Психологические особенности личности в подростковом возрасте

(от 10 - 11 лет до 13 - 14 лет)

Подростковый период - это время завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

· основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития;

· центральное личностное новообразование - становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие - уникальность, неповторимость

Ведущая деятельность -общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение с взрослыми, основывающееся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем и будущем.

Основные характеристики возраста:

· формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;

· стремление к общению со сверстниками;

· развитие рефлексии;

· бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;

· формирование абстрактного и теоретического мышления;

· становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;

· развития самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;

· бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.

Основные задачи развития в 5 классе:

· овладениебазовыми школьными знаниями и умениями;

· формирование умения учиться в средней школе;

· развитие учебной мотивации, формирование интересов;

· развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

· формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

· формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Основные задачи развития в 6 - 7 классах:

· формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;

· формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;

· формирование интереса к другому человеку как к личности;

· развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

· развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;

· развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

· развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;

· формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.

 Основные задачи развития в 8 классе:

· формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;

· развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;

· развитие воображения;

· развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;

· формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

· формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;

· развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

 

Психологические особенности личности в ранней юности

(15 - 17 лет)

Юношеский возраст - это самостоятельный период в развитии человека, его личности и индивидуальное обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.

Центральное, личностное новообразование - готовность к личностному и жизненному самоопределению.

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.

Особенности возраста:

· завершение физического развития организма, полового созревания;

· замедления темпа роста тела, нарастание мышечной массы и работоспособности;

· быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей;

· развитие самосознания;

· развитие индивидуальности;

· выбор профессии;

· начало формирования взаимных отношений между полами.

Основные задачи развития:

· обретение личностной тождественности и целостности (идентичности);

· осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола;

· профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;

· развитие годности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.



ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: