Современная методология о методах познания

 

Современная методология считает, что метод познания зависит от объекта и от целей познавательной деятельности. Поэтому, во-первых, методы исследования различных областей реальности отличаются друг от друга: микромир изучается иными средствами и способами, чем макромир, живая природа – иначе, чем неживая, и т. д. Во-вторых, даже один объект может исследоваться разными методами, в зависимости от интересующего нас аспекта его бытия. Разнообразные методы познания могут быть по-разному классифицированы; рассмотрим их разделение по уровню (степени общности):

1. Всеобщие методы как абстрактные принципы мышления (например, диалектика). Всеобщие методы не представляют собой описания конкретных познавательных процедур; они определяют представление о ходе познавательного процесса в целом, выступают как исходные основания всех познавательных операций.

2. Общелогические методы – это познавательные процедуры, гносеологические операции наиболее общего характера, присущие всем видам познания: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия.

Абстрагирование – процесс мысленного выделения наиболее важных для рассмотрения в данном познавательном контексте признаков и отношений объекта с отвлечением от всех других его свойств и связей. Анализ – мысленное расчленение целого на части для подробного изучения, синтез – соединение выделенных частей в целостный гносеологический образ. Аналогия – заключение о свойствах объекта на основе его сходства с другим, ранее изученным объектом.

3. Общенаучные методы. Выделение наряду с общелогическими особой подгруппы общенаучных методов связано с тем, что наука представляет собой лишь один из видов познания (см. об этом раздел «Виды познания»). К общелогическим относят методы, которые являются общими для всех наук независимо от их предмета, но мало используются за пределами науки (например, в религиозных и мифологических построениях). Общенаучные методы делятся на эмпирические (от «эмпирия» – опыт) и теоретические. Основные эмпирические методы – наблюдение и эксперимент. Наблюдение – это преднамеренное и целенаправленное выделенного для изучения фрагмента реальности. Эксперимент отличается от наблюдения особой подготовкой – искусственным созданием условий исследования, это метод изучения явлений и процессов в контролируемых и управляемых условиях. Теоретические методы: идеализация, т. е. построение (конструирование) идеализированного, абстрактного объекта (например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело», «материальная точка» и т. п.); мысленный эксперимент с идеализированными объектами, математическое моделирование – исследование объектов познания путем создания их описания (модели) средствами математики и логики. Среди теоретических большую группу составляют так называемые методы построения теории, представляющие собой различные способы хода мысли при разработке теоретической концепции: аксиоматический, в котором построение теории начинается с принятия некоторых аксиом (постулатов), из которых затем выводятся теоремы и остальные положения логическим путем, посредством доказательства; гипотетико-дедуктивный, в котором в начале построения концепции принимаются некоторые общие положения, из которых затем выводятся проверяемые следствия, позволяющие оценить истинность исходных гипотез; восхождение от абстрактного к конкретному, т. е. движение мысли к все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению объекта через совокупность абстрактных, односторонних определений, и др.

4. Частнонаучные методы – правила и процедуры исследования, использующиеся в отдельных дисциплинах (частных науках – физике, химии, биологии и т. д.). Общенаучные методы по-разному реализуются для объектов различного типа; так, эксперимент в механике имеет свои особенности по сравнению с медицинским экспериментом. Кроме того, существуют специфические методы, связанные со своеобразием объектов и целей исследования. Таковы, например, методы социологии – анкетирование, включенное наблюдение, когда исследователь сам становится частью изучаемого объекта – социальной группы; самонаблюдение как метод психологии и др.

5. Методики – технологии осуществления конкретных исследовательских процедур. Например, при проведении социологического опроса необходимо соблюдать определенные правила постановки вопросов, выбора опрашиваемых и т. д.; при несоблюдении этих требований полученная информация будет недостоверной. 

Современная методология признает объективно обусловленным и полезным существование различных методов и познавательных стандартов в разных областях знания. Обширный исследовательский арсенал расширяет познавательные возможности человека.            

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: