Аннотация.
В данной педагогической статье рассматриваются основные приемы реализации технологии «метод проектов», освещаются проблемы, возникающие в процессе работы, и пути их решения. Статья содержит описание конкретного опыта в организации и осуществлении инновационной технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Ключевые слова: метод проектов, этапы проектирования, проблемы, творчество.
9 апреля 2016 года Российским Правительством была утверждена Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, согласно которой предмет «русский язык» назван «стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны», а литература - «культурным символом России», высшей формой существования российской духовности и языка.
2
В связи с этим обозначились и новые задачи изучения и преподавания этих предметов. Они выражаются не только в модернизации их содержания, но и в технологиях преподавания.
|
|
Важнейшим концептуальным понятием при изучении русского языка и литературы признаётся понятие «языковая личность», т.е. личность, выраженная в языке. На формирование языковой личности направлены многие инновационные технологии, в том числе и метод проектов. В общем виде эта технология представляет собой совокупность приёмов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию полученных результатов.
В нашей практике сложилась достаточно стройная система работы не только над монопроектами (в рамках одной дисциплины), но и межпредметными проектами (например: литература и история, литература и обществознание, русский язык и информатика). В данной статье представляется некоторый опыт по организации этой работы.
Реализация технологии проектов начинается с обсуждения учебного плана школы, в котором закладываются часы на её освоение, и разработки «Положения об индивидуальном учебном проекте на уровне среднего образования». Так, с 8 класса в перечне обязательных предметов в сетке расписания появляются уроки «Технология проектирования», «Проектно-исследовательская деятельность», «Индивидуальный проект», кроме того, предлагаются часы для углублённого изучения предмета. В результате реализации этих программ учащиеся 9, 11 классов выходят на итоговую аттестацию с защитой индивидуального проекта.
Однако, прежде чем учитель начнёт реализацию новой технологии, он должен понимать, на что она направлена, чем отличается от традиционных методов обучения и какие содержит возможности.
Во-первых, данная технология не заменяет традиционной системы, а дополняет её.
|
|
Во-вторых, даёт огромные возможности ученику реализовать на практике то, что он познал через традиционное обучение.
В-третьих, проектная работа по предметам гуманитарного цикла, например по литературе, отличается от других культурно-эстетической значимостью и способствует повышению литературного
3
образования школьников, развитию их читательской компетентности и приобщает к культурному наследию.
Кроме того, данная технология даёт ученику бесценный опыт проектирования и организации своей деятельности для решения любых поставленных задач - от жизненных, личных, до профессиональных, общественных. Но главное - приводит к самопознанию. Вот так на этапе рефлексии ученики 8 класса оценивают роль этого предмета в достижении личностных результатов:
Татьяна Н.: «Начала читать всё, что попадает мне в руки. Не знаю, правильно ли это, но за каждым словом в книге стоит человек, и я хочу его понять».
Алина К.: «Главное, чему я научилась,- это работать в команде».
Таисия Г.: «Лично я строже начала относиться к тому, о чем пишу. Начала подвергать сомнению не только чужое мнение, но и своё. Однако в команде работать я так и не научилась».
Кристина Ш.: «Меня заинтересовала роль ведущей на телевидении».
Ксения З.: «В ходе работы я научилась слушать, а главное - слышать чужие мнения. Я поняла, что неорганизованна, однако легко могу разрешать конфликты».
Александра К.: «Я открыла для себя новые произведения и взглянула на любовь по-новому».
Анна Б.: «На самом деле я многое узнала о себе и точно знаю, что буду работать с людьми. Я стала ответственнее и смелее, не боюсь выступать, не боюсь критики».
Надежда М.: «Мне понравился творческий процесс».
Универсальной методики организации этой деятельности не существует, т.к. учащиеся различаются уровнем интеллектуального и творческого развития. Однако есть принципы организации такой работы, пренебрегать которыми не стоит.
На первом этапе ПИД следует провести психодиагностику мотивационного типа учащегося: активист, карьерист, испытатель, творец, проектировщик, исследователь или реформатор. (Можно
4
использовать методику «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана). Автор этой методики отмечает, что «исследователи» стремятся к открытию нового знания, для них знание – самоценность; «проектировщики» испытывают потребность в знании для решения проблемы, знание – для дела; «испытатели» смотрят на знание как на личный вызов, используют материал для саморазвития, испытывают потребность в преодолении, испытании себя; «активисты» стремятся к признанию в социуме через значимое действие, для них знание-средство установления отношений или оказания помощи; «карьеристы» испытывают потребность в самоутверждении, в достижении высокого (по сравнению с другими) результата. Знание для них - удовлетворение амбиций, средство социального роста.
Таким образом, при организации ПИД педагогу следует опираться на ведущие потребности ученика:
-потребность в исследовании
-потребность в самореализации
-потребность в социальном самоутверждении
-потребность в социальной справедливости
-потребность в творчестве
-потребность в преодолении себя
Далее следует обсудить с учащимися перечень профессий, объектом которых является Человек, и определиться, в какой из них можно успешно реализовать свою личность (педагог, журналист, юрист, актёр, режиссёр и другие). После этого схематично намечается проект исследования, пути его реализации, форма готового продукта.
Напомним, что в соответствии с признаком доминирующего в проекте вида деятельности выделяют несколько типов исследовательских литературных проектов:
|
|
- культурологический (изучение произведения как явления культуры; сопоставление и сравнение произведений разных авторов, разных эпох; произведение в восприятии критиков, современников и следующих поколений)
-литературоведческий (изучение произведения в его жанровом своеобразии; анализ произведения с точки зрения творческого метода)
5
- лингвостилистический (наблюдение над поэтикой произведения; сопоставление черновиков и окончательного текста произведения; анализ одного слова)
-структурный (связи и отношения между частями и элементами произведения: особенности композиции произведения, анализ внесюжетных элементов, соотношение эпиграфа и общего звучания произведения)
-творческий (создание собственных произведений разных жанров по законам жанра)
- информационный (мультимедийные презентации о биографии писателя, об адресате художественного произведения; читательский комментарий к произведению; виртуальные экскурсии; видеофильм; путеводитель)
-прикладной (создание литературного журнала, создание учебного пособия)
-ролево-игровой (литературная гостиная, спектакль, инсценировка)
Учитель помогает ученику определиться с выбором, руководствуясь вопросом: какой вид деятельности окажется для ученика самым продуктивным, интересным, позволит ему стать успешным в этой области?
Таким образом, сначала учитель исследует аудиторию, с которой ему придется работать, учитывая мотивационный тип ученика, определяется тип и тема проекта, а затем уже пути его реализации.
При всей прозрачности понятий, представляющих этапы данной технологии (напомню: ориентирование, планирование, сбор информации, реализация, оформление, презентация, оценивание, рефлексия), процесс проектирования сложный, трудоёмкий и кропотливый. В этом сложном процессе педагог сталкивается с рядом проблем, от грамотного решения которых будет зависеть конечный продукт деятельности учащихся.
Остановимся на типичных проблемах, возникающих в процессе реализации технологии ПИД на разных этапах, и обозначим пути их решения.
|
|
6