Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»

Мониторинг и диагностика

«Психологическое сопровождение

Развития и взросления школьников

Классов»

 

Методическое пособие

Иркутск 2007

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «ИГПУ», Ученого совета МОУ Центра образования № 47

 

УДК

 ББК

Ж

 

 

Рецензенты:

В. И. Рерки, кандидат психологических наук, доцент ГОУ ВПО «ИГМУ»;  

 

Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» (методическое пособие): / М. Ю. Михайлова, Криволапова Е.Л., Михайлов И.С., Ткаченко И. Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007.- 129 с.

 

 

Методическое пособие «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» рассчитаны на учащихся 1-11классов образовательных учебных учреждений: центров образований, лицеев, колледжей, школ и пр. Программа предназначена педагогам-психологам, учителям-предметникам, учителям дополнительного образования, классным руководителям, классным воспитателям, социальным педагогам и пр.

 

 

 

                                                  © ГОУ ВПО «ИГПУ», 2007            

 © МОУ Цент образования № 47, 2007

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение                                        
1. Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»  
  Пояснительная записка                 
  Примерный план мониторинга и диагностики на учебный год  
  ЧАСТЬ 1. Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления детей младшего школьного возраста»  
  Психологические особенности детей младшего школьного возраста  
1.  Психофизиологический компонент:  
1.1  Тест Павлова И.П. (Определение функциональной асимметрии полушарий) (для 1-4 классов).  
1.2. Теоретическое сопровождение исследования «Основные типы функциональной организации мозга».  
1.3. Определение межполушарной асимметрии мозга (для 1-11 классов).  
1.4. Теоретическое сопровождение исследования «Классификация латеральной организации по П. Деннисону»  
1.5.  «Определение утомляемости (истощаемости) школьников» (для 1-11 классов)  
1.6.  Тест «Индивидуальная минута» (Хаснулин В.И. и др., 1997) (Определение типа функциональной конституции) (для 1-11 классов)  
1.7. Теоретическое сопровождение исследования «Основные особенности типов функциональной конституции»  
1.8. Тест «Темперамент» (для 3-11 классов)  
2. Интеллектуальный компонент:  
2.1. Определение когнитивных «застреваний» и предпочтительного стиля обработки информации (аналитик- синтетик) (для 1-11 классов)  
2.2. Тест «Каляка – маляка» (Определение поисковой активности)  
3. Мотивационный компонент:  
3.1 Анкета для выявления мотивов учения.  
3.2 Анкета «Выявление мотивов учения»  
4. Эмоциональный компонент:  
4.1 «Шкала тревожности ребенка» (Кудрина Г.Я.)  
4.2. Теоретическое сопровождение исследования «Особенности школьной тревожности»  
5. Личностный компонент:  
5.1. Методика исследования самооценки (Щур В.Г., Якобсон С.Г.)  
6. Социальный компонент:  
6.1 Метод социометрических измерений (социометрия)  
6.2. Психологический климат классного коллектива (для 1-11 классов)  

 

  ЧАСТЬ 2.  Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 5-11 классов»  
  Психологические особенности личности в подростковом возрасте  
  Психологические особенности личности в ранней юности  
1 Психофизиологический компонент:  
1.1 Тест «Определения стиля обучения и мышления»  
1.2 «ВАК – опросник» (Ананьев В.А.)  
1.3 Теоретическое сопровождение исследования «Система ВАК»  
2 Интеллектуальный компонент:  
2.1 Тест «Семь типов интеллекта»  
3 Мотивационный компонент:  
3.1 «Диагностика структуры учебной мотивации школьника»  
3.2 Анкета «Портрет школы глазами ученика»  
4. Личностный компонент:  
4.1 Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк)  
4.2 Теоретическое сопровождение исследования «Основные психические состояния»  
5. Социальный компонент:  
5.1    
5.2 Анкета для выявления уровня информированности по ПАВ у подростков  
6. Профессиональное самоопределение:  
6.1 Теоретическое сопровождение исследования «Профессиональное самоопределение и самоактуализация»  
6.2 Методика «Дифференциально-диагностический опросник»  
6.3 Теоретическое сопровождение исследования  «Профессиональные сферы»  
6.4 Анкета «Оценка профессиональной направленности личности»  
6.5 Анкета интересов.  
6.6 Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)  
6.7 Методика «Определение предпочитаемого типа профессий».  
  Литература  
  Глоссарий  
  Приложение 1. Бланк сводной таблицы «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников»  
  Приложение 2. Рекомендуемая литература по проблеме психологического сопровождения развития и взросления школьников  
  Приложение 3. Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников».  

Введение

Повышение качества образования, предполагает эффективное использование потенциала идеи психологического сопровождения развития и взросления школьников в учебно-воспитательном процессе. Сама идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие в условиях образовательного процесса.

 Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов осуществляется через: просвещение, профилактику, диагностику, мониторинг, коррекцию, развитие, абилитацию, диспетчерскую деятельность, а также совершенствуется научной и методической работой.

В связи с изменениями, происходящими в системе образования, особую значимость приобретает психологический мониторинг и диагностика развития и взросления школьников с первого по одиннадцатый класс. Решение этой проблемы весьма актуально для психологов, учителей предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, школьных врачей, логопедов, администрации МОУ, школьников и их родителей. В связи с актуальностью данной проблемы нами было создано методическое пособие «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов».

Предлагаемое пособие включает в себя следующие части: программу «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»; библиографический список; глоссарий; в приложениях представлены сводные таблицы мониторинга и диагностики; рекомендации.

 Авторы постарались дать ответы на большинство вопросов, возникающих в процессе работы с разновозрастной аудиторией. Предлагаемая модель мониторинга и диагностики помогут специалистам разнообразить формы подачи материала и продуцировать новые варианты. Подробный анализ терминов и теоретическое сопровождение диагностического материала поможет чувствовать себя уверенно в аудитории. Для этой же цели приводятся психологические особенности разных возрастных групп школьников, теоретическое сопровождение диагностик и мониторинга.

Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» была разработана и апробирована в г. Иркутске на базе МОУ Центр образования № 47.

Данное издание адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям, классным руководителям (воспитателям), всем тем, кого интересует психологическое сопровождение развития и взросления школьников.

 

Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: