1) Информационно-рецептивный ― заключающийся в сообщении специалистами готовой информации гигиенического характера обучаемым лицам, которые усваивают ее на уровне осознанного восприятия и запоминания.
2) Репродуктивный ― заключающийся в организации специалистом воспроизведения имеющихся знаний со стороны обучаемых лиц как на теоретическом, так и на практическом уровнях, т.е. формирование способности применять имеющиеся гигиенические знания в ситуациях.
3) Метод проблемного изложения информации ― заключающийся в постановке специалистом (лектором) перед обучаемыми лицами научно-познавательных практических задач, и раскрытии поиска их решений.
4) Эвристический ― заключающийся в постановке специалистом перед обучаемыми лицами научно-познавательных и практических задач, в раскрытии логики поиска их решений, а также в организации самостоятельного решения этих задач обучаемыми, т.е. тоже что и метод проблемного изложени\ информации, только обучаемые самостоятельно участвуют в поиске.
Средства гигиенического воспитания ― позволяют говорить о том, с помощью чего методы получают реальное воплощение.
I. Речевые средства (основанные на устной и письменной речи)
Устные речевые средства (Автоматический справочный информатор) и письменные речевые средства (Листовка, Буклет, Памятка, Книга, Лозунг, Журнал, Газета, Электронный информатор «Бегущая строка»).
II. Изобразительные средства ( Плакат, Фотографический снимок, Картотека, Слайд, Картинки для раскрашивания, наклейки па спичечных коробках, постовые марки, календари, закладки, салфетки и др.)
III. Изобразительно-речевые средства
Это сочетание речевого способа передачи информации о здоровье с изображением предметов, процессов, явлений, иллюстрирующих эту информацию. Относятся: ТУ, кино, театр.
IV. Действия как средства ГВ
Это совокупность практических приемов, связанных со здоровьем (физкультурные упражнения, приемы аутотренинга, приемы ухода за больными, оказание 1 медицинской помощи, самообследование и т.д.).
V. Предметные средства гигиенического воспитания
Средства ГВ, представляющие собой реальные («натуральные») предметы, имеющие отношение к здоровью: посуда, средства ухода за кожей; обеспечения чистоты помещения; спортивные снаряды, лекарства; предметы ухода за больными и т.д. Также относятся кукольные персонажи, используемые в целях формирования у детей с точки зрения здоровья позитивного поведения (например, Айболит ― в России).
Формы ГВ: показывают как, каким образом осуществляется воплощение методов.
1. Индивидуальные: беседа; консультирование; телефонное консультирование; личная корреспонденция - общение посредством обмена письмами.
2. Групповые формы ― общение специалиста с группой лиц. Эффективность определяется:
―однородностью возрастного, профессионального состава, наличием обратной связи и т.д. Оптимум ― 15-20 человек. В процессе группового общения устная речь может быть дополнена изобразительными средствами, печатными изданиями, использованием компьютерной техники.
А) Групповая беседа
б) Беседа за круглым столом: Обсуждение группой специалистов конкретных вопросов в присутствии слушателей.
В) Дискуссия; г) Клубы здоровья; д) Демонстрация видеозаписи по вопросам здоровья; е) Игра
ж) Практическое занятие: Организация выполнения обучаемыми упражнении, предусматривающих практическое применение полученных теоретических знаний (занятие по уходу за больными, по оказанию 1-й медицинской помощи, самообследование).