II. Расчет производственной программы

В расчетно-технологической части проводятся расчеты, основанные на «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава на автомобильном транспорте», ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники», «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини \трактора)», «РД 37.009.026 – 92 Правила оказания услуг (выполнения работ) по ТО и ремонту автотранспортных средств. (Утв. Постановлением правительства РФ от 24.06.98 №639)  и «Общероссийских нормах технологического проектирования предприятий  автомобильного транспорта ОНТП-01-91», Росавтотранс, 1991.

ИСХОДНЫЕ данные. Структура исходных данных, зависит от типа предприятия автомобильного транспорта, в целом  включает три основные группы:

- данные, характеризующие подвижной состав и условия функционирования предприятия - марки автомобилей, годовой пробег, состояние подвижного состава, условия эксплуатации, режим работы предприятия, количество обслуживаемых автомобилей в год;

- нормативы технической эксплуатации по каждой марке автомобиля берутся из нормативно-справочных источников общего назначения («Положение технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта», «Инструкции по эксплуатации...», «Руководство по ТО и ремонту...»);

- нормы технологического проектирования предприятий автотранспорта по действующим «Нормам технологического проектирования...», СниПам.

Приведенные в источниках нормативы даны для эталонных условий. Их необходимо скорректировать применительно к условиям конкретного предприятия.

Технологические расчеты должны основываться на обоснованном выборе наиболее прогрессивных форм организации производственных процессов, согласно  задания. В зависимости от типа предприятия содержать основные этапы представленные в виде таблицы 1.

Таблица 1- Основные этапы технологического проектирования

Этап для АТП Этап для СТО Содержание
Расчет производственной  программы по техническому обслуживанию   Исходя из стратегии технической эксплуатации автомобилей, может выполняться либо за год, либо на принятый в стратегии предприятия пробег автомобилей. Расчет производственной программы по техническому обслуживанию на год необходим для определения годовых объемов работ каждого вида обслуживания и необходимого штата работников, определение расхода запасных частей.
Расчет количества технических воздействий   Ведется по автомобилям одной технологически совместимой группы на год, а затем рассчитывается суточная программа. Применяются следующие методики расчета - по цикловому методу, методика ускоренного расчета, методика уточненного расчета.
Корректировка нормативов трудоемкости ТО и ТР   Проводится на основе «Положение технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта» с целью приведения эталонных трудоемкостей к конкретным условиям эксплуатации
Расчет годовых объемов работ Расчет годовых объемов работ Для АТП проводится для проектируемого участка или зоны. Для СТО в целом по предприятию либо по укрупненным показателям или с помощью компьютерной программы «Автодилер» по данным конкретных предприятий.
Распределение годовых объемов по виду и месту выполнения Распределение годовых объемов по виду и месту выполнения Проводится с целью определения загрузки каждого поста или участка определенными видами работ, уточнения их объемов.
Расчет численности персонала штатного и технологического Расчет численности персонала штатного и технологического При этом штатное число рабочих определяется отношением трудоемкости к годовому фонду времени штатного рабочего, а явочное, или технологически необходимое число рабочих, отношением той же трудоемкости к годовому фонду рабочего места. Необходимо распределить ремонтных рабочих по профессиям и квалификации, указав при этом средний разряд работ на объекте проектирования.
Расчет числа рабочих и вспомогательных постов и автомобиле-мест Расчет числа рабочих и вспомогательных постов и автомобиле-мест Для АТП проводится для проектируемого участка или зоны. Для СТО в целом по предприятию.
Расчет площадей Расчет площадей Для АТП проводится для проектируемого участка или зоны. Для СТО в целом по предприятию.

 

 Ниже приведены методические рекомендации для проведения технологического расчета для АТП и СТО.

Методические указания к расчету производственной программы предприятий АТ

 

 

Параметры Обозначения Расчетные формулы и указания
1 2 3
Корректирование периодичности ТО и пробега до КР Li   Lк где  – нормативная периодичность ТО i -го вида (ТО-1 и ТО-2) км, (приложение А) - нормативный пробег до КР, тыс.км (приложение Б) К1, К2, К3 – коэффициенты учитывающие, соответственно, категорию условий эксплуатации, модификацию подвижного состава и климатические условия по (приложению В). Пример корректирования приведен в приложении Г.
Определение числа КР, ТО на один автомобиль за цикл Nк N2 N1 NЕО где Lcc – среднесуточный пробег авто         мобиля, км.
Коэффициент технической готовности где dТО и ТР – продолжительность про стоя в ТО и ТР на АТП, дн/1000 км. Дк – продолжительность простоя в КР на АРП, дн. Lк – скорректированный пробег до КР, км. dТО и ТР и Дк  - нормативы приведены в приложении Д.
1 3 4
Расчет годового пробега автомобиля Lг где Драб.г. – количество дней работы АТП в году, дни.
Коэффициент перехода от цикла к году
Расчет годового количества ТО на один автомобиль за год
Число ТО на весь парк за год N2г N1г NЕОг
Расчет числа диагностических воздействий
Определение суточной программы по видам ТО где - годовое количество ТО по каждому виду в отдельности ()
Выбор метода ТО   Поточный метод обслуживания принимается при суточной программе по ЕО – 100 автомобилей, по ТО-1 при 12…15 и ТО-2 – 5…6 автомобилей и более. При меньшей суточной программе принимается метод обслуживания на универсальных постах.

Расчет годовых объемов

Корректирование нормативных трудоемкостей tЕО   ti     tТР где  - нормативная трудоемкость ЕО, чел. –ч. (приложение Е, таблица Е1) К2; К5 – коэффициенты, учитывающие соответственно тип подвижного состава и размер АТП, (приложение В) Км = 0,35…0,75 – коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО. Ti = tiн К2 К5, где tiн – нормативная трудоемкость ТО-1 и ТО-2, чел. – ч. (приложение Е, таблица Е1) tТР = tТР К1 К2 К3 К4 К5, где К1; К3; К4 – коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, климатические условия и пробег автомобилей с начала эксплуатации (приложение В)
Расчет трудо-емкости диагности-рования Д-1 при выполнении на отдельных постах tд-1
При выполнении ТО-1 с Д-1 t1+д-1
Расчет трудоемкости Д-2 = (0,10…0,20) t2, чел.-ч.
Трудоемкость сезонного обслуживания tCO , чел.-ч. где - доля работ СО, от трудоем-кости ТО-2,% (50% - доля очень холодного и очень жаркого районов; 30% - для холодного и жаркого       районов, 20% - для остальных районов). Пример корректировки трудоемкостей приложение Е таблица Е.2
Расчет годовых объемов работ по:  ЕО        
ТО-1
Д-1  
ТО-1 с Д-1  
Д-2  
ТО-2    
ТР Ттр
Расчет годового объема производственных работ ТПР (при проведении ТО-1 с Д-1, вместо подставляют

Расчет вспомогательных затрат по АТП

ТВСП     ТВСП = Тсам  + Тобщ. ТВСП  = В. ТПР, В – доля вспомогательных работ (0,30 – для АТП с числом автомобилей до 200; 0,25 – от 200 до 400; 0,20 – свыше 400)
Тсам Тсам = (0,37…0,40) Твсп, чел. – ч.
Тобщ Тобщ = (0,60…0,63) Твсп, чел. – ч.  
Распределение годовых объемов работ   Годовой объем работ распределяется по производственным зонам и участкам (процентное распределение по видам работ для АТП) для ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР по (приложение ж, таблица ж.1) форма сводной таблицы, приведена в (приложении Ж таблица ж.2)
Расчет численности рабочих: РТ         РШ где Тi г – годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч. Фм – 2070% - годовой фонд времени рабочего места ФР – годовой фонд времени штатного рабочего(приложение и таблица И.1) Расчет численности РТ и РШ сводится в таблицу приложение И таблица И.2.

Расчет количества постов и линий ТО и ТР

Определение ритма производства Ri где Тоб – продолжительность работы зоны по данному виду ТО в течение суток, ч.: Nic – количество обслуживаний в сутки (раздельно для ЕО, ТО-1, ТО-2) С – количество смен.
Расчет такта поста где ti  - трудоемкость работ по обслуживанию, выполняемых на данном посту, чел.-ч. Рп – количество рабочих одновременно работающих на посту, чел. (приложение Х) Tп – 1…3 мин – время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезде с поста.
Количество постов для ТО-1 Х1
Количество постов для ТО-2 Х2 где  = 0,85…0,95 – коэффициент использования рабочего времени поста.
Расчет зоны ЕО Определяем: такт линии ЕО tЛЕО tЛЕО  = 60/Nу, где Nу – производительность моечной установки, авт/4., (для грузовых автомобилей – 15…20 авт/ч.;легковых 30…40 авт/ч.; автобусов – 30…50 авт./ч.)
Количество линий mЕО
Расчет поточных линий для ТО-1 и ТО-2    
Определяем такт линии tлi где ti – трудоемкость данного вида ТО, чел.-ч.; tп – 1…3 мин. – время передвижения автомобиля конвейером с поста на пост; Рл – общее количество технологически необходимых рабочих на линии ТО, чел.
Количество рабочих на линии Рл Рл = Хл.Рср, где Хл – количество постов на линии; Рср – среднее количество рабочих на посту.  
Количество линий mлi  
Расчет числа постов Д-1 и Д-2 Хдi   где Тдiг – годовой объем работ, чел.-ч. Драб.г = 253 – число рабочих дней зоны диагностирования; Тсм – продолжительность смены, ч.; С – число смен; Рд – число рабочих на посту, чел.; hд = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста диагностирования.
Расчет количества постов ТР ХТР ТТРп – годовой объем постовых работ ТР, чел.-ч.; Драб.г – количество дней работы в году зоны ТР; Тсм – продолжительность смены, ч.; С – число смен (2…3); РТ – количество рабочих на посту, чел.; hТР = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста  - коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР
Количество постов ожидания   Число постов ожидания принимается: перед постами ЕО – исходя из 15…25% часовой пропускной способности линии ЕО; Перед ТО-1 – 10…15% от сменной программы; перед ТО-2 – 30…40% от сменной программы; перед ТР – 20…30% от числа постов ТР.    
Количество мест хранения Аст Аст = Аи где Аи  - списочное количество автомобилей в АТП
Расчет площадей зон ТО и ТР Fзi ¦а  - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; Х – число постов; Кп = 4…5 – при двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания; Кп = 6…7 – при одностороннем расположении постов.
Расчет площадей производственных участков: по площади оборудования и КП Fуi где fоб – суммарная площадь оборудования, м2; Кп – коэффициент плотности расстановки оборудования, по приложение К Если в производственных участках предусматриваются посты для автомобилей, то к площади участка добавляется площадь автомобиля Fп =Lа. Ва, где Lа и Ва – длина и ширина автомобиля, м.
по удельной площади на одного работающего   Расчет площади по количеству рабочих Fуi                 Fуi где f Р1 – удельная площадь на первого рабочего, м2 (приложение Л); f Р2 – удельная площадь на последующих рабочих, м2 (приложение Л); РТ – число рабочих в наибольшей смене, по расчету.     Принять по приложению М
     
Расчет площадей складских помещений по удельным нормам на пробег Fск где f уд – удельная площадь склада на 1 млн.км. пробега, м2, по (приложению Н) Кпс – коэффициент, учитывающий тип подвижного состава, Кр – коэффициент, учитывающий число автомобилей; Краз – коэффициент, учитывающий разномарочность подвижного состава. Значение коэффициентов Кпс, Кр Краз приведены в приложении О.
Расчет площади зоны хранения Fхр где f а – площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; АСТ – число мест хранения; Кп = 2,5…3,0 – коэффициент плотности расстановки автомобилемест хранения.

 

Методические указания к расчету производственной программы СТО

 

Обоснование мощности СТО где Nсто – количество автомобилей обслуживаемых СТО в год; П- пропускная способность одного рабочего поста (120-150 авт/год); Если мощность СТО до 10 рабочих постов считают СТО малым, от11 до 35 –средним, более 35 –большое.  
 Режим работы СТО Драб.г – количество дней работы АТП в году 253; 357 дней; С- 1; 1.5 или 2 смены.  
Расчет годового объема работ городских СТО ТТОиТР=Nсто×Lг×t/1000, чел-ч где Lг- среднегодовой пробег автомобиля, км; t- удельная трудоемкость работ по ТО и ТР на СТО, чел-ч/1000км (Приложение П)
Расчет годового объема уборочно-моечных работ Тум=Nсто×a×tум /1000, чел-ч где tум- трудоемкость УМР, чел-ч; tум=0,1…0,25 чел-ч – механизированная мойка; tум=0,5 чел-ч – ручная мойка; a- число заездов одного автомобиля на СТО в год.  
Расчет годового объема работ по предпродажной подготовке Тум=Nп×tпп, чел-ч где Nп-число продаваемых автомобилей; tпп- трудоемкость предпродажной подготовки, чел-ч. (Приложение П,)  
Расчет годового объема работ по самообслуживанию   Тсам=(0,15…0,2) ×ТТОиТР, чел-ч  
Распределение годового объема работ по ТО и ТР Примерное распределение объема работ по виду и месту их выполнения на СТО в процентах приложение Р
Расчет численности производственных рабочих где Тi г – годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч. Фм – годовой фонд времени рабочего места(приложение И таблица И1). ФР – годовой фонд времени штатного рабочего, (приложение И таблица И1). Расчет численности РТ и РШ сводится в таблицу (приложение И таблица И3).  
 Расчет числа рабочих постов ТО и ТР где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.; Драб.г – количество дней работы в году СТО; Тсм – продолжительность смены, ч.; С – число смен (1; 1,5; 2); Рср – среднее число рабочих на посту, (1,0…2,5) чел.; h = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста  - коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей на СТО  
 Расчет числа постов в УМР Хум=Nc·jум / Тоб· Nу·h где Nc- суточное число заездов в зону УМР; jум- коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону; Тоб- время работы зоны УМР, ч; h = 0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста Nу- производительность моечной установки (30-40 авт/ч)  
Суточное число заездов на СТО Nc= Ncто·a/Драб.г.
Расчет вспомогательных постов Хпр=Ncто·a·4 / Тоб· Драб.г. · Nпр где Тпр- время работы участка приемки автомобилей,ч; Nпр- пропускная способность поста приемки (2…3авт-ч)
Расчет автомобиле-мест ожидания Хож=(0,3…0,5)×Х
 Расчет автомобиле-мест хранения Хг= Nc·Тпр / Тв где Тпр- среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания около 4 ч; Тв- продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
 Расчет площадей зон ТО и ТР ¦а  - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; Х – число постов; Кп = 4…5 – при двухсторонней расстановке постов или проездном способе постановки; Кп = 6…7 – при одностороннем расположении постов.
Расчет площадей производственных участков:   где f Р1 – удельная площадь на первого рабочего, м2 (приложение Л); f Р2 – удельная площадь на последующих рабочих, м2 (приложение Л); РТ – число рабочих в наибольшей смене.
Расчет площадей складских помещений по удельным нормам на пробег Приложение С
  Расчет площадей вспомогательных помещений   предусматривается помещение для клиентов из расчета на 1 рабочий пост: до 15 постов принимают удельную площадь 8-9 м2, от 16 до 25 постов 7-8 м2, более 25 постов 6-7 м2. Магазин для продажи запасных частей 6-8 м2 на 1000 обслуживаемых автомобилей. Для дорожных СТО помещение для клиентов принимается площадью 6-8 м2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: