Стили педагогического общения

Авторитарный

Попустительский (либеральный)

Демократический

 

Авторитарный стиль педагогического общения – диктат и опека.

Чрезмерная требовательность, категоричность в суждениях, безапелляционность, пренебрежение мнениями других.

Педагог постоянно проявляет свое превосходство. Акцентирует внимание на негативных поступках обучающегося, при этом не принимая во внимание мотивы поступков.

Опасность авторитарного стиля:

-тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку;

-в отношениях возникает смысловой и эмоциональный барьеры между общающимися, что прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми

 

Попустительский стиль общения – минимализация усилий

Педагог минимально включается в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности.

Занимая позицию стороннего наблюдателя, педагог стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, устраняется от руководства или ограничивается формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Преобладающими формами обращения являются увещевания, уговоры.

Попустительский стиль педагогического общения ведет к панибратству

или отчуждению; не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности студентов.

Избирающие попустительский стиль педагогического общения педагоги боятся близких контактов, либо принципиально отвергают существующие порядки.

Демократический стиль: взаимопринятие и взаимоориентация

Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению обучаемых, поддерживает их право на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности.

Демократический стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью, уважением, учетом индивидуальности личности.

Демократический стиль педагогического общения располагает к
педагогу, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, способствует становлению
доверительных, гуманистических отношений.

 



А. Кан-Калик выделяет стили педагогического общения, отражающие коммуникативные возможности педагога

Общение на основе увлеченности совместной деятельности предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество.

Главным условием такого общения является единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Общение, в основе которого лежит дружеское расположение. Проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения человека, в открытости контактов.

Общение – дистанция. Педагог не чувствует обучающихся, отстранен от них.

 

Общениеустрашение строится на жесткой регламентации, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате.

Общениезаигрывание основано на желании нравиться, стремлении завоевать авторитет

Общение – превосходство выражается поглощенностью педагога собой.

Стили педагогического общения (Г.А. Коваль)

Доверительно-диалогический (высокая степень активности,
педагогический оптимизм, стремление к сотрудничеству, индивидуальный
подход)

Альтруистический (полная самоотдача, отзывчивость и понимание
студентов, слабая рефлексия, подмена активности студентов собственной
активностью)

Конформный (поверхностное, депроблематизированное общение,
внешняя доброжелательность сочетается с внутренним безразличием или
тревожностью педагога)

Пассивно-индифферентный (дистанцированность,
замкнутость, низкая чувствительность к состоянию обучающихся)

 

Рефлексивно-манипулятивный (эгоцентрическая
направленность личности, высокая требовательность и потребность в
достижениях, хорошее знание сильных и слабых сторон студентов в
сочетании с собственной закрытостью, неискренностью и высокой
самооценкой).

Авторитарно-монологический
(ориентация на принуждение, требование согласия с точкой зрения
преподавателя при игнорировании собственной точки зрения отдельного обучающегося, стереотипизация педагогических действий, низкая рефлексия)

 














Коммуникативные умения педагога

-умения управлять своим поведением;
-умение наблюдать, переключаться;
-социальная перцепция, умение читать по лицу;
-умение понимать, т.е. адекватно моделировать личность студента, его психическое состояние по внешним признакам;
-умение подать себя в общении с обучаемым;
-умение сверхтактично критиковать деятельность других, либо вообще отказаться от этого вида коллективного взаимодействия;
-умение речевого и неречевого контакта с обучаемым.

 

Коммуникативные навыки педагога:

-правильное обращение к партнеру (прямое выражение своих желаний
без принуждения, угроз или извинений);

-отказ партнеру (прямое, недвусмысленное отклонение просьбы партнера с указанием причин отказа);

-выражение одобрения (прямое выражение позитивных чувств в адрес
человека и его действий);

-выражение неодобрения (прямое выражение неудовольствия или
неодобрения действий человека);

-эмпатия (выражение понимания позиции, чувств партнера, (но не обязательно принятия, одобрения);

-обращение к партнеру с просьбой высказать свою позицию.

 










Барьеры педагогического общения

-Барьеры восприятия и установок
-Барьеры эмоционального состояния
-Барьер неслышания
-Барьеры речи





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: