Содержание и методы коррекционной работы при алалии у детей дошкольного возраста

 

Беседа ребенка-алалика проходит по определенным законам, свойственным ей, она всегда имеет определенную структуру и представляет собой, скорее, некую процедуру, не зависящую от того, какими средствами обмена информацией пользуется собеседник. Результаты подобного наблюдения за динамикой коммуникативного процесса у ребенка с алалией выявляют его проблемные стороны, что позволяет разработать индивидуальную коррекционную программу, сделать процесс обучения – коррекционным.

Организация коррекционно-развивающей работы ставит перед педагогами задачи, которые требуют дополнительную интеграцию содержания всей программы.

Так, например, усиление роли театральной игры в процессе коррекции, увеличение количества музыкально-ритмических движений, овладение ритмикой, пластикой, ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства и художественной литературой благоприятно сказываются на развитии коммуникативного поведения [15].

Далее охарактеризуем этапы логопедической роботы при моторной алалии:

1. Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом нераспространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.

2. Формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевой деятельности.

3. Формирование связной речи – особенно сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур [15].

На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности. Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложениях и учатся правильно отражать их в речи.

Виды работы над словарем при алалии:

– подбор предметов действия (летает, бегает);

– название частей целого (колесо, фара);

– подбор однокоренных слов (лес-лесник);

– отгадывание предмета по описанию;

– подбор синонимов и антонимов;

– составление уменьшительно-ласкательных слов [14].

4) Вырабатывается умение употреблять определенную грамматическую форму слов (множественное число, единственное число, падежные формы). Выполняя действия с предметами, дети комментируют их: молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко и др. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их, придумывать предложения на основе опорных слов, по серии картинок, составлять загадки о предметах, давать сравнительное описание двух или более предметов и проч. Довольно рано начинают детей с алалией учить грамоте.

5) На логопедических занятиях проводится работа по совершенствованию коммуникативной, регулятивной и познавательной функции речи. Основным принципом работы является последовательность и систематичность воздействия на все стороны речевой деятельности ребенка и их взаимосвязь [12].

Этапы работы при сенсорной алалии.

1) Логопедическое влияние направляется на развитие фонематического восприятия, понимание языковых структур.

Основным принципом работы является последовательное систематическое влияние на все стороны речевой деятельности ребенка во взаимосвязи с работой врача. Работа начинается с организации звукового и речевого режима ребенка (лишняя слуховая нагрузка задерживает развитие понимание и самой речи).

2) Рекомендуется создать ребенку тишину, зрительный голод и только тогда начинать работу, потому что это способствует повышению восприимчивости ребенка к звукам. Постепенно уточняется состояние восприятия понимания. Затем ведется работа по их развитию. Основная цель работы – пробуждение интереса к окружающим звукам, к звукам речи, развитие потребности и желание подражать им, дифференциации речевых и не речевых звуков.

3) Параллельно проводится воспитательное воздействие на нормализацию поведения, работоспособности, предметно-практической деятельности, проводится работа по накоплению пассивного словаря. Важно, чтобы ребенок одновременно слышал слово, видел, трогал предмет, выполняла с ним какое-то действие.

4) Далее ребенок учится понимать инструкции типа – открой дверь, возьми платок. Ребенка не учат заучивать слова, а ставят в ситуацию речевых задач [11].

Формирование речевых областей детей с алалией совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев, и этот факт используется в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где есть отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук.

Тренировка пальцев рук начинается в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание, и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей [11].

Так, малышам дают катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Вовлекаются в движение все пальчики. Для этого используются шарики из пластилина, бусы. Заниматься конструированием из кубиков, собирать пирамидки, перекладывать пуговки, карандаши, спички.

Затем более сложные задания: застёгивание пуговиц, завязывание, развязывание узлов, шнуровка (Дидактические игры «Зашнуруй маме сарафан», «Шнуровка сюжетных картинок»). Очень хорошую тренировку движений пальцев дают народные игры-потешки.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания воспитатель-логопед демонстрирует все на себе:

– «Пальчики здороваются», «Человечек» – указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу;

– «Слонёнок», «Корни деревьев».

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая влияет благоприятно на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, (пальчиками) изображая предметы, животных, птиц. То эти упражнения можно усложнять: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти рук и пальцев рук.

Например, такой рассказ: «Кот Барсик увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изобразить фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками) и т.д.» [12].

Логопед, воспитатель, родитель, проявляя фантазию, придумывают рассказы, сказки. Чтобы добиться, выполнения заданий ребенком с легкостью, без труда, чтобы эти занимательные занятия приносили ему радость.

Также выполняются упражнения из счетных палочек или спичек. Вначале знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки также сопровождают стихи, для того чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой [11].

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какое-либо её нарушение (заикание и т.д.). Все эти игровые занятия способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность); также знакомят детей с геометрическими фигурами в легкой неназидательной форме развивается речь ребёнка [7].

Таким образом, в логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы.

При устранении алалии для развития сенсорной сферы, моторики, познавательной деятельности ребёнка также используются практические и наглядные методы. В то же время при закреплении правильных навыков грамматических форм словоизменения и словообразования наряду с наглядными методами применяются и словесные.

 

Выводы по главе 2

 

Во второй главе данного исследования была обоснована специфика коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с алалией. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.

Характеризуя психолого-педагогические и речевые особенности детей с алалией следует отметить, что степени недоразвития речеслухового анализатора, как и речедвигательного, бывают различными, отсюда и многообразие проявлений недостатков понимания. В более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи и шумы неречевого характера, безразличен к любым речевым и неречевым звуковым раздражителям. В других случаях ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их понимание на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание изолированных слов затрудняет ребенка больше, чем понимание смысла фразы. Улавливая в обращении к нему не все слова и их оттенки, ребенок дает неправильную реакцию.

Речевые нарушения при алалии проявляются в следующем: трудности в понимании обращенной речи; бедность активного словаря, медленное и искаженное его развитие; активное использование жестов взамен слов; позднее формирование грамматического строя; отклонения в воспроизведении слогового состава слова; трудности построения речевого высказывания, использование простых повествовательных или побудительных предложений.

Задачи коррекционного воздействия при алалии: устранение неврологических нарушений; устранение психопатологических нарушения; укрепление общего здоровья ребёнка; создание благоприятной речевой среды; коррекция межличностных отношений путём формирования правильного отношения к речи у самого ребёнка и у его близких; воспитание познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, расширение круга знаний и представлений, развитие мыслительных операций; психомоторное развитие; формирование речевой функциональной системы, синтаксической структуры предложения, лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено исследование по теме: «Речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией». Обобщая полученные результаты исследования можем сформулировать следующие выводы согласно решенным задачам.

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования речи у дошкольников с алалией, мы пришли к выводу в литературе под алалией понимается отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Исследователи различают такие виды алалии как: моторная, сенсорная и иногда встречается смешанный вид алалии – сенсомоторная. Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивного речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. Разделяют на эфферентную и афферентную. Характерной чертой для моторной алалии является резкое снижение возможности к самостоятельному высказывания. Сенсорная алалия – нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слуховые. Дети не понимают обращенной к ним речи, или понимают крайне ограниченно.

Рассмотрев основные причины и факторы возникновения алалии у детей можем констатировать, что детская алалия бывает врожденной или рано приобретенной в доречевом периоде. К внутриутробным органическим нарушением речевых центров головного мозга могут вызвать следующие факторы: асфиксия плода; внутриутробное инфицирование ребенка; сильный токсикоз во время беременности; угроза самопроизвольного выкидыша; хронические соматические болезни у матери – гипотония, артериальная гипертензия, нарушения функций легких или сердечная недостаточность. Алалия может развиться на фоне гипоксии плода, отягощенной осложнениями во время родов, недоношенности, преждевременного родоразрешения или во время внутричерепной травмы у ребенка из-за неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений.

Так же в ходе исследования были охарактеризованы психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией. Так было выявлено, что общая клиническая картина алалии характеризуется поздним появлением речевых реакций у ребенка, бедностью словарного запаса, неправильным звукопроизношением и нарушением фонематических процессов. У детей-алаликов часто наблюдаются невротические реакции на свою несложный язык, вторичная задержка психологического развития, аграмматизм. Они быстрее устают, по сравнению со сверстниками, обладают пониженной подвижностью и плохо концентрируют внимание. Если алалию вовремя не начать лечить, в процессе школьного обучения алалия может перейти в нарушение письменной речи – дисграфию или дислексию. Кроме общей симптоматики, в зависимости от формы патологии, могут присутствовать и другие признаки речевых отклонений.

В завершении исследования было обосновано содержание и методы коррекционной работы при алалии у детей дошкольного возраста. Обобщая полученные результаты следует отметить, что важную роль в постановке правильной речи детей с алалией играет работа логопеда. Коррекционное воздействие может проводиться как в специализированных центрах или дошкольных учреждениях, так и в виде частных уроков. Для достижения эффективности логопедические занятия сопровождаются домашним обучением больного ребенка. Работа логопеда направлена на: стимуляцию речевой активности ребенка; формирование богатого словарного запаса; развитие связной речи; развитие психических функций; восстановление артикуляторных движений; формирование звукопроизношения и грамматически правильного оформления высказывания; всестороннее развитие ребенка – обучение двигательным навыкам, пониманию смысла сказанного.

Таким образом, систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению, или она ведется параллельно со школьным обучением в дополнение к нему. Преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы возникла готовность к усвоению школьных знаний, эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: