Методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией

 

Для проведения обследования устной речи у детей в ДОУ отводятся две первые недели сентября и две последние недели апреля.

В начале учебного года (первые две недели сентября)проводится стартовое логопедическое обследование поступивших в группу, логопедический пункт/продолжающих обучение воспитанников. Карта логопедического обследования представлена в Приложении А.

Логопед выявляет объем речевых навыков, сопоставляет его с возрастными нормами, с уровнем психического развития.

По результатам обследования логопед заполняет индивидуальные речевые карты. В этот же период проводятся обобщение и анализ результатов обследования каждого из детей группы специалистами ДОУ, что делает возможным разработку программы групповой коррекционно-педагогической работы с детьми на учебный год.

Результаты обследования заносятся в журнал обследования, составляется индивидуальный план коррекционной работы.

Дети с нарушением речи заносятся в «Список детей, состоящих на учете у логопеда». Составляется список детей, зачисленных на занятия. (применительно к логопунктам)[32].

В междиагностический период (сентябрь-май)проводится плановая коррекционно-профилактическая работа с детьми, а также консультативно-методическая работа с педагогами ДОУ и родителями воспитанников.

Итоговое обследование детей проводится в последние две недели апреля. Его результаты также фиксируются в индивидуальных речевых картах, что помогает подвести итоги коррекционно-речевой работы и оценить ее динамику в течение учебного года, представив анализ в форме количественно-качественного отчета [2].

В апреле, как правило, логопед определяет детей, которые будут посещать логопедические занятия в следующем учебном году, и формирует списки к зачислению.

Главная цель логопедического обследования детей старших групп – выявление детей с задержкой речевого развития, с ФФНР, обусловленного дизартрией, с ОНР.

Если у ребенка обнаружены перечисленные нарушения, необходимо провести разъяснительную работу с родителями и настроить их на перевод ребенка в специализированные группы(если разрешение согласие получено, то оформляются соответствующие документы для прохождения ТПМПК [16].

Обследование речи детей младших групп удобнее проводить, начиная с февраля по апрель месяц. Целью такого обследования является выявление детей с задержкой речевого развития, дизартрией, заиканием и т.д. Это необходимо для того, чтобы вовремя сформировать из этих детей так называемую «группу риска» для проведения дальнейшей профилактической и коррекционной работы[14].

Обследование детей средних групп также проводится в начале учебного года и в апреле-мае. Это помогает логопеду заранее определить нагрузку на следующий учебный год. Практика показывает, что резкое изменение в речевом развитии не происходит или происходит у единиц.

Работая с детьми среднего возраста, необходимо подробно описать состояние звукопроизношения, особенности лексико-грамматического развития и связной речи. Это поможет выявить детей, нуждающихся в переводе в специализированные группы дошкольного учреждения [4].

В процессе логопедического обследования фиксируются дефекты детской звукопроизношения: пропуск, замена, либо искажения определенных звуков. Все результаты обследования логопеды заносят в таблицу звукопроизношения, а в дальнейшем к речевой карты каждого ребенка.

Для подробного логопедического обследования учителя-логопеды с логопедической онлайн службы используют разнообразный дидактический материал: предметы, игрушки, предметные карточки-рисунки, фото, видео материалы и прочее[14].

Логопедическое обследование звукопроизношения у детей проводится способом подражания или самостоятельного проговаривания по трем направлениям: изолированное произнесение гласных и согласных звуков; проговаривание предлагаемых звуков в словах; проговаривание звуков в фразах и предложениях.

1. Изолированное произнесение гласных и согласных звуков

Логопедическое экспресс обследование изолированного произнесения гласных и согласных звуков проводится путем звукоподражания. Логопед говорит звуки-ребенок повторяет. В методике экспресс обследование последовательность гласных звуков может быть произвольной.

2. Проговаривание предлагаемых звуков в словах

Произнесение звуков в словах проводится планомерно, как способом звукоподражания так и самостоятельным проговариванием. При данном виде логопедического обследования следует использовать оба способа, поскольку они отличаются концентрацией внимания у детей.

3. Проговаривание звуков во фразах и предложениях

Проговаривание звуков во фразах и предложениях проводится планомерно, преимущественно способом звукоподражания. Логопед рассудительно читает небольшие (от 2-х до 4-х слов) фразы или предложения, ребенок внимательно слушает и повторяет. Этот вид логопедического обследования звукопроизношения проводится в два этапа: логопед обследует простое проговаривание звуков в предложении; логопед обследует проговаривание звуков с их дифференциацией.

Дидактические игры по предупреждению и исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ представлены в Приложении Б.

Таким образом, каждый конкретный случай речевого обследования ребенка должно быть сугубо индивидуальным, выборочным, а также разносторонним. Это даст возможность логопеду определить характер и тяжесть речевых нарушений и изъянов речи у ребенка. А также выбрать самый эффективный способ преодоления речевых препятствий для ребенка-логопата. Поэтому, для составления полного представления о речевых нарушениях ребенка необходимо исследовать условия и характер его раннего развития.

Выводы по главе 2

Вторая глава курсовой работы была посвящена исследованию специфики проведения индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией. Результаты полученные в ходе исследования отражены в следующих выводах.

В логопедии выделяют следующие этапы логопедического обследования: ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком; прогностический этап, включающий в себя обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта; основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование); заключительный (уточняющий этап); динамический этап включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания; заключительный этап.

В процессе логопедического обследования, как и при всяком обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности, сенсорных функций, проявления эмоционально-волевой сферы Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование в рамках данной курсовой работы было направлено на изучение темы: «Специфика индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией». Согласно решенным задачам в ходе исследования можем сделать следующие выводы.

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы позволил определить, что речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления своим поведением. Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, главный средство производственной, политической, культурной, научно-технической, бытовой информации. Развитие детской речи является сложным и многоплановым процессом, в течение которого формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к мышлению. Нарушения познавательных процессов или речи в определенной степени негативно влияют на психическое развитие ребенка в целом.

Рассмотрев особенности логопедического обследования детей с речевыми нарушениями, мы смогли обосновать, что у детей могут проявляются такие нарушения речи, как задержка развития речи, нарушения звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, синтаксиса, недостаточность семантики, чрезмерно замедленное речи, или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания, заикания, чрезмерная разговорчивость, нарушения регулирующей и планирующей функций речи. Одним из этапов изучения отклонений речевого развития детей является логопедическая диагностика. Логопедическая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение – с учетом пересечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целесообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики речевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т.е. формы нарушений речи).

Охарактеризовав этапы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией были выделены следующие из них: ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установление контакта с ребёнком; диагностический этап, включающий в себя обследование всех компонентов языковой системы, а также обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта; аналитический этап, включающий в себя интерпретацию полученных данных, заполнение речевой карты, логопедическое заключение; прогностический этап, на котором выясняются основные направления коррекционной работы, составление индивидуального плана работы; динамический этап, который заключается в наблюдении за ребенком в условиях специального обучения и воспитания, прослеживании определенных тенденций речевого развития; заключительный этап, включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Обосновав методы и приемы индивидуального логопедического обследования дошкольников с речевой патологией было выявлено, что индивидуальное логопедическое обследование предусматривает: изучение уровня речевой коммуникации; изучение уровня связной речи детей; изучение словарного запаса детей; изучение грамматической стороны речи; изучение состояния звуковой стороны речи; изучение уровня практического осознания элементов языка; комплексный метод речевой диагностики; обработку и интерпретацию полученных результатов.

Резюмируя все выше изложенное следует сказать, что использование в коррекционно-логопедической работе разнообразных методов и приемов инновационных логопедических технологий приводит к стимуляции систем соответствия речевых зон коры главного мозга, нормализацию анатомо-физиологических процессов организма, сокращает сроки коррекционной работы, повышается качество и эффективность работы, снижает энергетические затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: