Мониторинг и диагностика
«Психологическое сопровождение
Развития и взросления школьников
Классов»
Методическое пособие
Иркутск 2007
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «ИГПУ», Ученого совета МОУ Центра образования № 47
УДК
ББК
Ж
Рецензенты:
В. И. Рерки, кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «ИГМУ»;
Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» (методическое пособие): / М. Ю. Михайлова, Криволапова Е.Л., Михайлов И.С., Ткаченко И. Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007.- 129 с.
Методическое пособие «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» рассчитаны на учащихся 1-11классов образовательных учебных учреждений: центров образований, лицеев, колледжей, школ и пр. Программа предназначена педагогам-психологам, учителям-предметникам, учителям дополнительного образования, классным руководителям, классным воспитателям, социальным педагогам и пр.
|
|
© ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007
© МОУ Цент образования № 47, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | ||
1. | Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» | |
Пояснительная записка | ||
Примерный план мониторинга и диагностики на учебный год | ||
ЧАСТЬ 1. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления детей младшего школьного возраста» | ||
Психологические особенности детей младшего школьного возраста | ||
1. | Психофизиологический компонент: | |
1.1 | Тест Павлова И.П. (Определение функциональной асимметрии полушарий) (для 1-4 классов). | |
1.2. | Теоретическое сопровождение исследования «Основные типы функциональной организации мозга». | |
1.3. | Определение межполушарной асимметрии мозга (для 1-11 классов). | |
1.4. | Теоретическое сопровождение исследования «Классификация латеральной организации по П. Деннисону» | |
1.5. | «Определение утомляемости (истощаемости) школьников» (для 1-11 классов) | |
1.6. | Тест «Индивидуальная минута» (Хаснулин В.И. и др., 1997) (Определение типа функциональной конституции) (для 1-11 классов) | |
1.7. | Теоретическое сопровождение исследования «Основные особенности типов функциональной конституции» | |
1.8. | Тест «Темперамент» (для 3-11 классов) | |
2. | Интеллектуальный компонент: | |
2.1. | Определение когнитивных «застреваний» и предпочтительного стиля обработки информации (аналитик- синтетик) (для 1-11 классов) | |
2.2. | Тест «Каляка – маляка» (Определение поисковой активности) | |
3. | Мотивационный компонент: | |
3.1 | Анкета для выявления мотивов учения. | |
3.2 | Анкета «Выявление мотивов учения» | |
4. | Эмоциональный компонент: | |
4.1 | «Шкала тревожности ребенка» (Кудрина Г.Я.) | |
4.2. | Теоретическое сопровождение исследования «Особенности школьной тревожности» | |
5. | Личностный компонент: | |
5.1. | Методика исследования самооценки (Щур В.Г., Якобсон С.Г.) | |
6. | Социальный компонент: | |
6.1 | Метод социометрических измерений (социометрия) | |
6.2. | Психологический климат классного коллектива (для 1-11 классов) |
|
|
ЧАСТЬ 2. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 5-11 классов» | ||
Психологические особенности личности в подростковом возрасте | ||
Психологические особенности личности в ранней юности | ||
1 | Психофизиологический компонент: | |
1.1 | Тест «Определения стиля обучения и мышления» | |
1.2 | «ВАК – опросник» (Ананьев В.А.) | |
1.3 | Теоретическое сопровождение исследования «Система ВАК» | |
2 | Интеллектуальный компонент: | |
2.1 | Тест «Семь типов интеллекта» | |
3 | Мотивационный компонент: | |
3.1 | «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» | |
3.2 | Анкета «Портрет школы глазами ученика» | |
4. | Личностный компонент: | |
4.1 | Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк) | |
4.2 | Теоретическое сопровождение исследования «Основные психические состояния» | |
5. | Социальный компонент: | |
5.1 | ||
5.2 | Анкета для выявления уровня информированности по ПАВ у подростков | |
6. | Профессиональное самоопределение: | |
6.1 | Теоретическое сопровождение исследования «Профессиональное самоопределение и самоактуализация» | |
6.2 | Методика «Дифференциально-диагностический опросник» | |
6.3 | Теоретическое сопровождение исследования «Профессиональные сферы» | |
6.4 | Анкета «Оценка профессиональной направленности личности» | |
6.5 | Анкета интересов. | |
6.6 | Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) | |
6.7 | Методика «Определение предпочитаемого типа профессий». | |
Литература | ||
Глоссарий | ||
Приложение 1. Бланк сводной таблицы «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников» | ||
Приложение 2. Рекомендуемая литература по проблеме психологического сопровождения развития и взросления школьников | ||
Приложение 3. Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников». |
Введение
Повышение качества образования, предполагает эффективное использование потенциала идеи психологического сопровождения развития и взросления школьников в учебно-воспитательном процессе. Сама идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие в условиях образовательного процесса.
Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов осуществляется через: просвещение, профилактику, диагностику, мониторинг, коррекцию, развитие, абилитацию, диспетчерскую деятельность, а также совершенствуется научной и методической работой.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, особую значимость приобретает психологический мониторинг и диагностика развития и взросления школьников с первого по одиннадцатый класс. Решение этой проблемы весьма актуально для психологов, учителей предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, школьных врачей, логопедов, администрации МОУ, школьников и их родителей. В связи с актуальностью данной проблемы нами было создано методическое пособие «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов».
|
|
Предлагаемое пособие включает в себя следующие части: программу «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»; библиографический список; глоссарий; в приложениях представлены сводные таблицы мониторинга и диагностики; рекомендации.
Авторы постарались дать ответы на большинство вопросов, возникающих в процессе работы с разновозрастной аудиторией. Предлагаемая модель мониторинга и диагностики помогут специалистам разнообразить формы подачи материала и продуцировать новые варианты. Подробный анализ терминов и теоретическое сопровождение диагностического материала поможет чувствовать себя уверенно в аудитории. Для этой же цели приводятся психологические особенности разных возрастных групп школьников, теоретическое сопровождение диагностик и мониторинга.
Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» была разработана и апробирована в г. Иркутске на базе МОУ Центр образования № 47.
Данное издание адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям, классным руководителям (воспитателям), всем тем, кого интересует психологическое сопровождение развития и взросления школьников.
Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»