Теоретический материал

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться.

«КОНФЛИКТ»- это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения.

Модель (вид) поведения

Поведенческие характеристики личности

Приемы поведения в конфликте
Конструктивная

Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием; доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна в отношениях

юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон
Деструктивная

Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения

угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений
Игнорирование

Пассивна склонна к уступкам; легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов.

уход от решения проблемы  

Стратегия поведения в конфликте

Описание стиля

Соперничество, борьба, конкуренция

Тот кто выбирает данную стратегию, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Девиз: Я активно отстаиваю собственную позицию. Я один прав.

Уход Стремление уйти от конфликта.

Характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Девиз: Я стараюсь уклонится от участия в конфликте.

Приспособление Человек стремится уйти от конфликта, подстроится. Направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря человек жертвует своими интересами в пользу интересов соперника. Девиз: Я стараюсь во всём уступать, идти навстречу партнеру.

Компромисс

Стратегия компромиссного поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе её можно назвать стратегией взаимной уступки. Девиз: Я ищу решение, основанное на взаимных уступках.

Сотрудничество

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится на основе баланса интересов и на признании ценности межличностных отношений. Девиз: Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обоих сторон.

       

 

Как успешно разрешить конфликт?

Для разрешения конфликта конструктивным способом существует 3 вида.

1. Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон, как сам процесс, так и его результат.

2. Медиация

При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.

3. Арбитраж

В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.

: «Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмысленно, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой»

Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций в общении, необходимо помнить правело поведения в конфликтах. Уметь понимать людей, слушать, сопереживать, проявлять уважение к другим людям, уметь принимать их такими какие они есть.

«Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям».

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.

Практикум.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: