В расчетно-технологической части проводятся расчеты, основанные на «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава на автомобильном транспорте», ГОСТ 21624-81 «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники», «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини \трактора)», «РД 37.009.026 – 92 Правила оказания услуг (выполнения работ) по ТО и ремонту автотранспортных средств. (Утв. Постановлением правительства РФ от 24.06.98 №639) и «Общероссийских нормах технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91», Росавтотранс, 1991.
ИСХОДНЫЕ данные. Структура исходных данных, зависит от типа предприятия автомобильного транспорта, в целом включает три основные группы:
- данные, характеризующие подвижной состав и условия функционирования предприятия - марки автомобилей, годовой пробег, состояние подвижного состава, условия эксплуатации, режим работы предприятия, количество обслуживаемых автомобилей в год;
- нормативы технической эксплуатации по каждой марке автомобиля берутся из нормативно-справочных источников общего назначения («Положение технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта», «Инструкции по эксплуатации...», «Руководство по ТО и ремонту...»);
- нормы технологического проектирования предприятий автотранспорта по действующим «Нормам технологического проектирования...», СниПам.
Приведенные в источниках нормативы даны для эталонных условий. Их необходимо скорректировать применительно к условиям конкретного предприятия.
Технологические расчеты должны основываться на обоснованном выборе наиболее прогрессивных форм организации производственных процессов, согласно задания. В зависимости от типа предприятия содержать основные этапы представленные в виде таблицы 1.
Таблица 1- Основные этапы технологического проектирования
Этап для АТП | Этап для СТО | Содержание |
Расчет производственной программы по техническому обслуживанию | Исходя из стратегии технической эксплуатации автомобилей, может выполняться либо за год, либо на принятый в стратегии предприятия пробег автомобилей. Расчет производственной программы по техническому обслуживанию на год необходим для определения годовых объемов работ каждого вида обслуживания и необходимого штата работников, определение расхода запасных частей. | |
Расчет количества технических воздействий | Ведется по автомобилям одной технологически совместимой группы на год, а затем рассчитывается суточная программа. Применяются следующие методики расчета - по цикловому методу, методика ускоренного расчета, методика уточненного расчета. | |
Корректировка нормативов трудоемкости ТО и ТР | Проводится на основе «Положение технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта» с целью приведения эталонных трудоемкостей к конкретным условиям эксплуатации | |
Расчет годовых объемов работ | Расчет годовых объемов работ | Для АТП проводится для проектируемого участка или зоны. Для СТО в целом по предприятию либо по укрупненным показателям или с помощью компьютерной программы «Автодилер» по данным конкретных предприятий. |
Распределение годовых объемов по виду и месту выполнения | Распределение годовых объемов по виду и месту выполнения | Проводится с целью определения загрузки каждого поста или участка определенными видами работ, уточнения их объемов. |
Расчет численности персонала штатного и технологического | Расчет численности персонала штатного и технологического | При этом штатное число рабочих определяется отношением трудоемкости к годовому фонду времени штатного рабочего, а явочное, или технологически необходимое число рабочих, отношением той же трудоемкости к годовому фонду рабочего места. Необходимо распределить ремонтных рабочих по профессиям и квалификации, указав при этом средний разряд работ на объекте проектирования. |
Расчет числа рабочих и вспомогательных постов и автомобиле-мест | Расчет числа рабочих и вспомогательных постов и автомобиле-мест | Для АТП проводится для проектируемого участка или зоны. Для СТО в целом по предприятию. |
Расчет площадей | Расчет площадей | Для АТП проводится для проектируемого участка или зоны. Для СТО в целом по предприятию. |
Ниже приведены методические рекомендации для проведения технологического расчета для АТП и СТО.
Методические указания к расчету производственной программы предприятий АТ
Параметры | Обозначения | Расчетные формулы и указания |
1 | 2 | 3 |
Корректирование периодичности ТО и пробега до КР | Li Lк | где – нормативная периодичность ТО i -го вида (ТО-1 и ТО-2) км, (приложение А) - нормативный пробег до КР, тыс.км (приложение Б) К1, К2, К3 – коэффициенты учитывающие, соответственно, категорию условий эксплуатации, модификацию подвижного состава и климатические условия по (приложению В). Пример корректирования приведен в приложении Г. |
Определение числа КР, ТО на один автомобиль за цикл | Nк N2 N1 NЕО | где Lcc – среднесуточный пробег авто мобиля, км. |
Коэффициент технической готовности | где dТО и ТР – продолжительность про стоя в ТО и ТР на АТП, дн/1000 км. Дк – продолжительность простоя в КР на АРП, дн. Lк – скорректированный пробег до КР, км. dТО и ТР и Дк - нормативы приведены в приложении Д. | |
1 | 3 | 4 |
Расчет годового пробега автомобиля | Lг | где Драб.г. – количество дней работы АТП в году, дни. |
Коэффициент перехода от цикла к году | ||
Расчет годового количества ТО на один автомобиль за год | ||
Число ТО на весь парк за год | N2г N1г NЕОг | |
Расчет числа диагностических воздействий | ||
Определение суточной программы по видам ТО | где - годовое количество ТО по каждому виду в отдельности () | |
Выбор метода ТО | Поточный метод обслуживания принимается при суточной программе по ЕО – 100 автомобилей, по ТО-1 при 12…15 и ТО-2 – 5…6 автомобилей и более. При меньшей суточной программе принимается метод обслуживания на универсальных постах. | |
Расчет годовых объемов | ||
Корректирование нормативных трудоемкостей | tЕО ti tТР | где - нормативная трудоемкость ЕО, чел. –ч. (приложение Е, таблица Е1) К2; К5 – коэффициенты, учитывающие соответственно тип подвижного состава и размер АТП, (приложение В) Км = 0,35…0,75 – коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО. Ti = tiн К2 К5, где tiн – нормативная трудоемкость ТО-1 и ТО-2, чел. – ч. (приложение Е, таблица Е1) tТР = tТР” К1 К2 К3 К4 К5, где К1; К3; К4 – коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, климатические условия и пробег автомобилей с начала эксплуатации (приложение В) |
Расчет трудо-емкости диагности-рования Д-1 при выполнении на отдельных постах | tд-1 | |
При выполнении ТО-1 с Д-1 | t1+д-1 | |
Расчет трудоемкости Д-2 | = (0,10…0,20) t2, чел.-ч. | |
Трудоемкость сезонного обслуживания | tCO | , чел.-ч. где - доля работ СО, от трудоем-кости ТО-2,% (50% - доля очень холодного и очень жаркого районов; 30% - для холодного и жаркого районов, 20% - для остальных районов). Пример корректировки трудоемкостей приложение Е таблица Е.2 |
Расчет годовых объемов работ по: ЕО | ||
ТО-1 | ||
Д-1 | ||
ТО-1 с Д-1 | ||
Д-2 | ||
ТО-2 | ||
ТР | Ттр | |
Расчет годового объема производственных работ | ТПР | (при проведении ТО-1 с Д-1, вместо подставляют |
Расчет вспомогательных затрат по АТП | ТВСП | ТВСП = Тсам + Тобщ. ТВСП = В. ТПР, В – доля вспомогательных работ (0,30 – для АТП с числом автомобилей до 200; 0,25 – от 200 до 400; 0,20 – свыше 400) |
Тсам | Тсам = (0,37…0,40) Твсп, чел. – ч. | |
Тобщ | Тобщ = (0,60…0,63) Твсп, чел. – ч. | |
Распределение годовых объемов работ | Годовой объем работ распределяется по производственным зонам и участкам (процентное распределение по видам работ для АТП) для ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР по (приложение ж, таблица ж.1) форма сводной таблицы, приведена в (приложении Ж таблица ж.2) | |
Расчет численности рабочих: | РТ РШ | где Тi г – годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч. Фм – 2070% - годовой фонд времени рабочего места ФР – годовой фонд времени штатного рабочего(приложение и таблица И.1) Расчет численности РТ и РШ сводится в таблицу приложение И таблица И.2. |
Расчет количества постов и линий ТО и ТР | ||
Определение ритма производства | Ri | где Тоб – продолжительность работы зоны по данному виду ТО в течение суток, ч.: Nic – количество обслуживаний в сутки (раздельно для ЕО, ТО-1, ТО-2) С – количество смен. |
Расчет такта поста | где ti - трудоемкость работ по обслуживанию, выполняемых на данном посту, чел.-ч. Рп – количество рабочих одновременно работающих на посту, чел. (приложение Х) Tп – 1…3 мин – время, затрачиваемое на передвижение автомобиля при установке его на пост и съезде с поста. | |
Количество постов для ТО-1 | Х1 | |
Количество постов для ТО-2 | Х2 | где = 0,85…0,95 – коэффициент использования рабочего времени поста. |
Расчет зоны ЕО Определяем: такт линии ЕО | tЛЕО | tЛЕО = 60/Nу, где Nу – производительность моечной установки, авт/4., (для грузовых автомобилей – 15…20 авт/ч.;легковых 30…40 авт/ч.; автобусов – 30…50 авт./ч.) |
Количество линий | mЕО | |
Расчет поточных линий для ТО-1 и ТО-2 | ||
Определяем такт линии | tлi | где ti – трудоемкость данного вида ТО, чел.-ч.; tп – 1…3 мин. – время передвижения автомобиля конвейером с поста на пост; Рл – общее количество технологически необходимых рабочих на линии ТО, чел. |
Количество рабочих на линии | Рл | Рл = Хл.Рср, где Хл – количество постов на линии; Рср – среднее количество рабочих на посту. |
Количество линий | mлi | |
Расчет числа постов Д-1 и Д-2 | Хдi | где Тдiг – годовой объем работ, чел.-ч. Драб.г = 253 – число рабочих дней зоны диагностирования; Тсм – продолжительность смены, ч.; С – число смен; Рд – число рабочих на посту, чел.; hд = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста диагностирования. |
Расчет количества постов ТР | ХТР | ТТРп – годовой объем постовых работ ТР, чел.-ч.; Драб.г – количество дней работы в году зоны ТР; Тсм – продолжительность смены, ч.; С – число смен (2…3); РТ – количество рабочих на посту, чел.; hТР = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста - коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР |
Количество постов ожидания | Число постов ожидания принимается: перед постами ЕО – исходя из 15…25% часовой пропускной способности линии ЕО; Перед ТО-1 – 10…15% от сменной программы; перед ТО-2 – 30…40% от сменной программы; перед ТР – 20…30% от числа постов ТР. | |
Количество мест хранения | Аст | Аст = Аи где Аи - списочное количество автомобилей в АТП |
Расчет площадей зон ТО и ТР | Fзi | ¦а - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; Х – число постов; Кп = 4…5 – при двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания; Кп = 6…7 – при одностороннем расположении постов. |
Расчет площадей производственных участков: по площади оборудования и КП | Fуi | где fоб – суммарная площадь оборудования, м2; Кп – коэффициент плотности расстановки оборудования, по приложение К Если в производственных участках предусматриваются посты для автомобилей, то к площади участка добавляется площадь автомобиля Fп =Lа. Ва, где Lа и Ва – длина и ширина автомобиля, м. |
по удельной площади на одного работающего Расчет площади по количеству рабочих | Fуi Fуi | где f Р1 – удельная площадь на первого рабочего, м2 (приложение Л); f Р2 – удельная площадь на последующих рабочих, м2 (приложение Л); РТ – число рабочих в наибольшей смене, по расчету. Принять по приложению М |
Расчет площадей складских помещений по удельным нормам на пробег | Fск | где f уд – удельная площадь склада на 1 млн.км. пробега, м2, по (приложению Н) Кпс – коэффициент, учитывающий тип подвижного состава, Кр – коэффициент, учитывающий число автомобилей; Краз – коэффициент, учитывающий разномарочность подвижного состава. Значение коэффициентов Кпс, Кр Краз приведены в приложении О. |
Расчет площади зоны хранения | Fхр | где f а – площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; АСТ – число мест хранения; Кп = 2,5…3,0 – коэффициент плотности расстановки автомобилемест хранения. |
Методические указания к расчету производственной программы СТО
Обоснование мощности СТО | где Nсто – количество автомобилей обслуживаемых СТО в год; П- пропускная способность одного рабочего поста (120-150 авт/год); Если мощность СТО до 10 рабочих постов считают СТО малым, от11 до 35 –средним, более 35 –большое. |
Режим работы СТО | Драб.г – количество дней работы АТП в году 253; 357 дней; С- 1; 1.5 или 2 смены. |
Расчет годового объема работ городских СТО | ТТОиТР=Nсто×Lг×t/1000, чел-ч где Lг- среднегодовой пробег автомобиля, км; t- удельная трудоемкость работ по ТО и ТР на СТО, чел-ч/1000км (Приложение П) |
Расчет годового объема уборочно-моечных работ | Тум=Nсто×a×tум /1000, чел-ч где tум- трудоемкость УМР, чел-ч; tум=0,1…0,25 чел-ч – механизированная мойка; tум=0,5 чел-ч – ручная мойка; a- число заездов одного автомобиля на СТО в год. |
Расчет годового объема работ по предпродажной подготовке | Тум=Nп×tпп, чел-ч где Nп-число продаваемых автомобилей; tпп- трудоемкость предпродажной подготовки, чел-ч. (Приложение П,) |
Расчет годового объема работ по самообслуживанию | Тсам=(0,15…0,2) ×ТТОиТР, чел-ч |
Распределение годового объема работ по ТО и ТР | Примерное распределение объема работ по виду и месту их выполнения на СТО в процентах приложение Р |
Расчет численности производственных рабочих | где Тi г – годовой объем работ по зоне ТО, ТР или участку, чел.-ч. Фм – годовой фонд времени рабочего места(приложение И таблица И1). ФР – годовой фонд времени штатного рабочего, (приложение И таблица И1). Расчет численности РТ и РШ сводится в таблицу (приложение И таблица И3). |
Расчет числа рабочих постов ТО и ТР | где Тп – годовой объем постовых работ, чел.-ч.; Драб.г – количество дней работы в году СТО; Тсм – продолжительность смены, ч.; С – число смен (1; 1,5; 2); Рср – среднее число рабочих на посту, (1,0…2,5) чел.; h = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста - коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей на СТО |
Расчет числа постов в УМР | Хум=Nc·jум / Тоб· Nу·h где Nc- суточное число заездов в зону УМР; jум- коэффициент учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону; Тоб- время работы зоны УМР, ч; h = 0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста Nу- производительность моечной установки (30-40 авт/ч) |
Суточное число заездов на СТО | Nc= Ncто·a/Драб.г. |
Расчет вспомогательных постов | Хпр=Ncто·a·4 / Тоб· Драб.г. · Nпр где Тпр- время работы участка приемки автомобилей,ч; Nпр- пропускная способность поста приемки (2…3авт-ч) |
Расчет автомобиле-мест ожидания | Хож=(0,3…0,5)×Х |
Расчет автомобиле-мест хранения | Хг= Nc·Тпр / Тв где Тпр- среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания около 4 ч; Тв- продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч. |
Расчет площадей зон ТО и ТР | ¦а - площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; Х – число постов; Кп = 4…5 – при двухсторонней расстановке постов или проездном способе постановки; Кп = 6…7 – при одностороннем расположении постов. |
Расчет площадей производственных участков: | где f Р1 – удельная площадь на первого рабочего, м2 (приложение Л); f Р2 – удельная площадь на последующих рабочих, м2 (приложение Л); РТ – число рабочих в наибольшей смене. |
Расчет площадей складских помещений по удельным нормам на пробег | Приложение С |
Расчет площадей вспомогательных помещений | предусматривается помещение для клиентов из расчета на 1 рабочий пост: до 15 постов принимают удельную площадь 8-9 м2, от 16 до 25 постов 7-8 м2, более 25 постов 6-7 м2. Магазин для продажи запасных частей 6-8 м2 на 1000 обслуживаемых автомобилей. Для дорожных СТО помещение для клиентов принимается площадью 6-8 м2. |