1.Профессиональная этика, её основные понятия, принципы и задачи.
2.Истоки морально-этических взглядов в медицине и их развитие.
3.Основные исторические модели врачебной этики, их принципы и проблемы.
1. Профессиональная этика, ее основные понятия, принципы и задачи. Прежде чем приступить к обсуждению профессиональной медицинской этики, рекомендуеся ознакомиться с понятием профессиональной этики вообще. Для этого необходимо дать определение профессиональной этики, указать её задачи и выделить предмет изучения.
Исторический опыт подтверждает особую необходимость профессионального долга и моральной ответственности в таких видах деятельности как врачебная, педагогическая, юридическая, научная, журналистская, художественная. Результаты этого труда почти напрямую выходят на такие смыслообразующие ценности человеческой жизни как здоровье, свобода, судьба, духовный мир и положение человека в обществе. Отсюда следует важный вывод: необходимо соединять высокий профессионализм с глубоким осознанием профессиональной нравственности.
|
|
В этом же вопросе предлагается обратить внимание на основные категории и принципы профессиональной этики. Категории: профессиональный долг, профессиональные честь и достоинство, профессиональная справедливость, профессиональный такт. Принципы: гуманизма, оптимизма, патриотизма.
2. Истоки морально-этических взглядов в медицине и их развитие. Важно уяснить трансформацию перечисленных в первом вопросе категорий и принципов профессиональной этики в морально-этические взгляды в медицине. Для этого рекомендуется обратить внимание на специфику правил, требований, которые предъявлялись к деятельности врача, начиная с глубокой древности. Например, умение выслушать больного, быть с ним тактичным и др. Так, ещё в Египте в V в. до н.э. в качестве лечебных средств использовались словесные, мимические и пантомимические средства.
Обратитесь к двум характерным особенностям медицинской этики прошлого: доктринальность («что делать»?) и поучение, назидательность (Гиппократ и Гален с их философско-моральными учениями).
Важно усвоить, что нельзя создать подлинную медицинскую этику, без связи решения узких вопросов врачебной практики с философией. Следует дать критическую оценку исторически сложившимся в медицинской этике принципам и положениям («не навреди», «врачебная тайна» и др.). Такая критика вызвана тем, что сегодня социально-моральные обстоятельства во всей медицинской среде радикально меняются. Знания о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести во врачебной морали XXI века должны учитывать особенности врачебной деятельности в эпоху НТР, которые предоставляют врачу новые возможности и создают ситуации морального конфликта. Последнее приводит к необходимости проанализировать основные модели врачебной этики. Именно на это следует обратить внимание в рамках следующего вопроса.
|
|
3. Основные исторические модели врачебной этики, их принципы и проблемы. Необходимо дать обоснованный анализ основных исторических моделей врачебной этики: модель Гиппократа (460-377г. до н.э.) и принцип «не навреди»; модель Парацельса (1493-1541гг) и принцип «делай добро»; деонтологическая модель (термин «деонтология» был введен в медицинскую науку в 40-х годах XX в. профессором Н.Н. Петровым). Основной принцип данной модели - «соблюдение долга». Исторический и логический анализ вышеуказанных моделей приводит к следующему выводу: современной медицинской этикой должна стать новая модель с новым типом нравственности, а именно, биомедицинской нравственности, имеющей своей формой биоэтику.
Задания для самоконтроля и творческого анализа.
1.Нужна ли профессиональная этика (в том числе и медицинская) в современных реалиях рыночных отношений? Обосновать.
2.1. ованный одимо датьература:ка.-вательного стандарта"Что изучает профессиональная этика?
3.Как определяется врачебная этика?
4.В чем Вы видите «устаревание» исторических моделей профессиональной врачебной этики: этики Гиппократа и Парацельса?
5.Что значит «медицинский долг» в деонтологической модели?
6.Профессиональный такт в современной этике врача (привести пример). Где ему учат?
7.Чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость создания новой модели врачебной этики?
БИОЭТИКА