Наряду со стационарными формами важное значение в социально- психологической работе с пожилыми и инвалидами имеет надомное обслуживание

 

Основными его организационными формами являются отделения социальной помощи на дому, отделения специализированной социальной помощи на дому, служба срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания и др. В процессе психосоциальной работы социальный работник использует здесь многообразные формы деятельности: выявляет и помогает в организации нуждающихся пожилых и инвалидов в прикреплении к центрам социального обслуживания, способствует реализации льгот инвалидам, выявляет структуру семьи (полная, неполная, наличие одиноких и т.д.), оказывает помощь в восстановлении связей инвалидов с трудовыми коллективами, в ряде случаев помогает гасить внутрисемейные конфликты (с учетом всей деликатности этой сферы быта), оказывает помощь в организации медицинского обслуживания (вызов участкового врача, узких специалистов), помогает пожилым и инвалидам в социально–бытовых вопросах (в использовании услуг прачечной, химчистки и т.д., в уборке квартиры, доставке продуктов и медикаментов и т.д.).

В этих условиях важное значение приобретает так назы­ваемая терапия средой, которая достигается органи­зацией комфортных бытовых условий, трудовой занятос­ти, содержательного досуга. Рационально организованная терапия средой способствует поддержанию психического тонуса, установлению и упрочнению межличностных отно­шений, наполнению жизни положительными эмоциями и осмысленным содержанием. Названный этап, как и последующий период жизни в доме-интернате пожилых людей, для социального работ­ника представляет широкое поле деятельности и ставит на разрешение совместно с психологом несколько задач:

· определение индивидуальных способов действий по разрешению конфликтных ситуаций;

· выработка индивидуальных психокоррекционных под­ходов;

· помощь в формировании нового жизненного стерео­типа;

· поддержание активных стратегий приспособления;

· формирование адекватных установок на среду;

· снятие негативных эмоциональных переживаний;

· формирование и вовлечение пожилых людей в раз­личные микросоциальные группы;

· групповая психокоррекционная работа.

 

Индивидуальная психотерапевтическая работа должна быть направлена на формирование нового жизненного сте­реотипа, изменение оценочных характеристик, снятие эмо­ционального напряжения. Число занятий определяется ин­дивидуально.

Групповая психокоррекционная работа должна прово­диться с использованием дискуссионных групп, групп об­щения, тренинга умений, релаксационных групп.

В работе с пожилыми людьми необходимо использо­вать все проводящиеся в интернате групповые занятия для формирования положительного эмоционального настроя. Особое место должно быть отведено индивидуальной программе социально-психологической адаптации пожило­го, проживающего в доме-интернате, которая включает следующие разделы:

· тип занятости;

· вид деятельности;

· длительность;

· ответственный за проведение;

· сроки действия;

· эффективность.

 

К типам занятости отно­сятся: трудовая занятость, общественная занятость, досуг, общение, самообслуживание. Важным разделом является эффективность, которая отражает варианты сохранности, реализации трудовых навыков, сохранении социальной ак­тивности и межличностных связей, сохранность познава­тельных интересов, бытовой независимости и др.

Важно учитывать, что в жиз­недеятельности человека есть два важных фактора, опре­деляющих социальную направленность, — это движение и деятельность. Цель организации занятости пожилых людей — вос­становить, оживить, стимулировать затухающую деятель­ность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни. Установлено, что психически и интеллек­туально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедля­ется при наличии активного образа жизни.

В связи с этим при организации образа жизни, занято­сти пожилых людей в домах-интернатах целесообразно сме­стить акценты, рекомендовать терапию движением, трудо­вой занятостью, использование методов лечебной физкультуры, считать это альтернативой «покою», длительному сидению на диванах, креслах. Только движение с учетом соматического состояния позволит предупредить, облегчить, а может быть, и избавиться от старческих недугов, почув­ствовать радость бытия.

Особое место в социально-реабилитирующем воздей­ствии на лиц старших возрастов в домах-интернатах зани­мает трудовая терапия — специально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомен­даций с учетом соматического здоровья этой категории граж­дан, их интересов и желаний.

При подходе к решению вопросов занятости граждан пожилого и старческого возраста в домах-интернатах важным положением является необходимость дифференциации контингента, в основу которой положена способность к со­циальной активности. В соответствии с этим критерием вы­делено несколько групп.

По отношению к лицам пожилого возраста, находя­щимся в домах-интернатах, рекомендовано введение диф­ференцированных реабилитационных режимов:

· режим общественно-трудовой занятости направлен на поддержание личной активности пожилых людей, спо­собствует реализации их интересов, знаний, установок, потребности в общении и т. д.;

· лечебно-активирующий режим направлен на поддер­жание полезных навыков и умений, на оживление общения и сохранение бытовой адаптации;

· лечебно-охранительный режим способствует сохра­нению функциональных способностей, поддержанию физи­ологических функций.

 

Указанные режимы находятся в соответствии с уров­нем активности пожилых людей, что позволяет адекватно направить усилия персонала на организацию социально-пси­хологической адаптации пожилых людей.

Все технические средства и оборудование в домах-ин­тернатах используются в двух направлениях:

· средства для самих пользователей с целью реабили­тации, восстановления (компенсации) функций и относитель­но независимого существования;

· средства и оборудование, используемые для быто­вого обслуживания и медицинского ухода, облегчающие труд персонала.

 

Эта группа средств, имеющих истинно реабилитационное назначение, включает:

· специальные устройства, направленные на самосто­ятельное выполнение санитарно-гигиенических и бытовых навыков;

· средства, облегчающие передвижение;

· средства, способствующие участию в трудовой дея­тельности;

· приспособления, используемые для общения;

· средства, обеспечивающие проведение досуга.

 

В целом вся эта многообразная деятельность социальных работников имеет целью оказать данным группам населения социально– организационную помощь, морально–психологическую поддержку и тем самым улучшить их социально–психологическую адаптацию.

Многое здесь зависит от эффективности социально-правовой реабилитации — комплекса медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на социально-психологическое возрождение человека — взрослого и ребенка, восстановление его психического и физического здоровья (Иващенко Г.М., 1999). «Комплекс» — это значит, что имеется в виду не просто сумма параллельных действий специалистов разного профиля, а их взаимодействие в общем процессе социального возрождения личности, в том числе личности инвалида. Взаимодействие специалистов — не самоцель, это средство, с помощью которого можно с большим успехом решать задачи социальной реабилитации дезадаптированных клиентов и проблемы саморегуляции личностного самочувствия и личностного развития специалистов центра. Успех достигается за счет того, что устанавливаются определенные связи между действиями специалистов разного профиля, ориентированными на одного и того же клиента.

Этому, в практическом плане, призвана служить ииндивидуальная программа реабилитации как комплекс оптимальных для каждого конкретного инвалида реабилитационных мероприятий. Программа включает разнообразные виды медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В течение месяца, в зависимости от индивидуальных особенностей инвалида, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). В разработке плана реабилитационных мероприятий в случае необходимости участвуют специалисты учреждений здравоохранения, образования, профессионального обучения и других органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации инвалидов. В обсуждении ИПР участвует сам инвалид, а если речь идет о ребенке, то родители или уполномоченные лица, их заменяющие. В случаях, требующих применения для разработки программы сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен в вышестоящее учреждение государственной службы медико-социальной экспертизы.

На этапе первичной комплексной медико-социальной экспертизы и разработки ИПР инвалида решаются следующие задачи:

· устанавливается наличие нарушений функций, дается оценка их выраженности, а также оценка тяжести связанных с выявленными нарушениями ограничений жизнедеятельности с указанием ведущего ограничения;

· определяются возможности терапевтической коррекции выявленных нарушений функций;

· изучаются психологический статус личности, его интересы, образовательный или профессиональный потенциал;

· определяются потребности инвалида в мероприятиях социальной реабилитации, в том числе во вспомогательных технических средствах и приспособлениях;

· намечается план комплексной реабилитации.

 

В ИПР, разрабатываемой специалистами бюро МСЭ, обязательно отражаются следующие сведения:

· исполнитель (наименование учреждения);

· форма реабилитации (амбулаторная, стационарная, отделение дневного пребывания, клубная, пансионат);

· сроки выполнения каждого этапа реабилитации (дата начала и окончания);

· объем, содержание и количество реабилитационных мероприятий;

· прогнозируемый результат.

 

Комиссия МСЭ также назначает и утверждает куратора (социального работника) ИПР каждого инвалида, которому поручается организация всех видов патронажа (медико-социального, психолого-социального, культурно-досугового, социально-бытового). В каждом случае учреждение для проведения тех или иных реабилитационных мероприятий подбирается индивидуально, с гарантией высокого качества реабилитационных услуг. При отсутствии необходимых форм помощи по месту жительства инвалида необходимо направить его в соответствующее учреждение ближайших регионов.

На основании полученных медико-психологических характеристик и данных о социальных составляющих портрета инвалида разрабатывается перечень необходимых мер по реабилитации, а также социальной помощи и льгот, гарантированных законом Российской Федерации.

Разработанный план мероприятий с указанием их объемов, сроков проведения и исполнителей заносится в Реабилитационный дневник инвалида, заверяемый подписью руководителя и печатью учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы и подписью инвалида, его опекуна или родителей ребенка-инвалида. Утвержденная ИПР выдается на руки инвалиду, а копия направляется в муниципальное управление социальной защиты населения по месту проживания инвалида или получения им пенсии.

ИПР носит рекомендательный характер, инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Он вправе самостоятельно решить вопрос своего обеспечения конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, печатные издания по брайлевскому шрифту и пр. Отказ от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает бюро МСЭ от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Если инвалид нуждается в обеспечении транспортными средствами или санаторно-курортном лечении, то выписка из ИПР с данными указаниями направляется в соответствующий орган, осуществляющий пенсионирование инвалида.

В ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид или другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида на платную услугу, не предусмотренную базовыми программами, об этом в ИПР делается соответствующая отметка.

ИПР является обязательной для органов государственной власти, органов самоуправления, а также для организаций, предприятий и учреждений, которые выступают непосредственными исполнителями реабилитационных мероприятий.

Координировать процесс реализации программы реабилитации, в которой принимают участие различные учреждения, в том числе разной ведомственной принадлежности, осуществлять контроль и давать оценку полученным результатам должны органы труда и социального развития - Бюро МСЭ, утвердившие ИПР, и районные (городские) органы социальной защиты населения по месту постоянного (фактического) жительства инвалида. В органе социальной защиты населения выделяется структурное подразделение (специалист) по проблемам реабилитации инвалидов.

При повторной и последующих экспертизах, которые проводятся по окончании намеченного этапа реабилитации, оценивается полученный эффект. Комиссия МСЭ заслушивает отчет куратора программы реабилитации, проводит обследование инвалида, изучает отчеты реабилитационных учреждений. В случае низкой эффективности реабилитации или невыполнения намеченных мероприятий анализируются причины, по которым это произошло, устанавливаются негативные моменты в деятельности реабилитационных учреждений и самой программе реабилитации, намечаются меры по их устранению.

Восприятие пожилых людей со стороны обусловливается многими объективными факторами, но, в то же время в значительной степени зависит от личностных особенностей, степени и уровня профессионально-психологической подготовленности того, кто является воспринимающей стороной.

Ведущим фактором, определяющим своеобразие восприятия пожилых людей и инвалидов, становятся стереотипы, сложившиеся в общественном мнении по отношении к ним.

Активному долголетию пожилого человека способствует множество факторов, ведущими среди которых можно считать следующие: развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

 

 

Задание:

 

1.  Ознакомиться с понятием «эйджизм» и записать в тетрадь:

 

 

Эйджизм (англ. ageism [ˈeɪdʒ.ɪzm̩], от англ. age — «возраст») — дискриминация человека на основании его возраста. Проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: