Особенности восприятия визуальной информации

Введение

Как известно, 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% – посредством органа слуха и только 1% – при помощи других органов чувств. Информация воспринимается нами по-разному. Зависит это в большей степени от того, в каком обрамлении она попадает в поле нашего внимания. Очень большое значение в восприятии информации играет цвет.

Древние мудрецы естественно и разумно использовали цветовую информацию, находя в ней различные эффекты на человека, тем самым могли влиять на ум и сознание с помощью цвета. Любой цвет может иметь свой специальный эффект, который меняет настроение человека в ту или иную сторону. Даже астрологи утверждали, что людям свойственны вполне определенные цвета, а также свои драгоценные камни и металлы. Если перенести всю эту чудодейственную силу камней в наше время, то можно сказать, что каждый подбирает свой собственный интерьер в своей цветовой гамме, свою отличную от других одежду, причем сам не замечает, как цвета управляют эмоциями. От нашего настроения зависит, какой цвет мы сегодня предпочтем.

Сегодня, в век интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий значение цвета при создании электронных документов нельзя недооценить. Цвет – один из самых значимых элементов печатной рекламы, способный повлиять на решение о покупке не меньше, чем сам текст. Это своеобразное связующее звено в рекламном сообщении, которое вносит коррективы в восприятие информации.

В свое время Гете писал: "Цвет... оказывает известное действие на чувство зрения..., а через него и на душевное настроение...". По мнению современных исследователей, цвет – характерная функция восприятия, позволяющая приобрести определенные знания об объекте. Максимальное информирование

получателей о товаре является одной из основных задач рекламы. Поэтому так важно, чтобы цвет соответствовал объекту и другим элементам рекламы.

Понимание значения цвета и умение его использовать имеет огромное значение в печатном и электронном дизайне, поскольку цвет и цветовые сочетания помогают передать правильный тон сообщения, его суть, а также вызвать нужную реакцию на брошюру, рекламу, веб-сайт или любую другую печатную или электронную продукцию.

Цель работы: анализ цветового решения, который можно провести на примере интерьера, как доказательство воздействия цвета на эмоции, настроение и ощущения человека

Объект: цвет

Предмет: психологическое воздействие цвета

 

I. Понятие, свойства и физическая природа цвета

Ощущения различных цветов вызываются световыми излучениями или просто светом.

Свет - это видимое излучение, то есть электромагнитные волны в интервале частот от 380 нм /нанометров/ до 760 нм, воспринимаемые человеческим глазом. Естественным источником света является Солнце. Существуют также искусственные источники света.

Естественный свет может быть разложен в спектр. Впервые опыт по получению спектра произвел Исаак Ньютон (1643–1727). В 1676 году он с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет в цветовой спектр.

Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного. Ньютон выделил семь основных цветов в спектре по аналогии с семью музыкальными тонами, но его попытка найти соответствие между цветом, и звуком оказалась несостоятельной. Выделяют также три основные зоны спектра - красную, зеленую и синюю.

Световое излучение определенной длины волны называется монохроматическим. Спектр содержит излучения с длинами волн от 380 нм до 760 нм.

Границы участков спектра семи цветов в нанометрах:

красный 760 - 650 голубой 490 - 460

оранжевый 650 – 590 синий 460 - 440

жёлтый 590 – 540 фиолетовый 440 - 380

зелёный 540 - 490

Цвет – это зрительное ощущение, которое возникает у человека в результате воздействия на глаз излучений разной длины волны. Цвет – это один из признаков видимых нами предметов.

Цветные поверхности, освещаемые источниками света, часть лучей поглощают, а часть - отражают. Предмет черного цвета все световые излучения поглощает, а предмет белого цвета – отражает. Если, например, отражаются красные лучи, а остальные поглощаются, мы видим предмет красного цвета.

Восприятие цвета предметов определяется следующими факторами: спектральным составом излучения источника света, коэффициентом отражения поверхности и особенностями зрения.

Основные характеристики и свойства цвета.

Цветоведение изучает и раскрывает основные особенности цветовых явлений в природе, предметно-пространственной среде, созданной человеком, а также в сфере искусства, по отношению к тем объектам, которые воспринимаются визуально.[1]

С позиций физики (оптики) цвет имеет световую природу. Возникновение цветовых ощущений невозможно без света, следовательно, понятия «свет» и «цвет» неотделимы. Светоцветовые ощущения возникают только тогда, когда свет воздействует на орган зрения человека. Лучи света, попадая на сетчатку глаза, вызывают импульсы, производящие в мозгу ощущение (впечатление) того или иного цвета или их сочетаний.

В природе существует множество видов электромагнитного излучения, которые не воспринимаются зрением человека: радиоволновое, инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское, гамма-излучение. Выделяется относительно узкий видимый человеку диапазон электромагнитного излучения — это так называемое оптическое излучение (видимый свет).

 

 

Особенности восприятия визуальной информации

Как отмечал И. М. Яглом: “…орган слуха взрослого человека может пропустить за одно и то же время 1000 единиц информации, орган осязания — 10000, а орган зрения — 100000”. Это подтверждает народную мудрость: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Психолог Б. Г. Ананьев подчеркивал, что восприятие через зрительную систему идет на трех уровнях: ощущение, восприятие, представление; через слуховую – только на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем «со слуха».

Исследования ряда учёных показали, что до 20 % поступающей слуховой информации может потеряться, так как, во-первых, мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, а, во-вторых, существует множество различного рода отвлекающих факторов (реакция на внешние раздражители).

Современные исследования показали, что объём запоминаемой информации зависит от формы её получения: 15% запоминается, если информация поступает в речевой форме; 25% – в зрительной и 65% – если оба эти способа передачи информации используются одновременно”. Отсюда вытекает роль аудиовизуальных средств обучения. Попробуем сформулировать некоторые закономерности в визуальной информации.

Во-первых, вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда — текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем этот же текст, напечатанный более широким планом.

Во-вторых, поле чтения при горизонтальном варианте увеличивается, текст читается быстрее. Хотя существует и противоположная точка зрения: при широком поле чтения глаз делает больше регрессий, а это замедляет чтение.

В-третьих, линии, не имеющие перерыва, с плавными закруглениями

считываются на 1/3 дольше, чем линия с резко выраженными углами. Следовательно, печатный текст будет читаться на 1/3 быстрее, чем письменный.

Ну и, наконец, восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста. Играют роль не только рисунок и размер шрифта, но и различное соотношение материала, расположение на странице (длина строки, междустрочия, межбуквенные пробелы, характер верстки текста), цвет бумаги, способ печати и т.д.[2]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: