I. Положение
О выпускных квалификационных работах (ВКР)
Общие положения
1.1. Выпускная квалификационная работа представляет собой итоговую аттестационную научную работу студента-выпускника, выполненную с соблюдением установленных нормативных требований и представленную по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией. По своему содержанию выпускная квалификационная работа – вид научного произведения, имеющего квалификационный характер и подготовленного для публичной защиты. Она отражает уровень теоретической и практической готовности выпускника к непосредственной профессиональной деятельности по специальности и служит средством оценки качества подготовки молодого специалиста.
1.2. Цели выпускной квалификационной работы – углубление и систематизация теоретических и прикладных знаний студента по специальности, совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
|
|
1.3. Темы выпускных квалификационных работ должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию педагогической науки. Тематика утверждается приказом директора по колледжу.
1.4. Студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему выпускной квалификационной работы, а также предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. Полные названия ВКР вносятся в экзаменационные ведомости, зачетные книжки студентов и в приложение к дипломам.
1.5. Для оказания научно-методической помощи студенту в процессе подготовки выпускной квалификационной работы назначается научный руководитель, который утверждается приказом директора. Основными функциями руководителя ВКР являются:
· разработка индивидуальных заданий;
· консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВКР;
· оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы; контроль хода выполнения ВКР;
· подготовка письменного отзыва на ВКР.
Одновременно, кроме основного руководителя, могут быть назначены консультанты по отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы.
После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет индивидуальный план работы. Это дает возможность организовать работу студента последовательно и четко, осуществлять систематический контроль и по мере необходимости оказывать научно-методическую помощь.
1.6. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.
|
|
1.7. ВКР по МДК выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение учебным планом (см. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования).
1.8. Согласно графику научно-исследовательской деятельности проводится предварительная защита ВКР, целью которой является подготовка студента к защите дипломной работы. Предварительная защита проводится с комиссией. На очном и заочном отделениях предзащита проходит по графику учебно-исследовательской деятельности.
Для допуска к предварительной защите студент должен иметь готовую дипломную работу, напечатанную на черновых (или чистовых) листах.
1.9. Аттестация по ВКР проводится в виде защиты на заседании аттестационной комиссии (по графику ИГА). Защита проходит в виде доклада, с использованием презентации (Power Point). Можно использовать раздаточный материал. По окончании доклада студент отвечает на вопросы комиссии по проблеме исследования.
1.10. К защите допускаются работы, оформленные в соответствии с общими требованиями оформления исследовательских работ (см. «Курсовые работы как вид исследовательской деятельности». Часть 1).
Студент предоставляет на защиту ВКР следующие материалы:
· ВКР (брошюрованный вариант);
· материалы ВКР на электронном носителе (CD диск);
· презентация защиты ВКР (Power Point).
1.11. ВКР подлежат обязательному рецензированию. Состав рецензентов утверждается приказом директора колледжа.
1.12. Содержание отзыва и рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за день до защиты выпускной квалификационной работы.
Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после получения рецензии не допускается.
1.13. Согласно «Положению о хранении КР и ВКР» дипломные работы хранятся в методическом кабинете в течение трех лет. По истечении срока хранения ВКР списываются по акту комиссией, назначаемой методистом.
Общие требования к содержанию и оформлению
Выпускных квалификационных (дипломных) работ
2.1. В основе выполнения дипломной работы лежит научно-педагогическое, дидактическое, психологическое и частно-методическое исследование.
Выполнение дипломной работы является важным этапом обучения студента в колледже и имеет следующие задачи:
- систематизировать и углубить теоретические знания студентов;
- создать реальные возможности для овладения методами экспериментально-опытного исследования;
- расширить и совершенствовать умения студентов работать с литературой;
- систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания по специальности;
- совершенствовать умения самостоятельной работы по изучению и совершенствованию процесса обучения;
- выявить сформированность профессиональных компетенций и готовность студента для практической деятельности.
Требования к структуре ВКР
3.1. По содержанию и структуре ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный или проектный характер.
3.2. ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, цели, задачи работы, гипотеза, методы исследования;
- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы;
- практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению. Например, практическая часть ВКР включает обследование уровня воспитанности, обученности, развития субъекта исследования, разработку и апробацию системы работ (серии занятий, уроков, бесед, экскурсий, мероприятий, дидактических игр, упражнений и т.д.), анализ и оценку результативности проведенной работы;
|
|
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список литературы;
- приложение.
3.3. ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:
- введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, цели, задачи работы, гипотеза, и методы исследования;
- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;
- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;
- список литературы;
- приложение (я).
3.4. По объему дипломная работа должна быть не менее 35 страниц и не превышать 50. Объём распределяется соответственно структуре:
- титульный лист – 1 страница;
- содержание – 1 страница;
- введение – 2-3 страницы;
- глава I – 12-18 страниц;
- глава II – 15-22 страницы;
- заключение – 2-3 страницы;
- список литературы – 2 страницы.
|
|
Приложение нумеруется отдельно.
Приложения
Приложения – важная составная часть дипломной работы. Их нельзя рассматривать лишь как иллюстрации к выполненному исследованию, они должны иметь прямую и глубокую связь с текстом работы. Это могут быть рабочие программы исследования, анкеты, заполненные респондентами, любые работы учащихся, дидактический материал и т.п. Все материалы, представленные в приложениях, обеспечивают доказательность и репрезентативность выполненного исследования. При большом количестве однотипные таблицы, повторяющиеся рисунки, также можно вынести в приложения, оставив в тексте лишь основные. Все материалы приложений нумеруются, подписываются. При большом объеме приложений материалы целесообразно сброшюровать в отдельной папке.
3.5. ВКР проектного характера.
Содержанием работы такого вида является разработка изделия или продукта творческой деятельности.
По структуре данный вид ВКР состоит из пояснительной записки, практической части.
Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР.
В пояснительной записке дается теоретическое обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности, принятых в проекте решений, актуальности выбранной темы.
В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде сборников методических рекомендаций, конспектов, сценариев, готовых изделий, художественных произведений, серий наглядных пособий, компьютерных обучающих программ, ЭОР и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.
Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и т.д.) с обязательным сохранением видеоматериалов.
3.6. Пояснительная записка включает в себя:
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель и задачи;
- теоретико-практическая глава, в которой раскрываются теоретические положения заявленной проблемы, современные взгляды на разрабатываемый продукт (изделие), технологические понятия, необходимые для реализации выбранной технологии (методики), особенности технологии (методики) выполнения продукта (изделия), а также обоснование и подходы к разработке конкретного продукта учебно-исследовательской деятельности (изделия, продукта творческой деятельности, учебно-методических средств обеспечения образовательного процесса);
- заключения, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
- список литературы;
- приложение(я).
Объем пояснительной записки должен составлять от 15 до 20 страниц печатного текста формата А4.