Словосочетания классифицируют по разным признакам

I. По степени семантической связи компонентов:

1) свободные словосочетания – это словосочетания, состоящие из слов со свободными значениями, связь этих слов ограничена лишь логикой и реальностью названного явления (лучший друг, мой друг, дорогой друг, друг детства, старый друг);

2) несвободные словосочетания образуются путем соединения слов со связанными значениями (закадычный друг).

II. По типам синтаксической связи:

1) согласование – связь уровня словосочетания, при которой зависимый компонент стоит в той же форме, что и главный (обычно согласуется в роде, числе, падеже); при изменении главного компонента меняется форма зависимого (цветущий сад – цветущего сада);

2) управление – связь уровня словосочетания, при которой главный компонент «требует» определенной формы зависимого компонента; при изменении главного слова зависимое не меняется (красивое платье – платье в клетку, красивого платья – платья в клетку);

3) примыкание – связь уровня словосочетания, при которой зависимый неизменяемый компонент присоединяется к главному только по смыслу и интонационно (громко говорит, слишком легкий, очень весело, говоря шепотом).

III. По средствам выражения грамматической связи:

1) грамматические формы у изменяемых слов в словосочетаниях со связью типа согласование или управление (золотое кольцо, принес тетради);

2) порядок слов; является вспомогательным средством (на первом месте при примыкании и согласовании чаще зависимый компонент, при управлении – главный: быстро думает, интересная книга, строить дворец);

3) предлоги (только при управлении), иногда они сочетаются с формами слова, а при несклоняемых частях речи являются единственным средством выражения связи (встретиться в кафе, прийти с другом);

4) интонация; при примыкании является основным средством, а при управлении и согласовании – сопутствующим.

IV.  По структуре, т. е. с опорой на лексико-грамматические свойства главного и зависимого компонента:

1) по главному компоненту словосочетания делят на именные (с главным словом именем существительным, именем прилагательным, числительным, местоимением), глагольные (с главным словом глаголом или его особыми формами – причастием и деепричастием), адвербиальные (с главным словом наречием); при этом тип именного принято уточнять: субстантивное, адъективное, нумеративное, прономинативное;

2) по зависимому компоненту.

В названии типа на первое место ставят часть речи главного компонента, на второе – зависимого, например: словосочетание человек в шляпе является субстантивно-субстантивным (оба слова – имена существительные), умный человек – субстантивно-адъективное; румяный от мороза – адъективно-субстантивное, очень злой – адъективно-адвербиальное, очень весело – адвербиально–адвербиальное, каждый человек – субстантивно-прономинативное, читает ему – глагольно-прономинативное, четыре часа – нумеративно-субстантивное.

V.  По типу семантических отношений:

1) атрибутивные (определительные) – красиво одет, точно выражается, платье в клетку, умный человек;

2) объектные – взять книгу;

3) субъектные – сшит портным;

4) обстоятельственные:

 целевые – делать назло,

 пространственные – мост через реку,

 временные – работать утром,

 образа и способа действия – идти поодиночке, и др.

5) комплетивные (восполняющие) – два угла, слыть бездельником.

Чтобы выделить в предложении словосочетания, нужно установить смысловые связи между словами, правильно задать вопрос и определить главное и зависимое слова.

Предложение их классификация. Текст.

Основная предикативная единица синтаксиса, обладающая смысловой и интонационной законченностью – это предложение. Признаками предложения являются:

1) предикативность, т. е. связь с моментом речи, реальностью;

2) модальность, т. е. выражение чувств, волеизъявлений, отношение говорящего к содержанию высказывания;

3) интонационная завершенность, т. е. интонация конца фразы, независимо от типа предложения;

4) смысловая завершенность, т. е. передача элемента информации, понятного для воспринимающего речь;

5) структурное оформление, т. е. независимо от количества слов в предложении (1 или 20) в нем обязательно выделяется грамматическая основа и связи уровня предложения;

6) коммуникативная функция.

Виды предложений.

I.   По цели высказывания:

1) повествовательные (Отца не было дома.);

2) побудительные (Встать! Принеси книгу.);

3) вопросительные (Был ли отец дома?).

 

II. По интонации:

1) восклицательные (Вот вам степень переживания любящего мужчины за любимую женщину! Смогут наши начальники на девятьсот рублей прожить?!),

2) невосклицательные (нет дополнительной интонации).

III. По количеству грамматических основ:

1) простые – с одной грамматической основой (см. все примеры выше);

2) сложные – формально состоят из нескольких простых, т. е. содержат две и более грамматические основы (Оглянуться не успевала, как они подрастали: крепенькие, красивые, хорошие и все-все такие желанные.).

IV. По выражению отношения к действительности:

1) реальной модальности – обозначают событие, которое действительно происходило, происходит или произойдет (Отца нет дома; А в 1973 году Раису Васильевну выдвигают на очень ответственную должность начальника швейного цеха комбината.);

2) ирреальной модальности – обозначают событие желательное, возможное, предполагаемое, но в действительности не происходившее (Быть может, отца и нет дома; Скорее всего, Зурабова переведут на другой участок работы.).

V. По наличию – отсутствию связи между предметами, действиями, признаками, которая представлена в предложении, в действительности:

1) утвердительные (Встала Наташа. Пошла воды попить, назад вернулась к ребенку. Расплакалась.);

2) отрицательные (Никакого формального преимущества при поступлении (а тем более гарантий) они не дают.)

VI. Простые предложения и формальные части сложных предложений делят также по наличию – отсутствию двух главных членов в грамматической основе:

1) двусоставное – в предложении присутствует подлежащее и сказуемое (Наташа встала.);

2) односоставное – с одним главным членом (Пошла воды попить, назад вернулась к ребенку.).

VII. Соответственно односоставные предложения делят по грамматической природе главного компонента на следующие типы:

1) назывные (номинативные) – главный член выражен существительным в форме именительного падежа (Вот и лес. Тень и тишина.);

2) определенно-личные – главный член выражен глаголом в форме 1-го или

2-го лица настоящего или будущего времени и обозначает действие определенного лица (Приеду к тебе завтра. Пойдем в лес: заглянем к деду на пасеку, наедимся меду.);

3) неопределенно-личные – главный член выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени (К завтраку подавали пирожки, раков и котлеты.);

4) обобщенно-личные – главный член чаще выражен глаголом настоящего или будущего времени в форме 2-го лица единственного числа или 3-го лица множественного числа и обозначает действие, которое распространяется на всех, т. е. субъект которого мыслится обобщенно (Цыплят по осени считают; Что посеешь – то и пожнешь; Что имеем – не храним.);

5) безличные – главный член выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличной форме, категорией состояния, субъект-производитель в таком предложении не предполагается (Морозит; Смеркается.);

6) инфинитивные – главный член выражен глаголом в неопределенной форме (Сесть!).

VIII. Простые предложения делят по наличию / отсутствию второстепенных членов:

1) распространенные – со второстепенными членами предложения (К завтраку подавали пирожки, раков и котлеты.);

2) нераспространенные – в них представлены только главные члены предложения (Морозит; Наташа встала.).

IX. Простые предложения делят также по материальной выраженности всех членов предложения:

1) полные – в них материально выражены все необходимые члены предложения (К завтраку подавали пирожки, раков и котлет; Наташа встала.);

2) неполные – в них пропущены главные или второстепенные члены, необходимые по смыслу и восстанавливаемые из контекста или ситуации (Шестеро ребят были уже взрослые, а трое – совсем маленькие.).

X. Простые предложения также делятся на осложненные и неосложненные по наличию осложненных второстепенных членов.

Осложняют предложения причастные и деепричастные обороты, одиночные деепричастия, распространенные согласованные и несогласованные определения (Наташа – очень высокая, худая и нескладная – вызывала у всех жалость и сочувствие.), уточняющие члены предложения, вводные и вставные конструкции, однородные члены предложения (К завтраку подавали пирожки, раков и котлеты.), приложения. При этом они не обязательно обособленны, т. е. отделены знаками препинания.

XI. Сложные предложения делятся по типу синтаксической связи между частями:

1) сложносочиненные предложения – это сложные союзные предложения, части которых равноправны и соединены сочинительными союзами;

2) сложноподчиненные предложения – это союзные сложные предложения, части которых неравноправны и соединены подчинительными союзами или союзными словами; одна из этих частей называется главной, другая – придаточной (это зависимая часть, придаточное может присоединяться ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении);

3) бессоюзные – это предложения, части которых соединены только по смыслу и интонационно;

4) предложения с разными типами связи.

Образец характеристики предложения по всем указанным признакам:

1) Дон Карлос, перестаньте! – побудительное, восклицательное, ирреальной модальности (приказ), простое, односоставное, определенно-личное, нераспространенное, полное, осложнено обращением.

2) Итак, может быть, нам прекрасный поэт продолжит прерванное чтение? (невосклицательное, вопросительное, ирреальной модальности (желательность), простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено вводной конструкцией).

3) Дела булочной шли весьма хорошо, лично мои все хуже. (повествовательное, невосклицательное, реальной модальности, утвердительное, сложное, бессоюзное, 1-я часть – двусоставное, распространенное, полное, неосложненное; 2-я часть – двусоставное, распространенное, неполное, неосложненное).

 

 

Отличия словосочетания от предложения:

1) словосочетанию не свойственна функция сообщения, оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения;

2) словосочетание не выражает суждения, ему не свойственна категория модальности (выражение отношения автора предложения к действительности или к высказыванию);

3) словосочетание не имеет интонации;

4) в словосочетании используется только подчинительная связь, тогда как в предложении используется и сочинительная, и подчинительная связь.

Текст

ТЕКСТ (от лат. «textus» - ткань, сплетение, соединение, структура, связь) – это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

Содержание текста

Понятие содержание текста – это не только информация, но также индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах жизни, которое передается через текст читателю.

Целостность и связность текста

Целостность текста и связность текста – это основные, конструктивные признаки текста, включающие структурную сущность текста. Наука различает локальную связность текста и глобальную связность текста.

локальная связность текста – это связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств);

глобальная связность текста – это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность.

Цельность текста – это, прежде всего, единство тематическое, концептуальное, модальное. Главная ведущая тема в большом тексте распадается на ряд составляющих подтем, которые в свою очередь могут члениться на более дробные, ограниченные абзацем (микротемы).

 

Завершённость текста связана со смысловой цельностью текста и имеет показатель, заключающийся в том, что завершенному высказыванию можно подобрать заголовок, отражающий его содержание.

Смысловая цельность текста определяет следующие признаки (характеристики) текста:

1) текст — это высказывание на определённую тему;

2) в тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

3) текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;

4) предложения логически связаны между собой;

5) к законченному тексту можно подобрать заголовок;

6) правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: