Оценка эритрограммы: содержания гемоглобина, эритроцитов, величины цветного показателя (ц.п.), количества ретикулоцитов, морфологических особенностей эритроцитов.
Снижение гемоглобина и эритроцитов – анемия, повышение – эритроцитоз.
Ц.п. = (Нв в г/л × 0,3): 2 первые цифры эритроцитов.
Пример: Нв – 120г/л, эритроциты – 3,6×1012/л, ц.п.=(120 × 0,3):36 = 1,0
Норма: 0,8 – 1,1
Ниже 0,8 – гипохромия, выше1,1 – гиперхромия.
Снижение ретикулоцитов 0,5% и ниже – ретикулоцитопения – гипорегенерация.
Повышение ретикулоцитов 3% и более – ретикулоцитоз – гиперрегенерация.
Анизоцитоз – большие разбросы колебания размеров эритроцитов, микроцитоз – преобладание эритроцитов размером менее 7 микрон, макроцитоз – преобладание эритроцитов размером более 8 микрон.
Оценка лейкограммы: количества лейкоцитов, соотношения разных форм лейкоцитов.
Снижение количества лейкоцитов – лейкопения, увеличение – лейкоцитоз.
Снижение количества эозинофилов – эозинопения, повышение – эозинофилия.
Снижение количества нейтрофилов – нейтропения, повышение – нейтрофилия. Если в периферической крови увеличивается содержание молодых форм гранулоцитов, говорят о сдвиге лейкоцитарной формулы влево.
Снижение лимфоцитов – лимфопения, повышение – лимфоцитоз.
Снижение моноцитов – моноцитопения, повышение – моноцитоз.
Снижение тромбоцитов – тромбоцитопения, повышение – тромбоцитоз.
Схема анализа миелограммы.
1. Клеточность костного мозга: 200000 – 500000 миелокариоциты /мкл;
2. Содержание мегакариоцитов: не менее 20/мкл;
3. Индекс лейкопоэз/эритропоэз: 2:1 – 4:1;
4. Наличие бластов: 0 - 5%;
5. Наличие патологических клеток: 0
Вопросы для самоподготовки.
1. Современная схема кроветворения, регуляция кроветворения.
2. Этапы кроветворения в антенатальном периоде.
3. Развитие кроветворения в постнатальном периоде.
4. Эритропоэз в разные возрастные периоды. Факторы эритропоэза.
5. Лейкопоэз в разные возрастные периоды. Регуляция лейкопоэза.
6. Показатели гемограммы в возрастном аспекте.
7. Показатели миелограммы в возрастном аспекте.
7. Практические навыки:
Опрос родителей и детей.
Клиническое обследование ребёнка
Методика исследования лимфоузлов, печени, селезёнка
Оценка гемограммы
Оценка миелограммы
База: детское отделение КДКБ.
Оснащение занятия:
- таблицы: возрастные показатели гемограммы, миелограммы, коагулограммы
- набор гемограмм, миелограмм
- видеофильм: «Методика исследования лимфоузлов, печени, селезёнки у детей»
8. Список рекомендуемой литературы:
Обязательная: Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб.: Фолиант, 2009. – 925 с.
Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М.: ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.
Здоровый ребёнок. Часть 1. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 111 с.
Здоровый ребёнок. Часть 2. Б.И. Кузник, А.С. Панченко, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – 129 с.
Симптомы и синдромы внутренних органов у детей.: Методические рекомендации для студентов. - Чита, 2010 – 96 с.
Дополнительная:
Педиатрия: Национальное руководство. Том 1. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1017 с.
Педиатрия: Национальное руководство. Том 2. М: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 1023 с.
Общий уход за ребёнком. А.С. Панченко, В.А. Вишнякова, О.Г. Максимова и др. Чита, 2012. – с. 159.
Педиатрия: интерпретация лабораторных методов диагностики у детей в норме и патологии. И.Н. Гаймоленко, О.А. Егорова, А.С. Панченко и др. Чита, 2011. – 72 с.
Кузник Б.И., Максимова О.Г. Клиническая гематология детского возраста. М.: Вузовская книга, 2010. – 496 с.
Кузник Б.И. Геморрагические и тромботические заболевания и синдромы у детей. /Б.И. Кузник, В.Г. Стуров, О.Г. Максимова. Новосибирск: Наука, 2012. – 455 с.
Методическая разработка учебного занятия №29
(для студентов)
- Тема: Возрастные особенности гемостаза у детей.
В основу положены ПК-1, ПК-5, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18
- Цель занятия: изучив данную тему, студент должен овладеть методикой обследования гемостаза у детей с учётом его возрастных особенностей.
- Значение темы:
Изучив данную тему, студенты должны знать:
- этикодеонтологические принципы общения с детьми с патологией органов кроветворения и их родителями;
- методику клинического обследования ребёнка;
- современную теорию гемостаза;
- оценку коагулограммы;
- особенности гемостаза в раннем неонатальном периоде;
- понятие о геморрагической болезни новорождённого.
Студенты должны уметь:
- опросить родителей и детей;
- провести клиническое обследование ребёнка;
- оценить гемограмму;
- оценить коагулограмму.
4. Исходный уровень. Базовые знания получены при изучении дисциплин: анатомии человека; гистологии и эмбриологии; нормальной физиологии, пропедевтики внутренних болезней, патологической физиологии.
Базовые знания включают методику исследования больного; возрастные морфологические особенности кроветворения и гемостаза.