Изучить темы и за конспектировать в рабочих тетрадях (сделать презентации по этим темам)
Урок № 28 Лекция
Тема: «Экологические след и индекс человеческого развития»
Цели:
обучающие: сформулировать определения понятиям «экологический след», «индекс человеческого развития»; изучить критерии вида и их содержание;
развивающие: продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах, устной монологической речи обучающихся; способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать толерантность обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с экологическими объектами.
Оборудование урока: презентация
Ключевые слова: экологический след, индекс человеческого развития
Ход урока
Изучение нового материала
Экологический след — мера воздействия человека на среду обитания, которая позволяет рассчитать размеры прилегающей территории, необходимой для производства потребляемых нами ресурсов и хранения отходов. Этой единицей измерения можно определить соотношение между своими потребностями и объемами экологических ресурсов те, что есть у нас в запасе. Такая мера позволяет измерить давление (влияние) на окружающую среду любого человека, предприятия, организации, населенного пункта, страны и населения всей планеты. Она отражает расход экологических ресурсов для производства необходимых нам вещей, продуктов питания, энергии и т.д.
|
|
Под индикатором понимается показатель (выводимый из первичных данных, которые обычно нельзя использовать для интерпретации изменений); позволяющий судить о состоянии или изменении экономической, социальной или экологической переменной.
Наряду с индикаторами разрабатываются и применяются на практике индексы. Индекс – это агрегированный или взвешенный индикатор, основанный на нескольких других индикаторах или данных. Использование индексов приемлемо там, где хорошо понятны причинно-следственные связи.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)
ИРЧП является комплексным показателем (рис), оценивающим уровень средних достижений страны по трем основным направлениям в области развития человека: долголетие на основе здорового образа жизни, определяемое уровнем ожидаемой продолжительности жизни при рождении; знания, измеряемые уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения; и достойный уровень жизни, оцениваемый по ВВП на душу населения в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС в долл. США). Далее ИРЧП будем называть комплексным показателем человеческого потенциала, индексы по каждому элементу – базовыми показателями человеческого потенциала.
|
|
Рис. Структура и состав индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Пороговые значения для расчета ИРЧП
Показатель | Максимальное значение | Минимальное значение |
Средняя продолжительность жизни (лет) | 85 | 25 |
Уровень грамотности взрослого населения (в процентах) | 100 | 0 |
Совокупный валовой коэффициент поступивших в учебные заведения (в процентах) | 100 | 0 |
ВВП на душу населения (ППС в долл. США) | 40000 | 100 |
Контрольные вопросы:
1.Что называется экологическим следом?
2. Что понимают под индикатором?
3. Что такое индекс?
4. Что такое ИРЧП?
Раздел4 Охрана природы
Урок 29 Лекция
Тема: «История охраны природы в России»
Цели:
· обучающие Создать условия по формированию представления об этапах природоохранной деятельности в России; проанализировать закономерности изменения природоохранного законодательства в пространственно-временном аспекте;
· развивающие: создать условия развития совершенствования навыков работы и анализа статистических материалов; способствовать изучению экологических проблем в России и разных уголках планеты.
· воспитательные: воспитывать толерантность обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимательность при работе с экологическими объектами
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока