Особенности воспитания личности в процессе трудового воспитания

 

Трудовое воспитание подрастающего поколения – одна из основных составляющих в формировании личности нового человека. Человек развивается духовно и физически только в труде. Без труда она деградирует.

Исследователи Р.С. Буре, Г.Н. Година подчеркивают: «В процессе физического труда у обучающихся развивается координация движений тела, сила, выносливость. Труд способствует их умственному развитию. Дети, занятые различными видами труда, сообразительнее, изобретательнее. Участие обучающихся в различных трудовых процессах положительно влияет на их поведение, дисциплинирует. Важный аспект психологической подготовки подрастающего поколения к труду – формирование у него чувства самоответственности, понимание необходимости самому заботиться о себе» [3, c. 40].

Трудовое воспитание играет важную роль в дальнейшей профориентации школьника, способствует его профессиональному самоопределению. В последнее время ценностные приоритеты нашего общества существенно изменились. Теперь на передний план вышло понятие престижности и выплачиваемых профессии, а не ее общественной ценности. Родители и учителя часто предпочитают устаревшим методам воспитания, уже не приносят желаемых результатов. Вот почему, по моему мнению, данная тема является весьма актуальной на сегодня.

Трудовое воспитание – процесс привлечения школьников к различным педагогически организованных видов общественно-полезного труда с целью передачи им определенного производственного опыта, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания человека труда.

Психолог В.В. Давыдов отмечал: «Человек развивается духовно и физически только в труде без труда она деградирует. Любые попытки избежать труда приводят к неприятностям и для личности, и для общества» [7, c. 38].

Высокие условия перед человеком ставят и социальные условия труда. Ведь труд – это не только предметно-практическая деятельность, я и общения субъекта этой работы с другими людьми. В различных детских трудовых объединениях труд, как правило, носит коллективный характер и его осуществление обязательно связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений. Ученик должен уметь сотрудничать с другими учениками, подчиняться требованиям руководителя, отвечать за результаты не только своего труда, но и других, проявлять инициативу в доведении дела до конца. В общем, он должен уметь трудится вместе с другими, общаться с ними [3].

Трудовое воспитание учащихся должно быть направлено на воспитание психологической и практической готовности учащихся к труду: добросовестное отношение к труду; внутренняя потребность работать в полную силу, отношение к труду как к необходимости и потребности человека.

В системе воспитательных дел решаются задачи: осознание цели и задачи труда; воспитание мотивов трудовой деятельности; формирование трудовых умений и навыков.

Содержание трудового воспитания многолико. Оно включает в себя всю учебно-воспитательную работу школы. В общем понимании трудовое воспитание в общеобразовательной и профессиональной школе включает в себя учебную работу по основам наук и трудовое воспитание, которые предназначены для формирования у учащихся положительного отношения к умственному и физическому труду и вооружение их общими знаниями, трудовыми умениями и навыками. Но учебная работа по основам наук и трудовое воспитание не ограничиваются только учебной целью. Совместно с трудовым воспитанием они выступают важнейшей основой нравственного, умственного, физического и эстетического развития школьников [26].

Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд учащихся. Она включает:

– общественную работу – такую деятельность, которая способствует достижению цели организации ученического коллектива культурно-массового обслуживания населения;

– самообслуживание;

– производственную труд – общественно-полезную трудовую деятельность учащихся, связанную с созданием материальных ценностей общественного использования как в условиях школы, так и в сфере производства [28].

Самообслуживание в школе и семье – это наиболее доступный и повседневный вид труда. С него начинается воспитание у ребенка трудолюбия, привлечение его к все более сложным видам трудовой деятельности. Опыт показывает, что педагогически правильная организация этой работы становится доброй привычкой, не только обязанностью, но и потребностью школьников.

Приучение детей к самообслуживанию начинается в семье. Первым этапом трудового воспитания является постепенное приучение детей к небольшим и посильным для их возраста трудовым задачам. В этот период лучше приучать детей к самообслуживанию. Следующим этапом является расширение видов труда от самообслуживания к обслуживанию семьи в целом. Уже младший школьник может пришить пуговицу к рубашке младшего брата или сестры, погладить полотенца и т.д. Важным в трудовом воспитании является и учет индивидуальных особенностей учащихся. Так, физически ослабленным детям, не освобождая их от труда, следует поручать несложную работу, желательно на свежем воздухе.

В организации учебной работы учащихся важнейшей является проблема активизации их познавательной деятельности в процессе выполнения трудовых задач. Передовой опыт школ страны убеждает, что если учащимся поручать отдельные, сравнительно простые, виды производственного труда, то такой труд, как правило, не требует от них применения знаний. Но дело коренным образом меняется, если перед учениками ставится комплексная задача.

Общественно полезный, производственный труд на благо общества – это труд самый влиятельный по своим воспитательным влиянием на учащихся. Кроме того, она наиболее распространенная, применяется как в сельских, так и в городских школах. Разнообразны и формы труда, которые получили название трудовых объединений школьников. Они играют исключительно важную роль не только в трудовом, но и умственном, нравственном, эстетическом, физическом, экономическом, экологическом воспитании [28].

Не менее важное их значение в подготовке учащихся к сознательному и творческому участию в общественном производстве, а также в профессиональной ориентации. Методические вопросы организации работы в трудовых объединениях отражено во многих учебных пособиях. В них обращается внимание на то, что трудовые объединения учащихся – это первая школа их самостоятельной трудовой жизни, школа воспитания высокой ответственности за порученное дело.

Значение труда в развитии личности общепризнанно. Возможности для этого развития содержатся уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощено познание человеком явлений, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека. Для успешного осуществления трудовой деятельности требует участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности [3].

Вторым условием развития психики человека под влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Превращая предмет труда, создавая общественно ценные продукты, она преобразует себя.

Таким образом, труд имеет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте в игре, в младшем и среднем школьных возрасте – в учении, в юношеском – в профессионально-трудовой подготовке. В процессе труда, например, распределение внимания становится чрезвычайно широким, а его переключение быстрым. Развитие способностей, чувств и мышления делает личность ребенка гармонично и всесторонне развитой. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: