Позиция 52. Таинство Церкви — Евхаристия

1. Отсюда — исключительность таинства Причащения в церковной жизни. «Если вы — тело Христово, на алтаре лежит ваша Тайна. то, чего вы причащаетесь — ваша собственная тайна», — Августин. Не Церковь совершает Евхаристию, а Евхаристия творит и совершает Церковь. Священник не совершает таинство, а служит таинству. Не хлеб, освящаясь становится Телом, а Тело прячется в хлеб. В Евхаристии не мы усваиваем пищу, но пища усваивает нас (почему не Литургия должна приспособляться к нам, но мы — к Литургии).

2. Есть одно-единственное Таинство — таинство нашего спасения, и оно раскрывает себя как единое Таинство Церкви и в крещении, и в причащении, и в исповеди… Здесь дается «радость истинного, а не аллегорического общения с Богом», — С. И. Фудель.

3. Церковь есть так же объект мистического опыта, как и Христос. Но Тайну Христа вместить труднее, чем тайну Бога. Тайну Церкви вместить труднее, чем тайну Христа… Верить в Церковь можно только даром Духа Святого, только имея опыт бытия в ней. Для протестантов Причащение — это лишь «воспоминание» Тайной Вечери, некое театральное действо. Для католиков — повторение Тайной Вечери. Православие считает, что первое слишком мало, второе — невозможно. Константинопольский собор 1156 выразил православное понимание того, что в Литургии мы участвуем в той же самой Трапезе, что и апостолы. Перегородка времени истончается — и в Вечности мы приемлем Тот же Дар. Поэтому и молитва Литургии (в отличие от католической) прежде всего заботится не о преложении хлеба и вина, а об освящении людей. Дух должен снизойти как на дары, так и на нас — и только это делает Таинство возможным. И молимся мы не столько о «новом» освящении хлеба, сколько о нашем освящении через этот хлеб.

 

ВОПРОСЫ

Что значит Евхаристия для Церкви по мысли о. Николая Афанасьева? (о. Николая Афанасьева «Трапеза Господня» и «Церковь Духа Святого».

Кто совершает Литургию?

Для кого совершается Богослужение?

 



Позиция 53. СОБОРНОСТЬ ЦЕРКВИ

1. Завет заключается не с одиночками, но с сообществами людей. Не с Моисеем и не с Петром — но с Израилем и с человечеством, с теми, кто готов принять Дар Причащения. «Протестантизм же говорит о вере и Церкви, как если бы перед лицом Бога-Искупителя никогда не было никого, кроме множества разобщенных индивидов, каждый из которых выплачивает Богу по своему личному счету, как если бы через окошечко мира сего проходили один за другим налогоплательщики, путшественники и подчиненные, органически ничем не связанные между собой. Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку», — Анри де Любак. «Каждый из нас постоянно ищет того, чем Церковь постоянно обладает», — А. Хомяков.

2. «Соборность» — неточный перевод греческого слова «кафоли-ки» («кафолическая Церковь»). Буквально это слово значит «по всему», полнота… Но полнота чего? На Западе «кафоличность» понимали как «вселенскость», как распространенность Церкви. На Востоке видели прежде всего полноту Даров, подаваемых в Церкви.

3. Каждый из нас причастен Церкви лишь в той мере, в какой дает Христу жить в себе. Каждый грех отделяет (отлучает) человека от Церкви. «Да разве Вы не понимаете, что процесс траты и возобновления, процесс кровообращения есть физиологический закон Церкви, как и всякого организма, что мы беспрерывно отчуждаемся от Тела и Крови Христовых и следовательно, нуждаемся в возобновлении того и другого?» — кн. Е. Н. Трубецкой — Вл. Соловьеву. «Не подходим ли мы всю жизнь к непорочным стенам Церкви? И не великая ли еще милость Божия, чтодас от этих стен не отгоняют? Думаю, что у многих превратное представление о своем нахождении в Церкви на основании знания ими Символа веры, нахождении, представляющегося им чем-то вроде потомственного и почетного дворянства. Кто из нас в подвиге, и кто в благодати? А ведь все христианство в этих двух словах. Приди и виждь. Разгреби золу и увидишь огонь», — С. И. Фудель. «Два аспекта Церкви — в Вечности и во времени — вовсе не то, что теперь, у современных церковно-борцев принято называть «Церковью мистической» и «церковью исторической», причем превозносится первая ради похудения второй. Это одно и то же Существо, но только видимое под двумя разными углами зрения, а именно — со стороны небесной единящей мистической формы и со стороны объединяемого эмпирического содержания». — о. П. Флоренский.

 

ВОПРОСЫ

«Газетное» понимание соборности сравните с пониманием «кафолич-ности» св. Кириллом Иерусалимским. («Огласительные слова» св. Кирилла (слово 10)

Церковь — посредник, соединяющий человека и Бога или разделяющий их? Кто является подлинным субъектом Богопознания — отдельный человек или вся Церковь? (примите во внимание слова Л. Толстого: «Левин был поражен учением Хомякова о Церкви. Его поразила мысль о том, что постижение Божественных истин не дано человеку, но дано совокупности людей, соединенных любовью — Церкви. Его обрадовала мысль о том, что легче поверить в теперь живущую церковь, святую и непогрешимую, и от нее уже принять верование в Бога, чем начинать с Бога, далекого, таинственного», — Л. Толстой).

Качество соборности — возникает как «переход количества в качество» или как-то иначе появляется в собрании?


РАЗДЕЛ VI АСКЕТИКА И ЭТИКА


Тема 12. Специфика христианской этики



ПРОГРАММА

Смысл аскетического подвига. Борьба за свободу и рабство греху. Покаяние и бесстрастие. Основные категории духовной аналитики православия. Взаимосвязи этики и аскетики в Православии.

ПОЗИЦИИ

Смысл христианского подвижничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: