давно впитали в себя камни Стены Плача. Евреи всего мира молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима — в сторону Стены плача — символа надежды и веры. Так было более 2 тыс. лет назад, так есть и сейчас. Представители других конфессий тоже стремятся попасть к святыне и вложить в щели между древними камнями записки, которым они доверяют свои самые заветные желания. Здесь всегда царит атмосфера гармонии и умиротворения. Здесь каждый ведет беседу с Богом. Нынешняя Стена Плача — главная синагога под открытым небом, где последователи иудаизма неустанно молятся, скорбя о потерянном святом месте и скрижалях и мечтая о возведении Третьего храма, появление которого было предсказано пророками.

4.Вифлеем,Израиль(Иудаизм)
Теперь Вифлеем находится в зоне Палестинской автономии, на западном берегу Иордана. В античные времена это была область Иудеи, а сейчас это центр туризма и паломничества. Он находится всего в 8 километрах от Иерусалима, а сейчас практически слился с ним. Этот город считается священным для христиан, уступая по значимости только самому Иерусалиму, ведь здесь, если верить Евангелиям от Матфея и Луки родился Христос. В Вифлееме находится одна из древнейших в мире христианских общин, но в последние годы из-за эмиграции её численность сокращается. Также, согласно Библии, здесь родился Давид и был помазан на царство.

5. Свято-Троицкая Сергиева Лавра,Россия(Христианство,православие)
Этот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I. По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.
















Глава 2.

 

Особенности организации туров религиозной направленности.

Исследователи по-разному характеризуют религиозный туризм. Некоторые различают их по продолжительности, по размеру группы и по социальной структуре. Джули Геворкян предлагает две категории, которые отличаются по своей мотивации, а именно «паломнический туризм» по духовным причинам или для участия в религиозных обрядах, и «религиозный туризм» для осмотра таких памятников, как соборы.
Религиозный туризм может быть мотивирован любым из нескольких видов интересов, таких как религия, искусство, архитектура, история и личные корни. Люди могут находить святые места интересными и завораживающими, независимо от того, являются ли они лично религиозными или нет. Некоторые церкви Италии, обладают прекрасной архитектурой и роскошным внутренним убранством, что может заинтересовать ценителей искусства.

Существуют важные объекты для всех мировых религий: Иерусалим занимает центральное место в иудаизме, христианстве и исламе. Другие, опять же, могут быть важными для одной конкретной религии, как Камино де Сантьяго в Испании.

Религиозный туризм в Индии может принимать различные формы, в том числе йога-туризм; В стране есть места паломничества для буддизма, ислама, сикхизма и индуизма, а также великолепная архитектура и, для некоторых путешественников, привлекательность востоковедения. Япония также предлагает красивые религиозные места от буддийских храмов до синтоистских святынь.

 


 

· Основные отличительные особенности паломнического туризма состоят в следующем:
паломничество совершает человек с глубокой верой, стремящийся совершить важную для его жизни практику и требующий в данном случае особого отношения со стороны организаторов паломнического тура;

· паломничество по времени осуществления более длительная поездка, в которой необходимо учитывать, что количественно группы значительно больше;

· в индуизме, православии и католицизме, других конфессиях получили развитие пешие паломничества порой с соблюдением ритуальных действий не только в святых местах, но и во время осуществления данного похода;

· паломнические поездки зависят от религиозного календаря;

· паломнические туры в основном оформляют религиозные организации, которые сотрудничают с туристическими фирмами.


В целом есть основополагающие отличие между паломничеством и религиозным туризмом - это цель поездки, которая определяет следующие особенности:

· объекты посещения;

· требования к уровню сервиса;

· необходимость экскурсионного обслуживания;

· даты, к которым приурочены поездки;

· учет возрастной и социальной категории клиентов;

· количество клиентов совершаемых поездку;

· особенности поездки (учитывается религиозная принадлежность, особенности паломничества).

 

2.2 Современное состояние и перспективы развития религиозного туризма.

В XX веке бурно развивалась индустрия туризма, совершенствовались средства транспорта и связи. У обычных людей и паломников появилось больше возможностей посещать святые места. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям народов других стран, понять суть их религии.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Каждый год свыше 200 млн. человек в мире совершают паломничество. Из них 150 млн. христиан, 20-30 млн. индуистов, 40 млн. буддистов, мусульман иудеев и др.
К одной из причин можно отнести то, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, наступившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни человечества в последние несколько десятилетий.

ВТО приводит прогностические данные относительно наиболее перспективных направлений туризма в начале XXI века: паломнический (или религиозный) туризм стоит здесь на первом месте. Однако место религиозного туризма в туризме в данный момент не определено конкретно. Более того, туристский рынок ещё не выделяет религиозный туризм в отдельный сегмент туристской хозяйствующей деятельности, нивелируя его в более общей группе видов туризма. Происходят искусственные попытки вместить религиозный туризм в рамки экскурсионного или познавательного, этнографического или даже экологического. ВТО, хотя и называет религиозный (паломнический) туризм наиболее перспективным направлением XXI века, всё же предпринимает недостаточно решительных шагов для развития религиозного туризма как самостоятельного сегмента. Отрасль не получила пока ещё мощного толчка к развитию уже потому, что не определена как самостоятельная единица в системе туризма. Не создано единых стандартов организации путешествий, не проработана (и фактически не функционирует) система подготовки соответствующих специалистов.
Следует отметить, что в последнее десятилетие наблюдается активизация в продвижении религиозного туризма на туристский рынок. С этой целью в Кордове 29-31 октября 2007 года была проведена международная конференция ЮНВТО по туризму, религиям и диалогу культур. Целью конференции являлось определение взаимосвязей между туризмом и религией. Были предложены ориентиры и рекомендации для правительств, религиозных властей и туристских операторов по обеспечению устойчивого развития и управления туризмом, мотивированным религиозными целями или связанным с местами религиозного наследия. Проведение этой конференции свидетельствует о важности религиозного туризма в мировой туристской индустрии.

В последние годы для пропаганды и продвижения религиозного туризма на рынки мо многих странах мира религиозными организациями и ассоциациями регулярно проводятся специализированные выставки, биржи, конгрессы и конференции. Так же развиваются новые формы - фестивали, театрализованные представления, создание специализированных объектов показа. Привлечение внимания к религиозному достоянию и к местам поклонения создает предпосылки для ознакомления посетителей с произведениями искусств, находящихся в них, а также возможности познания территории, на которой они расположены, и превращения этих территорий в познавательное и качественное туристское направление. В конце октября 2009 года в университете Саленто (г. Лечче, Италия) состоялась международная конференция «Туризм, религия и культура: региональное развитие на основе ценного опыта туристской деятельности». Целью конференции было изучение возможностей, связанных с растущим интересом к религиозному и культурно-познавательному туризму в качестве рычага для устойчивого развития периферийных регионов.

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: