Специфика формирования семейных ценностей у учащихся с умственной отсталостью во внеклассной деятельности

 

Формирование семейных ценностей у умственно отсталых детей должно начинаться с младшего школьного возраста, именно в этом возрасте дети, часто имеющие различные отклонения в развитии, со слабым социальным опытом, бедной духовно‒ эмоциональной сферой и отсутствием эстетических, нравственных ценностей способны к более щадящей адаптации к неизвестным для них условиям семейной жизни через многообразие внеклассной деятельности, форм и методов работы педагога [17, C. 122].

В педагогике изучается практическая деятельность, связанная с трансляцией ценностей, прежде всего между поколениями, с адаптацией индивидов к конкретным условиям.

Семья сохраняет ведущую роль в формировании духовно‒ нравственных ценностей детей, их воспитании и развитии. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания традиций, культурной преемственности в истории народа, актуализирует важность формирования у детей осознанного отношения к будущему браку, способам его укрепления и сохранения. Перспективным направлением в этом контексте становится формирование у школьников семейных ценностей.

У детей с умственной отсталостью в большинстве случаев представления о семейных отношениях очень бедные, у некоторых из них деформированы установки по отношению к своей будущей роли в семье.

Умственно отсталые учащиеся не могут самостоятельно приобретать знания и умения, поскольку у них меньше возможностей общения с окружающим миром, с взрослыми и ровесниками, в силу дефектов развития.

Умственно отсталые дети оказываются менее осведомленными в вопросах отношения полов, по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Они получают ограниченную информацию, в основном, от соучеников, что не дает им достаточно знаний. Родители, не получая от детей вопросов, считают, что у них нет соответствующих интересов и воздерживаются от разговоров на эти темы. Вступая в брак, они часто не могут приспособиться к семейной жизни [28, C. 87-89].

Родители умственно отсталых детей не всегда и не во всем могут сформировать определенные установки в сфере семейных отношений, соответствующие реальным условиям и требованиям жизни, подготовить их к выполнению семейных обязанносте1. Значительный воспитательный потенциал для учеников специальных (коррекционных) школ имеют методы и технологии, способствующие формированию готовности выпускника школы к роли семьянина, супруга (супруги), родителя.

В связи с этим возрастает роль целенаправленного воспитания, которое осуществляется в специальной (коррекционной) школе. Прежде всего, это должна быть единая система многофакторного воздействия на учащихся, которая осуществляется на уроках и во внеурочное время.

Различные формы внеклассной деятельности: этическая беседа, диспут, диалоговое обсуждение фильмов и литературных произведений на семейную тематику, ролевые игры, праздники, посвященные семейным традициям, которые должны реализовываться на основе методов эмоционального проживания проблемных ситуаций, рефлексии, самовыражения, визуализации и образного моделирования в творческой деятельности, нравственного поведения в семье.

Эффективным методом воспитания детей этого возраста является игра, поскольку она проектирует, имитирует действия, которые в будущем будут необходимы в семье, обществе. Усвоение половой роли – это познание нравственных требований, норм и правил поведения. В этом помогают рассказы, стихи, во время освоения которых программируется определенный стиль поведения будущих супругов.

При обсуждении содержания любого произведения дается оценка поведения персонажей, отношений между членами семьи, правильности поступков мужчины и женщины. Обсуждение стоит связать с жизнью детей, их собственным опытом.

Одним из эффективных средств пробуждения интереса к усвоению семейных ценностей стало использование средств изобразительности, в частности просмотр видеоматериалов и техника коллажа. В ходе обсуждения видеоролика между учащимися возникает продуктивный диалог, результатом которого является расстановка личностно-ценностных акцентов.

Видео-кейс является разновидностью кейс-технологии, и считается одной из форм ценностно-ориентированной работы с учащимися. Демонстрация специально подобранных видеоматериалов облегчает актуализацию изучаемой проблемы, что обеспечивает реализацию принципа связи обучения с жизнью. В ходе обсуждения видеоролика между учениками возникает продуктивный диалог, результатом которого является расстановка личностно-ценностных акцентов. Видео-кейс имеет ряд преимуществ перед другими образовательными технологиями. Так, использование на занятии технологии видео-кейса позволяет: погрузить участников обучения в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей или настоящей жизни; повысить эффективность воспитательного воздействия за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации; повысить эмоциональную вовлечённость участников занятия в процесс обучения, повысить групповую динамику.

Очень важной и сложной проблемой является вопрос выбора видео роликов, их содержание [10, C. 36].

Другой эффективной на наш взгляд техникой закрепления и обобщения знаний учащихся о семье является техника коллажирования. Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт чувство защищённости, поскольку дети не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания [2, C. 16-18].

Так же основными методами изложения материала является метод устного изложения и вопросно-ответный метод. Во всех современных классификациях метод устного изложения принято понимать как монологическую форму сообщения нового материала, который выражается в трех вида: рассказе, объяснении и школьной лекции. При этом использование того или иного вида изложения определяется возрастом учащихся и сложностью преподносимой учебной информации. Непременное условие успеха рассказа на занятиях является его логичность, строгая система построения, пропорциональное соотношение теоретического и фактического материала. При этом воспитательный эффект выше, если теоретические положения иллюстрируются литературными примерами и жизненными фактами, в связи с чем в структуру каждого урока был включен тематический видео-кейс [10, C. 56-58].

Таким образом, формирование семейных ценностей у умственно отсталых школьников – жизненно важно в процессе социализации,(учитывая дефекты их развития) как для самого школьника, так и для его семьи, как родительской, так и будущей. В работе педагоги используют различные формы организации внеклассной деятельности: этическая беседа, диспут, диалоговое обсуждение фильмов и литературных произведений на семейную тематику, ролевые игры, праздники, посвященные семейным традициям, которые должны реализовываться на основе методов эмоционального проживания проблемных ситуаций, рефлексии, самовыражения, визуализации и образного моделирования в творческой деятельности, нравственного поведения в семье.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: