В течение дня мы всё время что-то делаем. А в конце дня часто осознаём, что всё равно не успели что-то сделать. Бывает у вас такое?
Но при этом вы, наверняка, успели поговорить с другом по телефону и зайти в любимую социальную сеть «Вконтакте»?
Так как же нужно организовать своё время, чтобы его хватало и на любимы дела, и на важные, необходимые. Какие дела нужно делать сначала, как вы думаете? (ответы)
Сейчас я покажу вам небольшой эксперимент. Перед вами обыкновенный лист, разделенный на 2 колонки. Представим, что он символизирует ваш обычный день. Квадраты символизируют ваши любимые дела. Треугольники – множество нужных, обязательных, но нелюбимых дел. Какие дела мы начнём делать в начале дня: любимые или нелюбимые? (Учитель наполняет «день» теми «делами», которые называют учащиеся. В любом случае на лист сначала крепится либо квадрат, а потом треугольник, или наоборот.) Почему у нас не хватает времени?
9
Согласно тайм- менеджменту все дела важно разделить на 4 группы. Такое деление придумал 34 президент США. Она называется Матрица Эйзенхауера
|
|
10
Все дела делятся на важные срочные, важные несрочные, срочные неважные и несрочные неважные.
11
Важные дела – это дела, от которых зависит успешная, здоровая, эмоционально насыщенная жизнь.
Срочные дела – это дела, которые нельзя отложить, однако они могут отвлекать от главных целей и вести к неудачам.
Какие дела можно отнести к важным срочным?
- важным несрочным?
- срочным неважным?
- несрочным неважным?
Учащиеся должны прийти к выводу, что важным срочным и важным несрочным делам нужно отдавать приоритет, а срочные неважные и несрочные неважные дела – это поглотители времени.
Я предлагаю вам список дел.(Приложение 1) Нужно, работая в группах, разделить эти дела на 4 группы по принципу матрицы Эйзенхауера. Напишите, пожалуйста, по 2 дела из списка в каждую графу.
Представление групп
ВЫВОД по вопросу КАК?
С точки зрения Эйзенхауэра, важных срочных дел быть не должно. А я желаю вам, чтобы каждому делу у вас находилось время.
Давайте разберемся что нам мешает правильно распределять время?
Помехи извне — это события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем:
o задержки при выходе из дому (ключи забывали дома?);
o задержки в дороге (социальные сети);
o неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
o электронная почта (спам);
o поиск папок, ручек и т. д.;
o телефонные звонки;
Среди внутренних помех можно отметить:
o неумение отказывать и говорить НЕТ;
o привычка хвататься за все и сразу;
o неверная оценка сроков и объемов работ;
o природная медлительность;
|
|
o излишняя общительность;
o привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
o не умение расставлять приоритеты;
o привычка каждые 5-10 минут проверять почту и др. информацию на сайте;
o недостаток отдыха (постоянное сонно-выжатое состояние);
o привычка полностью полагаться на память;
o природная рассеянность;
o привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;
o привычка курить
Очень большое влияние на организацию нашего времени рационально оказывают наши с вами биоритмы. Давайте их и определим.
3. Тест:
Анкета Остберга (определение биоритма)
1. Трудно ли Вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда -3
б) иногда-2
в) редко -1
г) крайне редко -0
2. Если бы у Вас была бы возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать вечером?
а) после часа ночи -3
б) с 23 до 1 ч -2
в) с 22 до 23 ч -1
г) до 22 ч -0
3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?
а) плотный -0
б) менее плотный -1
в) можно ограничиться вареным яйцом -2
г) достаточно чашки чая или кофе -3
4. Если вспомнить Ваши последние размолвки на работе и дома, когда они преимущественно происходят?
а) в первой половине дня -1
б) во второй половине дня -0
5. От чего Вам легче отказаться:
а) от утреннего чая или кофе -2
б) от вечернего чая -0
6. Как точно Вы отсчитываете время в 1 минуту?
а) меньше минуты -0
б) больше минуты -2
7. Как легко Вы можете изменить привычки, связанные с едой во время отпуска, поездок?
а) очень легко -0 б) легко -1 в) трудно -2 г) не меняете -3
8. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше Вы ложитесь спать?
а) более чем на 2 часа -3 б) на час-два -2 в) меньше чем на час -1 г) как обычно -0
Подсчитываются баллы по всем вопросам. Сумма от 0 до 7 - «жаворонок»; от 8 до 13 — «аритмик»; от 14 до 20 — «сова».
Закрепление: памятка по тайм – менеджменту
Чтобы все успевать, следует правильно распределять время.
Как правильно распределить свое время?
1. Планируя время нужно учитывать внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относится настроение, а к внешним обстоятельства, под которые мы подстраиваемся;
2. В списке дел должно быть менее десяти пунктов, ведь скорость, как и качество выполнения работы, отражается на количестве дел, если спешить, то результат может получиться неудовлетворительным;
3. Следует грамотно расставлять приоритеты, которые являются залогом успеха в каких угодно начинаниях. Все дела рекомендуется разделять на категории: не очень важные, важные и крайне важные;
4. Нужно учитывать свои биоритмы. К примеру, лучше всего получается справляться с делами утром, тогда самые важные дела нужно планировать именно на это время. Самые маловажные дела нужно планировать на время, когда работать уже хочется меньше всего;
5. Следите за списком. Чтобы не забывать о последовательности действий и вообще о делах, которые сегодня по плану нужно сделать, список дел следует носить с собой и временами его просматривать;
6. Каждое дело следует мотивировать. Не следует себе говорить «Я обязан», ведь к обязанностям мы относимся с весьма не большой охотой. Лучше говорить «Я хочу», такое словосочетание уже настраивает на позитив;
7. Нельзя вписывать в список то, что заведомо выполнить не удастся. Не нужно писать «Засадить десять гектар поля картошкой», если Вы будете делать это в ручную и без посторонней помощи.
Список литературы
1. “Организация рабочего времени”, учебник М: ”ДеКА”, 1994
2. Гамидуллаев Б.Н. “Экономия времени и показатели ее оценки в процессах управления предприятием” Пенза, 1997
3. http://cfin.ru/management/index.shtml (интернет-источник)
Приложение 1.
Список дел:
1. Умыться, поесть.
2. Погулять с собакой.
3. Учеба.
4. Домашнее задание.
5. Сходить в магазин.
|
|
6. Показать дорогим для вас людям свою любовь
7. Посвятить 10–15 минут наведению чистоты.
8. Выпить стакан воды.
9. Каждый день делать один шаг на пути к вашей цели.
10. Выучить что-то новое.
11. Общаться.
12. Медитировать или хотя бы просто задуматься
13. Заниматься любыми видами физической активности.
Итог занятия: расширили представление о рациональном использовании времени.