Авторитарный
Попустительский (либеральный)
Демократический
Авторитарный стиль педагогического общения – диктат и опека.
Чрезмерная требовательность, категоричность в суждениях, безапелляционность, пренебрежение мнениями других.
Педагог постоянно проявляет свое превосходство. Акцентирует внимание на негативных поступках обучающегося, при этом не принимая во внимание мотивы поступков.
Опасность авторитарного стиля:
-тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку;
-в отношениях возникает смысловой и эмоциональный барьеры между общающимися, что прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми
Попустительский стиль общения – минимализация усилий
Педагог минимально включается в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности.
Занимая позицию стороннего наблюдателя, педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, устраняется от руководства или ограничивается формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.
|
|
Преобладающими формами обращения являются увещевания, уговоры.
Попустительский стиль педагогического общения ведет к панибратству
или отчуждению; не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности студентов.
Избирающие попустительский стиль педагогического общения педагоги боятся близких контактов, либо принципиально отвергают существующие порядки.
Демократический стиль: взаимопринятие и взаимоориентация
Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению обучаемых, поддерживает их право на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности.
Демократический стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью, уважением, учетом индивидуальности личности.
Демократический стиль педагогического общения располагает к
педагогу, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, способствует становлению
доверительных, гуманистических отношений.
А. Кан-Калик выделяет стили педагогического общения, отражающие коммуникативные возможности педагога
Общение на основе увлеченности совместной деятельности предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество.
Главным условием такого общения является единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
|
|
Общение, в основе которого лежит дружеское расположение. Проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения человека, в открытости контактов.
Общение – дистанция. Педагог не чувствует обучающихся, отстранен от них.
Общение – устрашение строится на жесткой регламентации, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате.
Общение – заигрывание основано на желании нравиться, стремлении завоевать авторитет
Общение – превосходство выражается поглощенностью педагога собой.
Стили педагогического общения (Г.А. Коваль)
Доверительно-диалогический (высокая степень активности,
педагогический оптимизм, стремление к сотрудничеству, индивидуальный
подход)
Альтруистический (полная самоотдача, отзывчивость и понимание
студентов, слабая рефлексия, подмена активности студентов собственной
активностью)
Конформный (поверхностное, депроблематизированное общение,
внешняя доброжелательность сочетается с внутренним безразличием или
тревожностью педагога)
Пассивно-индифферентный (дистанцированность,
замкнутость, низкая чувствительность к состоянию обучающихся)
Рефлексивно-манипулятивный (эгоцентрическая
направленность личности, высокая требовательность и потребность в
достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон студентов в
сочетании с собственной закрытостью, неискренностью и высокой
самооценкой).
Авторитарно-монологический
(ориентация на принуждение, требование согласия с точкой зрения
преподавателя при игнорировании собственной точки зрения отдельного обучающегося, стереотипизация педагогических действий, низкая рефлексия)
Коммуникативные умения педагога
-умения управлять своим поведением;
-умение наблюдать, переключаться;
-социальная перцепция, умение читать по лицу;
-умение понимать, т.е. адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам;
-умение подать себя в общении с обучаемым;
-умение сверхтактично критиковать деятельность других, либо вообще отказаться от этого вида коллективного взаимодействия;
-умение речевого и неречевого контакта с обучаемым.
Коммуникативные навыки педагога:
-правильное обращение к партнеру (прямое выражение своих желаний
без принуждения, угроз или извинений);
-отказ партнеру (прямое, недвусмысленное отклонение просьбы партнера с указанием причин отказа);
-выражение одобрения (прямое выражение позитивных чувств в адрес
человека и его действий);
-выражение неодобрения (прямое выражение неудовольствия или
неодобрения действий человека);
-эмпатия (выражение понимания позиции, чувств партнера, (но не обязательно принятия, одобрения);
-обращение к партнеру с просьбой высказать свою позицию.
Барьеры педагогического общения
-Барьеры восприятия и установок
-Барьеры эмоционального состояния
-Барьер неслышания
-Барьеры речи