ЛЕКЦИЯ №4
«СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»
Физическое воспитание в вузе является на сегодняшний день неотъемлемой частью современной жизни.
Оно дает занимающимся хорошее здоровье, способствует их успешной дальнейшей трудовой деятельности.
Особое внимание в современных условиях уделяется развитию прикладной функции физического воспитания молодежи, что предполагает выбор и использование соответствующих форм и средств физического воспитания.
Занятия физической культурой, проводимые в высших учебных заведениях в определенной степени способствуют подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.
Однако, факты говорят о том, что еще не в полной мере используются все возможности физического воспитания в решении задачи подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Большие возможности физического воспитания в формировании личности современного работника сферы искусства и недостаточная их реализация в общепринятых формах физического воспитания ставят задачу широкого внедрения профессионально-прикладной физической подготовки в художественных вузах Российской Федерации.
|
|
Важно ознакомить студентов, обучающихся в художественных вузах, с основными положениями, содержанием и путями практической реализации ППФП (профессионально-прикладной физической подготовки), организуемой с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности.
Художественные вузы готовят специалистов по многим специальностям и направлениям. Поэтому мы даем в основном только общие рекомендации для студентов с таким расчетом, чтобы они, проработав изложенный материал, конкретизировали его с учетом специфики своей будущей профессиональной деятельности.
Основу физического воспитания составляет разносторонняя физическая подготовка занимающихся.
Вместе с тем, требования к физической и психологической подготовленности художника отличаются от подобных требований, предъявляемых к инженеру, педагогу или врачу.
Различия в требованиях к физической и психологической подготовленности диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).
Под ППФП понимается система физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.
С помощью средств ППФП воспитываются и совершенствуются психические и волевые качества, приобретаются знания и умения в области физической культуры, развиваются различные профессионально важные умственные и двигательные навыки, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.
|
|
Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов художественных вузов создает предпосылки для ими достижения высокой профессиональной работоспособности.
ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям.
ППФП работников сферы искусства на современном этапе приобретает значение важного социально-экономического фактора, нашла применение сегодня во многих художественных вузах, что позволило значительно поднять прикладную действенность физического воспитания и в конечном итоге повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов.
Не меньшее значение имеют систематические занятия ППФП работников в период их трудовой деятельности.
Такие занятия содействуют поддержанию и совершенствованию определенного уровня физической подготовленности, а также являются эффективным профилактических средством от профессиональных заболеваний.
В содержании и организации ППФФП студентов художественных вузов имеются определенные особенности.
ППФП решает широкий круг специальных задач, для реализации которых отбираются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического воспитания.
Вместе с тем эта подготовка не является чем-то обособленным от системы физического воспитания, а органически связана со всеми ее основными направлениями, использует многие ее средства, методы и формы.
Профессионально-прикладную физическую подготовку нужно рассматривать как составную часть общей системы формирования специалиста в вузе. В связи с этим она должна тесно увязываться не только с физическим воспитанием, но и с общим процессом обучения и воспитания студентов.
Функционирование ППФП обеспечивают материально-техническая база (инвентарь, специальная литература, теоретическая и методическая подготовка, наличие учебно-спортивной базы), а также высокий уровень постановки физического воспитания в вузе.
ППФП студентов художественных вузов базируется на разносторонней физической подготовке занимающихся.
Это определяется рядом объективных закономерностей формирования физических и психических способностей человека.
Совершенствование важных функций организма возможно лишь на основе общего укрепления его и улучшения деятельности всех внутренних органов и систем.
Наибольшее же развитие какого-либо физического или психического качества происходит при условии эффективного одновременного развития других качеств.
Не менее важное значение имеет и быстрое овладение новыми двигательными навыками, а успех этого во многом зависит от того, обладают ли занимающиеся достаточно широким запасом навыков, ранее выработанных с помощью разнообразных физических упражнений.
ППФП тесно связано также с воспитательной, образовательной и оздоровительной работой.
Следовательно, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов художественных вузов - понятие сложное, связанное с системным представлением физического воспитания и формирования личности будущего работника сферы искусства.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП
Актуальность ППФП представителей различных профессий обуславливается местом и ролью ее в жизни, темпами развития, большой долей личного фактора, высокими требованиями к физической и психической подготовленности работников.
Содержание ППФП определяют требования к личности специалиста, и прежде всего к его физической и психической подготовленности, которые в свою очередь обуславливаются определенными факторами, тесно связанными со спецификой его будущей профессии.
|
|
Основными факторами, от которых зависит содержание ППФП студентов художественных вузов являются: сфера деятельности, содержания и условия труда, психофизиологические особенности деятельности специалиста.
Существенное значение для содержания ППФП работников сферы искусства имеют такие типовые показатели работы, как сфера деятельности и вид труда, которые требуют определенных физических и психических качеств и навыков.
Исключительно важным фактором, определяющим содержание ППФП, являются условия труда (режим труда и отдыха, каковы характерные позы работников, где проводится работа, основные виды профессиональной вредности).
Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств.
Продолжительность работы в ограниченном пространстве, в вынужденной позе (например, сидя или стоя) требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии.
При большой протяженности рабочей зоны необходима общая выносливость, хорошее состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.
Профессиональные вредности, сопровождающие деятельность отдельных специальностей работников сферы искусства, являются основными для формирования в процессе ППФП специальных физических качеств, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.
Психофизиологические особенности профессиональной деятельности также во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка определенной профессиональной информации, принятия решений, определенные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы организма, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психологические факторы, возникающие во время работы, совокупность влияния на организм человека всех факторов, составляющих условия труда.
|
|
Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы умственные, двигательные, волевые навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем человеческого организма.
Так, если информация во время работы поступает в большом объеме в виде зрительных, звуковых и тактильных сигналов, то можно предположить, что эта трудовая деятельность требует высокого уровня развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
Большая изменчивость двигательных задач предъявляет высокие требования к ловкости, координации движений.
Если эти действия производятся преимущественно руками, то необходима в работе координация движений рук.
Наличие в работе продолжительных разнообразных действий средней и умеренной интенсивности требует общей выносливости.
Объективную информацию о волевых качествах, необходимых специалисту, дает анализ трудностей, встречающихся в его работе.
Иногда наличие риска, опасностей в трудовой деятельности указывает на важность развития таких качеств, как решительность, смелость. Большое количество экстремальных и стрессовых ситуаций требует эмоциональной устойчивости, выдержки, самообладания.
Названные факторы, определяющие содержание ППФП, являются объективными по своей природе и тесно связаны между собой. Поэтому полное представление о значении и содержании ППФП работника конкретной профессии дают только учет и анализ всей их совокупности.
Такая работа проводится в форме составления специальной программы.
При описании профессии в целях ППФП используется комплекс следующих методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций на технологии производственных процессов, данных специальных исследований, визуальные наблюдения на рабочем месте, фото и киносъемка, хронометраж, изучение профессиональной работоспособности по технико-экономическим и психофизиологическим показателям, изучение санитарно-гигиенических условий труда, причины травматизма, заболеваемости, брака в работе, опрос представителей той или иной профессии, опрос экспертов, определение профессионально важных физических и психических качеств.
На основании полученных данных ставятся задачи ППФП, отбираются наиболее эффективные средства, методы, формы из реализации.
ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ИСКУССТВА.
Направленность (цель, задачи, критерии) ППФП художников определяется требованиями, предъявляемыми к их психофизической подготовленности и возможностям реализации их в процессе занятий физической культурой.
Изучение художественной деятельности позволили выявить большой комплекс психофизических свойств и качеств, необходимых специалисту любого профиля.
К числу таких необходимых компонентов профессиональной подготовленности, реализуемых в процессе ППФП, относятся умственные, двигательные, волевые, педагогические, организаторские навыки и умения. Каждому работнику сферы искусства необходимо быстро разбираться в сложных ситуациях, уметь снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Развитию этих качеств во много способствуют занятия физической культурой и спортом.
Физическая культура является важным фактором повышения экономической эффективности в любой профессиональной деятельности.
Поэтому современный работник сферы искусства должен обладать определенной суммой знаний в области использования физической культуры в своей профессии.
Он должен знать основные положения системы физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки для применения в своей практике.
Эффективность труда во многом зависит от его индивидуальной способности к продуктивной умственной и физической работе, степени выносливости и способности к восстановлению его организма.
Низкий уровень работоспособности приводит к быстрому утомлению и большому количеству ошибок и срывов в работе.
Профессиональная деятельность художника требует от него целого ряда физических качеств.
Требуется умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения. Поэтому отсутствие способности чувствовать и строго дозировать небольшие силовые напряжения ведет к большому расходу энергии, быстрому утомлению и перенапряжению нервно-мышечного аппарата, что нередко приводит к различным заболеваниям мышц и нервной системы.
Художественная деятельность характеризуется в основном малоподвижным состоянием (гиподинамией), даже сравнительно небольшая гиподинамия ведет к значительному ухудшению функционального состояния организма, уменьшается умственная деятельность, резко ухудшается концентрация внимания.
В наибольшей степени от гиподинамии страдают органы, связанные регуляцией центральной нервной системы и сердечно-сосудистой. Кроме того, снижается выносливость к статическим усилиям.
Все это говорит о важности воспитания у специалиста для его успешной профессиональной деятельности способности сохранять высокую работоспособность в условиях длительной гиподинамии, развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшее напряжение во время малоподвижной работы.
Для работы в сфере искусства характерно чередование периодов действия незначительной физической нагрузки и периодов достаточной высокой двигательной активности, в зависимости от величины обслуживаемого участка.
Это требует от художника общей выносливости, то есть способность длительное время выполнять определенную физическую работу.
В содержание профессиональной деятельности часто включаются действия, связанные с манипулированием небольшими предметами. Это требует от него способности выполнять быстрые, точные и экономичные движения, ловкости и координации движении рук и пальцев.