Установка видеокамер во всех возможных местах.
Регистрация через карточки доступа, сколько сотрудник был на рабочем месте, сколько курил, сколько обедал.
Отслеживание через GPRS системы, где сотрудник сейчас, а где должен быть.
Требование регулярных отчетов по телефону или через SMS, или по Skype (если за пределами офиса).
Отслеживание переписки сотрудника, PrintScreen экрана его компьютера, наблюдение за тем, какие сайты он посещает и т.п.
«От компании ни у кого не должно быть никаких секретов. Везде могут быть враги или предатели».
Работа «для проверки»
Усилия сотрудников сосредоточены в основном на том, чтобы избежать неприятностей при всевозможных проверках, призванных повысить «качество работы».
В результате постоянная «борьба за качество работы» не оставляет ни сил, ни времени, ни других ресурсов для самой работы.
Такое положение характерно для т.н. аддиктивных организаций, то есть организаций, построенных на отношениях зависимости.
|
|
Аддиктивная организация
«В деятельности аддиктивных организаций присутствуют элементы контроля и большого недоверия к людям, которые в ней работают.
Например, фирма, не доверяющая самостоятельности своих членов, строит свою деятельность на постоянных проверках разных уровней их работы.
Осуществляемый контроль основывается на учете формальных показателей (последние, однако, не всегда включают наиболее важные для производственного процесса и его развития компоненты).
Внимание проверяющих фиксируется на выполнении «пунктов» плана или программы с учетом лишь количественных показателей деятельности.
Эти проверки становятся самоцелью организации. Они отвлекают членов организации от работы; к тем, кто их осуществляет, появляется враждебное отношение, создаются условия для возникновения конфликтов и напряжения. Все эти явления снижают продуктивность работы организации» (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева)
Отсутствие интереса к мнению сотрудников
Руководство считает, что раз оно платит сотруднику за работу (даже много платит), то его дело сотрудника – работать, он и так уже должен руководству.
Считается, что проводить опросы и анкетирования сотрудников ни к чему.
Если такие опросы все-таки проводятся, то эти опросы для компании, а не для сотрудников. Руководство по результатам этих опросов делает нужные ему выводы.
«Не заигрывайтесь в демократию. Пусть себе работают и не задают лишних вопросов. Никто никого не держит».
Любимчики и «стукачи»
Нередко руководители, считая, что им необходим постоянный контроль за тем, что происходит в коллективе, прибегают к услугам «стукачей».
|
|
«Стукач», пользуясь особой близостью к руководителю, получает права «любимчика».
Коллектив об этом узнает очень быстро, «любимчика» ненавидят и презирают, а руководитель теряет остатки авторитета, даже если обладал им раньше.
«Кругом враги»
Руководитель постоянно опасается интриг и подсиживаний со стороны подчиненных, и всем своим поведением дает это понять.
В этом случае он получит и то, и другое.
Одержимый манией преследования руководитель мотивирует подчиненных не к продуктивному труду, а к стремлению избавиться от него самого.
«Ошибка с умыслом»
Если подчиненный совершает ошибку (а не ошибается только тот, кто не работает), то от этой ошибки у его непосредственного начальника могут возникнуть неприятности.
Поэтому любая ошибка подчиненного рассматривается как умышленное действие, как результат специально организованного заговора с целью опорочить собственное начальство.
Это высказывается подчиненному в глаза, причем часто это делается публично.
Оценка личности
Если подчиненный совершил ошибку, то начальник, делая ему по этому поводу «разнос», оценивает не действия сотрудника, а его личность.
Иными словами, делается публичный вывод, что подчиненный – недобросовестный, неумный человек, ни на что не способный работник.
Проекция
Начальник, делая «разнос» подчиненному, судит о его поступках по себе.
Тем самым он приписывает подчиненному собственные грехи и недостатки.
Подчиненный же не только заметит это сам, но и не преминет поделиться эти открытием со своими сослуживцами и коллегами.
После этого о каком-либо личном авторитете руководителя уже не приходится говорить.
Сотрудник не информируется о том, что происходит в компании
«Компания живёт своей жизнью, в ней происходит всё то, что и должно в ней происходить.
Только избранные и достойные знают о компании всё, остальным не положено.
Рассказывая о компании и её результатах, можно сказать лишнего и этим смогут воспользоваться враги.
Никому нельзя доверять».
Отсутствие затрат на создание благоприятных условий труда для сотрудников
Руководство считает, что сотрудники этого не заслужили, это всего лишь лишние расходы, и это никогда не окупится; требуются только минимальные расходы на канцтовары.
«Сотрудники не должны приходить на работу, чтобы отдыхать в комфортных условиях».