Группа 2. «Царь Эдип» Софокла: миф и образ

1. Мифологическая основа трагедии. Различные трактовки мифа об Эдипе: миф об умирающем/воскресающем божестве, о происхождении человека и пр.

2. Образ Эдипа в сюжете поиска истины: диалектика заблуждения/истины, незнания/знания, воли/предопределения и пр. Трагедия как последовательное саморазоблачение Эдипа.

3. Эдип и Тиресий: зрение как слепота и слепота как зрение. Смысл самоослепления Эдипа в финале.

4. Содержание финальных монологов Эдипа: «трагедия рока» или трагедия человека, ограниченного в своей мудрости?

5. Роль хора в трагедии.

 

Группа 3. Комедийные жанры древнегреческого театра, их особенности.

 

1. Происхождение комедии. Особенности строения комедии.

2. Творчество Аристофана.

3. Творчество Менандра

 

Группа 4. Древнеримская комедия.

1. Общая характеристика паллиаты.

2. Творчество Плавта

3. Творчество Теренция

Литература

 

Теоретическая литература


1) Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
2) Аристотель. Поэтика. М., 1957.
3) Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
4) Головня В.В., История античного театра М., 1972.
5) Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994.
6) Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.
7) Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
8) Ярхо В.В. Античная драма: Технология мастерства. – М., 1990.

9) Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т.2. – М.,1997 (ст. «Эдип»).

10)Тронский И.М. История античной литературы. – М.. 1983 (ч. I, разд. II, гл. II «Софокл»).

11) Античная культура: Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука. Словарь-справочник. – М., 1995.

12) Бакстон Р. Герой греческих трагедий: человек или супермен?

http://lib.vkarp.com/

 

Персоналии:

1) Гусейнов Г. Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. — М.: ГИТИС, 1982.

2) Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. — М., 1978

3) Ярхо В. Н. Менандр. У истоков европейской комедии. М., 2004.

4) Гончарова Т. В. Еврипид. М., 1986.

5) Гусейнов В. Ч. Аристофан. М., 1998

 

 Материалы по истории античного театра:

 http://antique-lit.niv.ru/

Сайт по античной литературе

http://antique-lit.niv.ru/

Была ли у древних греков совесть? (К изображению человека в аттической трагедии):
http://ec-dejavu.ru/c/Conscience.html
Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии:
http://www.vbooks.ru/AUTHORS/YARHO-VALERIY/024172.html

http://bookz.ru/authors/arho-valerii/evripid0_1.html

Коллектив авторов «Театральное искусство Западной Европы. Творчество Еврипида»

http://biblioteka.portal-etud.ru/book/kollektiv-avtorov-teatralnoe-iskusstvo-zapadnoi-evropy-tvorchestvo-evripida

Драматургия Теренция: уроки человечности:
http://bookz.ru/authors/arho-valerii/teren0_1.html

http://www.vbooks.ru/AUTHORS/YARHO-VALERIY/024173.html

http://www.lib.ru/POEEAST/TERENCIJ/teren0_1.txt

Менандр - поэт, рождённый заново:
http://lib.chistopol.ru/?id=12782&page=5

http://www.lib.ru/POEEAST/MENANDR/menandr0_3.txt

Софокл и его трагедии:
http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_6.txt

Трагический театр Софокла:
http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_№1269.rar

http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_4.txt

Ф. Ф. Зелинский - переводчик Еврипида
http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_22dec2006_№1270.rar

http://www.lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl0_5.txt

 

 

















СЕМИНАР № 2

ТЕАТР ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

Мистерия — основной театральный образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя, но и самая полная форма выражения средневековой театральности.

Вообразите, что вы — создатели мистерии, бродячие школяры и монахи, которых средневековый город пригласил для организации этого праздника.

Ваша подгруппа получает свой сюжет, с которым нужно поработать, для того чтобы затем на его основе могло состояться представление мистерии. Чтобы попасть в нужную «тональность», соответствовать средневековой стилистике, рассмотрите рассматривают картины на библейские сюжеты.

 

Задание обоим подгруппам:

1. Посмотрите внимательно на предложенной ниже схеме, как располагаются события мистериального спектакля в пространстве площади средневекового города.

2. Определите ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ истории — оно станет центром композиции и будет играться на центральной мистериальной площадке.

3. Разбейте всю историю на фрагменты: наиболее важные, поворотные события, которые нужно отразить в мини-драмах, разыгрываются в отдельных локусах (см. схему). Таких маленьких эпизодов может быть достаточно много.

4. Определите, какие события, изложенные в этой истории, или эпизоды, которые вы как авторы можете домыслить за ее рамками, исходя из основного сюжета, могли бы играться на площадках «Небо» и «Ад» (см. схему).

5. На карточках, соответствующих событиям вашей будущей мистерии (главное событие, небо, ад, события в локусах), напишите названия эпизодов и имена героев, которые в каждом из этих событий участвуют.

6. Наклейте (прикрепите) эти карточки на схему.

7. Поскольку, как мы уже говорили ранее, ремесленники готовили материальное оформление: повозки и помосты, декорации, реквизит и костюмы (каждый цех готовил один эпизод), каждая из двух больших групп должна разбиться на столько «цехов», сколько мини-драм она придумала.

8. Теперь устраивается импровизированный парад мистерии. В настоящем средневековом городе Смотр, или Парад, мистерии, шествие в костюмах и показ декораций организовывали за несколько дней до основного представления. У нас — подгруппа показывает и защищает свои эскизы.

9. Группы по очереди представляют свои проекты. А зрители, разглядывая предложенное оформление и слушая комментарии, должны выбрать, какие роли, если бы они были жителями средневекового города, они хотели бы сыграть, аргументируя свой выбор.

На доску в две колонки выписываются все роли: и те, что выбрали, и те, что не выбрали. Роли, которые горожане хотят сыграть, продаются с аукциона: подгруппа за каждую роль задает зрителым вопрос и тот, кто правильно ответит, «выигрывает» эту роль.(В средневековом городе те роли, которые никто не выбрал, поручается играть городским нищим или профессиональным забавникам, за что им причитается плата из денег, вырученных на аукционе.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: