(от 10 - 11 лет до 13 - 14 лет)
Подростковый период - это время завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
· основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития;
· центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность, неповторимость
Ведущая деятельность -общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение с взрослыми, основывающееся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.
Основные характеристики возраста:
· формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;
· стремление к общению со сверстниками;
· развитие рефлексии;
· бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;
· формирование абстрактного и теоретического мышления;
|
|
· становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
· развития самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;
· бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.
Основные задачи развития в 5 классе:
· овладениебазовыми школьными знаниями и умениями;
· формирование умения учиться в средней школе;
· развитие учебной мотивации, формирование интересов;
· развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
· формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
· формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
Основные задачи развития в 6 - 7 классах:
· формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
· формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
· формирование интереса к другому человеку как к личности;
· развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
· развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;
|
|
· развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
· развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;
· формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
Основные задачи развития в 8 классе:
· формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;
· развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;
· развитие воображения;
· развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;
· формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
· формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;
· развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Психологические особенности личности в ранней юности
(15 - 17 лет)
Юношеский возраст - это самостоятельный период в развитии человека, его личности и индивидуальное обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.
Центральное, личностное новообразование - готовность к личностному и жизненному самоопределению.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.
Особенности возраста:
· завершение физического развития организма, полового созревания;
· замедления темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности;
· быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей;
· развитие самосознания;
· развитие индивидуальности;
· выбор профессии;
· начало формирования взаимных отношений между полами.
Основные задачи развития:
· обретение личностной тождественности и целостности (идентичности);
· осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;
· профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;
· развитие годности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ