Понятие о духовной традиции

Кураев А.В.

Православная философия и богословие

Ред. Golden-Ship.ru 2013

 

Оглавление


Предисловие
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
Тема 1. ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ
Тема 2. «Вера»
РАЗДЕЛ II. «БИБЛЕЙСКАЯ КОСМОГОНИЯ»
Тема 3. Творение мира
РАЗДЕЛ III. ПРАВОСЛАВНОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Тема 4. Феномен человека
Тема 5. Парадоксы свободы
Тема 6. Грехопадение
Тема 7. СПАСЕНИЕ
РАЗДЕЛ IV. УЧЕНИЕ О ТРОИЦЕ (ТРИАДОЛОГИЯ)
Тема 8. Христос в евангелии
Тема 9. Троица
Тема 10. Христология
РАЗДЕЛ V. ЦЕРКОВЬ
Тема. 11. Природа церкви
РАЗДЕЛ VI АСКЕТИКА И ЭТИКА
Тема 12. Специфика христианской этики
Тема 13. Социальная этика православия
Тема 14. Конец истории


Предисловие

В отличие от Западной Европы, богословие в России не было встроено в систему университетского образования. У нас не было богословских факультетов — были Духовные Академии. Это не означает, что уровень их образовательной и научной работы был ниже, чем в Европе, но все же богословская мысль не стала частью естественных забот и вопрошаний светской интеллигенции, которая оставалась вопиюще невежественна в вопросах церковной жизни, истории, мысли.

Сегодня такая возможность в России есть. Но не из культурологической прихоти светскому гуманитарию стоит сегодня заниматься серьезным изучением богословия. Как Россия в целом, так и Церковь переживают сейчас острейший кризис самоидеятичности. Нам нужно понять — что мы такое. И понимание России, ее исторических судеб и возможностей немыслимо без серьезного понимания Православия. В частности, нужно понять, что Православие не тождественно своей истории. Слишком поспешные и поверхностные суждения мотуг трагачно сказаться и на судьбе человека, и на судьбе страны. И если уж речь зашла о способе работы в богословии, то стоит напомнить и свидетельство крупнейшего русского церковного историка В. Болотова: «Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения (=теологумен) держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным. Но с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими отцами Церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой, не покоряет меня доступной и моему разумению державной мощью своей аргументации».

В Церкви были и есть разные люди. Но действительно, (дело не в комплиментах) — это чудо, что у разных людей, разных народов, разных эпох и культур при следовании Евангельскому пути открывался в сердце один и тот же опыт. Понять то, в чем Отцы и Церковь, через них говорящая, согласны, понять — что лежит глубже культурной или человеческой ограниченности в их опыте, значит понять Православие. Слава Богу, этого общего немало. Да и Христос «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8). Поэтому и не погибла православная Церковь ни с гибелью Византии, ни с крушением прежней России.

Но, прежде чем вы приступите к знакомству с Отцами — поймите одно: только любви открывается то, что написано и создано любовью. Только любви открывается — подлинное, ненаносное. Легко открыть не то что книги средневековых богословов, но и само Евангелие и выцарапать оттуда «обличительные» кусочки. Серьезный же разговор о богословии начинается тогда, когда человек понимает: та Книга, которая лежит передо мной, мудрее меня. И если я что-то не могу понять в ней сейчас — значит еще не пришло время. Пока исполню то, что уже понял.

В общем, помните — входя в Церковь, снимают шапку, а не голову. Но и если будет работать одна голова, а сердце останется глухо — то Ваш церковный путь окажется коротким. Вам покажется стена там, где встретился лишь первый порожек. Православие — это «духовный вкус», такт, строй души. Дай Бог Вам почувствовать, полюбить и приобрести его.

Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата рекомендует книгу диакона Андрея Кураева "Православная философия и богословие", как учебное пособие, помогающее людям составить адекватное представление о мире православной богословской мысли

Одним из ведущих средств обеспечения образовательного процесса в условиях экстерного обучения является книга авторизованного изложения, которая принимает на себя в значительной степени обучающие функции преподавателя. Сущность авторизованоого метода обучения выражается в том, что в ходе работы над авторизованной книгой, которая включает в себя недостаточно полные сведения, студент самостоятельно восстанавливает их и реконструирует полностью этот курс, то есть становится «автором своего учебника».

Авторизованная книга, таким образом, отличается от обычных учебников и учебных пособий тем, что она не является пассивным источником информации, а наоборот, включает в себя активную дидактическую нагрузку, которая и создает оптимальные условия для творческого образования студента. Эта книга не только дает возможность студенту проникнуть в сущность авторизованного изложения как научной и учебной дисциплины, но и способствует соблюдению стройной логической последовательности в изучении учебного курса.

 


РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ


Тема 1. ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ

























ПРОГРАММА

Предмет Богословия. Апофатическое и катафатическое Богословие. Антропологическая основа Богословия. Смысл Традиции. Традиция как передача антропологических изменений. Новизна Традиции. Роль Учителя в Традиции. Богочеловечество как сокровенное содержание христианской Традиции. Христос как объект и субъект религиозной Традиции. Служебность внешних форм Традиции. Богословие как поиск не наиболее подходящих, а наименее неподходящих слов и форм. Условие смены форм Традиции. Богатство догматики как выражение богатства духовного опыта. Смысл догмата не как выражения Истины, а как ее ограждения от попыток ложного перетолкования. Догмат и ересь. Синкретизм и экуменизм.

 

ПОЗИЦИИ

Понятие о духовной традиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: