Новая история светописи

Полтора серебряных века безоговорочного лидерства солей серебра в истории светописи неожиданно закончились. Серебряная фотография сошла с дистанции, выражаясь спортивным языком, из-за утраты спонсоров. Классическая пленочная фотография по качеству пока еще не уступает цифровой фотографии, однако гиганты фотоиндустрии без борьбы признали поражение. Последние пятнадцать лет сосуществования пленочной и цифровой фотографии – миг по сравнению со 150-летней историей, тем более что историю, возможно, придется переписывать, и в новой истории этот миг станет еще короче.

 

История – по определению, это рассказ о прошлом, об узнанном. Она всегда зависит от автора и от той концепции, которую он хочет подтвердить, выстраивая череду фактов и пытаясь выявить их взаимосвязи и взаимное влияние. История техники обычно выглядит следующим образом. Сперва следует некое научное открытие, затем на базе него все, кому не лень, делают свои фантастические предложения по его использованию, потом, по прошествии значительного числа лет, наконец, делается устройство, которое работает на открытых принципах. На завершающем этапе, хотя большинство высказанных идей никакого реального влияния на появление устройства в железе не имели, историки начинают бурно обсуждать, какое из фантастических предложений положило начало данной отрасли техники.

В любой истории очень часто нет ни явного начала, ни конца, это картинка из жизни. Мир существовал до того момента, с которого мы начали свое повествование, и он вряд ли закончится тот момент, на котором мы остановились в своем рассказе.

Сегодняшняя история фотографии достаточно условна уже по формальным признакам. Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 года, когда французский физик Доминик Франсуа Араго (Dominique Francois Arago, 1786 – 1853) сообщил Парижской Академии Наук об изобретении, которое сделал художник и изобретатель Луи Жак Манде Дагер (Louis Jacques Mandé Daguerre, 1787 – 1851), - первом практически приемлемом способе регистрации изображения, названном дагерротипией. Спорным является не только то, что это был первый практически приемлемый способ регистрации, но и то, что эта дата имеет отношение к термину "фотография".

Сам термин, вероятно, был впервые произнесен либо 25 февраля 1839 года берлинским астрономом Иоганном фон Мадлером (Johann Heinrich von Mädler, 1794 – 1874), либо 14 марта того же года Джоном Фредериком Уильямом Гершелем (John Frederick William Herschel, 1792 – 1871). В словарь же это слово попало только в 1878 году. Большинство сегодняшних учебников фотографии, рассказывая об изобретениях, с ней связанных, акцентируют свое внимание на химических процессах. Таким образом, мы имеем достаточно подробную историю галоген-серебряного способа регистрации изображения, называемого фотографией.

Сегодня, когда одним из самых популярных способов регистрации изображения стала цифровая фотография, оказывается, что на передний план выходят совсем другие линии этой истории, о которых я и попытаюсь рассказать. Некоторые из них, как, например, телевидение имеют свою, достаточно хорошо документированную историю, другие, такие как фототелеграф, мало известны. В обоих случаях историки обращали основное внимание на возможность передачи изображения, желательно движущегося, и оставляли в тени те устройства, где была реализована только регистрация изображения, но возникли проблемы с передачей на расстояния. Исходя из того, что в светописи надо зарегистрировать изображение, а не передать его, и на историю телевидения можно взглянуть совсем под другим углом.

Итак, предметом "новой истории" являются три процесса, без которых невозможна регистрация изображения:

Первое, получение изображения предметов на плоскости.
Второе, регистрация полученного изображения чувствительным к свету процессом.
Третье, фиксирование полученного результата, если не для потомков, то хотя бы для возможности рассмотреть его на следующий день.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: