Институт современного искусства
Курс
Философия
Лекция «Философия эпохи Средневековья»
Апреля 2020 года
Вопросы лекции:
I. Средневековая философия
1. Периодизация средневековой европейской философии.
2. Главные особенности средневековой европейской философии.
3. Вопрос о соотношении разума и веры в средневековой европейской философии
4. Основные направления средневековой схоластики: реализм, номинализм, концептуализм.
5. Основные проблемы средневековой европейской этики.
6. Главные представители средневековой европейской философии: Августин и Фома Аквинский*
Первоисточники:
1. Августин Аврелий. Исповедь. Электронный ресурс: http://lib.ru/HRISTIAN/AWRELIJ/ispowed.txt
2. Абеляр Пьер. История моих бедствий. Электронный ресурс: http://www.lib.ru/HRISTIAN/ABELAR/abelar.txt
3. Честертон Гилберт. Фома Аквинский
Учебные пособия и словари:
1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Электронный ресурс: http://mts.edu.27.ru/biblio/Phil/colection/pdf/1991_chanyshev.pdf
2. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Эпикур. Зенон. Электронный ресурс: Библиотека Гумер. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php
3. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995. И другие работы автора.
4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб., 1994. Электронный ресурс: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/reale_antiseri-1-2_tom-antic-srednevekovie-2003-8l.pdf
5. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Гл. Средневековая философия.
Электронный ресурс: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Skirb/index.php
Интернет видео-ресурсы:
1. Лекция С.С. Неретиной о Тертуллиане: https://www.youtube.com/watch?v=-ClKdr3MXMs
2. Лекция С.С. Неретиной об Августине: https://www.youtube.com/watch?v=kU67rqKM464
3. Лекция С.С. Неретиной С.С. о схоластике:
https://www.youtube.com/watch?v=A3I_v5uaIMQ
4. Лекция С.С. Неретиной о Пьере Абеляре: https://www.youtube.com/watch?v=cthOoIecBy0
5. Лекция А.В. Марея о Фоме Аквинском:
https://www.youtube.com/watch?v=vl2BHl3HHfM
6. Лекция Н. Гайдукова об Уильяме Оккаме:
https://www.youtube.com/watch?v=tc2E-Mdkg-I
Задания по лекции:
Можно выбрать одно из трех заданий.
Можно, выполнив 1 или 2, принять участие еще в тестировании.
1. Прослушать одну из лекций из раздела интернет видео-ресурсов (см. выше).
Сделать конспект лекции с обязательным формулированием 5 вопросов по ее содержанию.
Форма предоставления – текстовый файл. Прислать на почту до 18 апреля.
2. Составить подборку художественных фильмов и произведений художественной литературы (не путайте с научными документальными фильмами и научными исследованиями) о средневековых европейских и арабских философах. Посмотреть один из фильмов или прочитать один из романов и написать отзыв.
Форма предоставления – тестовый файл или презентация. Прислать на почту до 18 апреля.
3. Прочитать рекомендуемую учебную литературу и подготовиться к тестированию по темам «Античная философия» и «Средневековая философия» в режиме онлайн ( по желанию, это дает дополнительные баллы ). Дата проведения – 21 апреля. Ссылка на сайт будет сообщена старостам 21 апреля.
Материалы к лекции
Периодизация средневековой европейской философии
Историю средневековой философии обычно начинают со второго века н.э. и заканчивают 14 веком.
Этот огромный исторический период, в свою очередь, делят на следующие этапы:
Ø патристика (2–8 вв.).
При этом патристика разделяется на доникейскую (2–4 вв.) и посленикейскую (4–8 вв.) Есть и другая классификация: выделяют греко-византийскую, или восточную, (Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин) и латинскую, или западную (Августин, Боэций и др.) патристику.
Греко-византийская патристика отводит решающее место непосредственному созерцанию Бога в интуитивном акте, в то время как католическая мысль развивается внутри пересекающихся линий мистицизма и рационализма. Общим является влияние на формирование патристики греческого философа Платона.
Ø схоластика (9–14 вв.) – оригинально европейское явление (ни греко-византийская, ни русская средневековая культура не прошли этого этапа).
В развитии схоластики можно выделить ранний (11–12 вв.) и поздний (13–14 вв.) периоды. Представителями раннесхоластического периода являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и др., позднесхоластического периода - Дунс Скот, Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Бонавентура, Фома Аквинский, Сигер Брабантский,Уильям Оккам, и др. Позднесхоластический период характерен активным освоением идей арабской философии (Авиценна, Аверроэс), философского наследия Аристотеля.
Главные особенности средневековой европейской философии
· Средневековая философия (и в этом ее исключительность) была тесно сопряжена с теологией. Ее проблематика основывалась на бытийном отношении Бог-Творец – творение (сотворенный из ничего мир и человек).
· В основе средневекового философского миросозерцания лежали принципы:
o теоцентризм (сосредоточенность поисков ответов на все вопросы на вопросе о существовании и природе Бога),
o креационизм (идея творения Богом мира),
o провиденциализм (убежденность в том, что Бог ведет свое творение к изначально заданной цели).
· В Средневековье, ориентированном на авторитет, не было авторов в принятом смысле слова. Истинным автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитетами – отцы Церкви. Человек начинал познавать мир как комментатор. Выражение мира в понятиях было лишь одним из вербально-интеллектуальных способов его осмысления. Принцип креационизма, лежащий в основании христианского отношения к миру, предполагал, что всеобще-необходимое знание принадлежит только Богу.
· В отличие от античной философии, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности, что она уже открыта в Священном Писании. Идея Откровения была разработана отцами Церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости эта идея была новой. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог, воплощением которого на земле явился Христос в единстве Божественной и человеческой природ. Функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия («философия – служанка богословия»).
· Составляя с теологией единый идейный комплекс, философия развивалась не только в светских школах (c 11 в.) или в университетах (с 13 в.), но прежде всего в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известны францисканцы (св.Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и доминиканцы (Альберт Великий, Фома Аквинский).