Требования к психофизической подготовленности работников сферы искусства

ЛЕКЦИЯ №4

«СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»

 

Физическое воспитание в вузе является на сегодняшний день неотъемлемой частью современной жизни.

Оно дает занимающимся хорошее здоровье, способствует их успешной дальнейшей трудовой деятельности.

Особое внимание в современных условиях уделяется развитию прикладной функции физического воспитания молодежи, что предполагает выбор и использование соответствующих форм и средств физического воспитания.

Занятия физической культурой, проводимые в высших учебных заведениях в определенной степени способствуют подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности.

Однако, факты говорят о том, что еще не в полной мере используются все возможности физического воспитания в решении задачи подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Большие возможности физического воспитания в формировании личности современного работника сферы искусства и недостаточная их реализация в общепринятых формах физического воспитания ставят задачу широкого внедрения профессионально-прикладной физической подготовки в художественных вузах Российской Федерации.

Важно ознакомить студентов, обучающихся в художественных вузах, с основными положениями, содержанием и путями практической реализации ППФП (профессионально-прикладной физической подготовки), организуемой с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности.

Художественные вузы готовят специалистов по многим специальностям и направлениям. Поэтому мы даем в основном только общие рекомендации для студентов с таким расчетом, чтобы они, проработав изложенный материал, конкретизировали его с учетом специфики своей будущей профессиональной деятельности.

Основу физического воспитания составляет разносторонняя физическая подготовка занимающихся.

Вместе с тем, требования к физической и психологической подготовленности художника отличаются от подобных требований, предъявляемых к инженеру, педагогу или врачу.

Различия в требованиях к физической и психологической подготовленности диктуют необходимость профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Под ППФП понимается система физического воспитания, наилучшим образом обеспечивающая формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП воспитываются и совершенствуются психические и волевые качества, приобретаются знания и умения в области физической культуры, развиваются различные профессионально важные умственные и двигательные навыки, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основных органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов художественных вузов создает предпосылки для ими достижения высокой профессиональной работоспособности.

ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям.

ППФП работников сферы искусства на современном этапе приобретает значение важного социально-экономического фактора, нашла применение сегодня во многих художественных вузах, что позволило значительно поднять прикладную действенность физического воспитания и в конечном итоге повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов.

Не меньшее значение имеют систематические занятия ППФП работников в период их трудовой деятельности.

Такие занятия содействуют поддержанию и совершенствованию определенного уровня физической подготовленности, а также являются эффективным профилактических средством от профессиональных заболеваний.

В содержании и организации ППФФП студентов художественных вузов имеются определенные особенности.

ППФП решает широкий круг специальных задач, для реализации которых отбираются наиболее адекватные и эффективные средства и методы физического воспитания.

Вместе с тем эта подготовка не является чем-то обособленным от системы физического воспитания, а органически связана со всеми ее основными направлениями, использует многие ее средства, методы и формы.

Профессионально-прикладную физическую подготовку нужно рассматривать как составную часть общей системы формирования специалиста в вузе. В связи с этим она должна тесно увязываться не только с физическим воспитанием, но и с общим процессом обучения и воспитания студентов.

Функционирование ППФП обеспечивают материально-техническая база (инвентарь, специальная литература, теоретическая и методическая подготовка, наличие учебно-спортивной базы), а также высокий уровень постановки физического воспитания в вузе.

ППФП студентов художественных вузов базируется на разносторонней физической подготовке занимающихся.

Это определяется рядом объективных закономерностей формирования физических и психических способностей человека.

Совершенствование важных функций организма возможно лишь на основе общего укрепления его и улучшения деятельности всех внутренних органов и систем.

Наибольшее же развитие какого-либо физического или психического качества происходит при условии эффективного одновременного развития других качеств.

Не менее важное значение имеет и быстрое овладение новыми двигательными навыками, а успех этого во многом зависит от того, обладают ли занимающиеся достаточно широким запасом навыков, ранее выработанных с помощью разнообразных физических упражнений.

ППФП тесно связано также с воспитательной, образовательной и оздоровительной работой.

Следовательно, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов художественных вузов - понятие сложное, связанное с системным представлением физического воспитания и формирования личности будущего работника сферы искусства.

 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП

 

Актуальность ППФП представителей различных профессий обуславливается местом и ролью ее в жизни, темпами развития, большой долей личного фактора, высокими требованиями к физической и психической подготовленности работников.

Содержание ППФП определяют требования к личности специалиста, и прежде всего к его физической и психической подготовленности, которые в свою очередь обуславливаются определенными факторами, тесно связанными со спецификой его будущей профессии.

Основными факторами, от которых зависит содержание ППФП студентов художественных вузов являются: сфера деятельности, содержания и условия труда, психофизиологические особенности деятельности специалиста.

Существенное значение для содержания ППФП работников сферы искусства имеют такие типовые показатели работы, как сфера деятельности и вид труда, которые требуют определенных физических и психических качеств и навыков.

Исключительно важным фактором, определяющим содержание ППФП, являются условия труда (режим труда и отдыха, каковы характерные позы работников, где проводится работа, основные виды профессиональной вредности).

Определенные условия трудовой деятельности требуют развития соответствующих специальных физических и психических качеств.

Продолжительность работы в ограниченном пространстве, в вынужденной позе (например, сидя или стоя) требует статической выносливости мышц спины, туловища, рук, устойчивости к гиподинамии.

При большой протяженности рабочей зоны необходима общая выносливость, хорошее состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата.

Профессиональные вредности, сопровождающие деятельность отдельных специальностей работников сферы искусства, являются основными для формирования в процессе ППФП специальных физических качеств, направленных на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов.

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности также во многом определяют направленность ППФП. Ими являются: прием, хранение и переработка определенной профессиональной информации, принятия решений, определенные действия, нагрузка на отдельные физиологические органы и системы организма, эмоциональные состояния, утомляемость и динамика работоспособности, психологические факторы, возникающие во время работы, совокупность влияния на организм человека всех факторов, составляющих условия труда.

Изучение этих особенностей позволяет выявить необходимые для успешной работы умственные, двигательные, волевые навыки, физические и психические качества, уровень функционирования и надежности отдельных органов и систем человеческого организма.

Так, если информация во время работы поступает в большом объеме в виде зрительных, звуковых и тактильных сигналов, то можно предположить, что эта трудовая деятельность требует высокого уровня развития зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Большая изменчивость двигательных задач предъявляет высокие требования к ловкости, координации движений.

Если эти действия производятся преимущественно руками, то необходима в работе координация движений рук.

Наличие в работе продолжительных разнообразных действий средней и умеренной интенсивности требует общей выносливости.

Объективную информацию о волевых качествах, необходимых специалисту, дает анализ трудностей, встречающихся в его работе.

Иногда наличие риска, опасностей в трудовой деятельности указывает на важность развития таких качеств, как решительность, смелость. Большое количество экстремальных и стрессовых ситуаций требует эмоциональной устойчивости, выдержки, самообладания.

Названные факторы, определяющие содержание ППФП, являются объективными по своей природе и тесно связаны между собой. Поэтому полное представление о значении и содержании ППФП работника конкретной профессии дают только учет и анализ всей их совокупности.

Такая работа проводится в форме составления специальной программы.

При описании профессии в целях ППФП используется комплекс следующих методов: изучение тарифно-квалификационных справочников, инструкций на технологии производственных процессов, данных специальных исследований, визуальные наблюдения на рабочем месте, фото и киносъемка, хронометраж, изучение профессиональной работоспособности по технико-экономическим и психофизиологическим показателям, изучение санитарно-гигиенических условий труда, причины травматизма, заболеваемости, брака в работе, опрос представителей той или иной профессии, опрос экспертов, определение профессионально важных физических и психических качеств.

На основании полученных данных ставятся задачи ППФП, отбираются наиболее эффективные средства, методы, формы из реализации.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ИСКУССТВА.

 

Направленность (цель, задачи, критерии) ППФП художников определяется требованиями, предъявляемыми к их психофизической подготовленности и возможностям реализации их в процессе занятий физической культурой.

Изучение художественной деятельности позволили выявить большой комплекс психофизических свойств и качеств, необходимых специалисту любого профиля.

К числу таких необходимых компонентов профессиональной подготовленности, реализуемых в процессе ППФП, относятся умственные, двигательные, волевые, педагогические, организаторские навыки и умения. Каждому работнику сферы искусства необходимо быстро разбираться в сложных ситуациях, уметь снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Развитию этих качеств во много способствуют занятия физической культурой и спортом.

Физическая культура является важным фактором повышения экономической эффективности в любой профессиональной деятельности.

Поэтому современный работник сферы искусства должен обладать определенной суммой знаний в области использования физической культуры в своей профессии.

Он должен знать основные положения системы физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки для применения в своей практике.

Эффективность труда во многом зависит от его индивидуальной способности к продуктивной умственной и физической работе, степени выносливости и способности к восстановлению его организма.

Низкий уровень работоспособности приводит к быстрому утомлению и большому количеству ошибок и срывов в работе.

Профессиональная деятельность художника требует от него целого ряда физических качеств.

Требуется умение дозировать небольшие по величине силовые напряжения. Поэтому отсутствие способности чувствовать и строго дозировать небольшие силовые напряжения ведет к большому расходу энергии, быстрому утомлению и перенапряжению нервно-мышечного аппарата, что нередко приводит к различным заболеваниям мышц и нервной системы.

Художественная деятельность характеризуется в основном малоподвижным состоянием (гиподинамией), даже сравнительно небольшая гиподинамия ведет к значительному ухудшению функционального состояния организма, уменьшается умственная деятельность, резко ухудшается концентрация внимания.

В наибольшей степени от гиподинамии страдают органы, связанные регуляцией центральной нервной системы и сердечно-сосудистой. Кроме того, снижается выносливость к статическим усилиям.

Все это говорит о важности воспитания у специалиста для его успешной профессиональной деятельности способности сохранять высокую работоспособность в условиях длительной гиподинамии, развития статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшее напряжение во время малоподвижной работы.

Для работы в сфере искусства характерно чередование периодов действия незначительной физической нагрузки и периодов достаточной высокой двигательной активности, в зависимости от величины обслуживаемого участка.

Это требует от художника общей выносливости, то есть способность длительное время выполнять определенную физическую работу.

В содержание профессиональной деятельности часто включаются действия, связанные с манипулированием небольшими предметами. Это требует от него способности выполнять быстрые, точные и экономичные движения, ловкости и координации движении рук и пальцев.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: