Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться.
«КОНФЛИКТ»- это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения.
Модель (вид) поведения | Поведенческие характеристики личности
| Приемы поведения в конфликте | |||
Конструктивная | Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием; доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна в отношениях | юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон | |||
Деструктивная | Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения | угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений | |||
Игнорирование | Пассивна склонна к уступкам; легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов. | уход от решения проблемы | |||
Стратегия поведения в конфликте | Описание стиля | ||||
Соперничество, борьба, конкуренция | Тот кто выбирает данную стратегию, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Девиз: Я активно отстаиваю собственную позицию. Я один прав. | ||||
Уход Стремление уйти от конфликта. | Характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Девиз: Я стараюсь уклонится от участия в конфликте. Приспособление Человек стремится уйти от конфликта, подстроится. Направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря человек жертвует своими интересами в пользу интересов соперника. Девиз: Я стараюсь во всём уступать, идти навстречу партнеру.
| ||||
Компромисс | Стратегия компромиссного поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе её можно назвать стратегией взаимной уступки. Девиз: Я ищу решение, основанное на взаимных уступках. | ||||
Сотрудничество | Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится на основе баланса интересов и на признании ценности межличностных отношений. Девиз: Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обоих сторон. | ||||
Как успешно разрешить конфликт?
Для разрешения конфликта конструктивным способом существует 3 вида.
1. Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон, как сам процесс, так и его результат.
2. Медиация
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
3. Арбитраж
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
: «Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмысленно, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой»
Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций в общении, необходимо помнить правело поведения в конфликтах. Уметь понимать людей, слушать, сопереживать, проявлять уважение к другим людям, уметь принимать их такими какие они есть.
«Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям».
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.
Практикум.