Значение древних цивилизаций в истории музыкальной культуры. Теории происхождения музыки

Искусство звуков рождалось всюду, где формировался Homo Sapiens (разумный человек, человек современного типа).Музыка рождалась всюду, и с самого начала она была разная у разных людей, как разными были сами люди, как различными оказывались их языки. Но у людей при всех биологических (впоследствии расовых и национальных) различиях и неодинаковых формах жизни было много общего в физическом облике (единый биологический вид), организации обществаКаменный век (от 40 тыс. лет но н.э. – 2 тыс. до н.э.). Железный век – (от 1,3 тыс. лет до н.э.). Род художественной деятельности человека:

— Рисование и лепка; Вырезание на камне и кости; Музыка вплетена в повседневную жизнь – выработка навыков пения, попевок, звучащие инструменты –шумовые, ударные, свистки, гудки, флейты;

Цель – концентрация духовного начала, раскрытие способностей человека, объединение в труде.

3. Музыка эпохи античности, музыкальная эстетика Средневековья. Григорианский хорал. Развитие многоголосия. Музыкальное искусство эпохи Возрождения.

АНТИЧНОСТЬ (охватывает период от XVII века до н.э. по IV век н.э.) содержит истоки европейской художественной цивилизации. Одним из главных способов освоения человеком окружающей действительности и способом самопознания был миф. В образах богов, демонов, нимф и их действий был объяснен смысл природы и ее стихий (куреты, тритоны, музы, звуки Неба и Аида).

-Мифологическое сознание, космология (миф – знание о мире, объяснение различных явлений;

-Искусство – литература, танец, архитектура и музыка – синкретическое единство.

-Музыка сопровождала праздники и ритуалы, использовалась в театре (Софокл, Еврипид, Эсхил).

-Музыкально-поэтические жары (ода, гимн, плач…). Музыкальные инструменты – духовые (авлос, сиринга), струнные (лира, кифара), ударные.

В античной мифологии можно найти столько богов и богинь, покровительствующих музыке, как ни в одной другой. Это представляет бесценный материал как для постижения особенностей музыкально-художественного дела, так и для античного понимания музыки, как средства эстетического освоения действительности. Важнейшим свойством культуры Древней Греции, вне которого ее почти не воспринимали современники и соответственно не смо­жем понять мы, является существование музыки в синкретическом единении с другими искусствами — на ранних ступенях или в син­тезе с ними — в эпоху расцвета. Музыка в неразрывной связи с поэзией (отсюда — лирика), музыка как непременная участница трагедии, музыка и танец — таковы характерные явления древне­греческой художественной жизни. Платон, например, весьма кри­тически отзывался об инструментальной музыке, независимой от пляски и пения, утверждая, что она пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика (Т.Ливанова).

Общественный смысл греческого искусства, может быть, с наибольшей силой раскрылся в античной трагедии. Истоки трагедии - хоровые дифирамбы в честь бога вина и плодородия Диониса. По старинной традиции пение соединялось в дифирамбе с танцем - пантомимой и игрой.

Огромная роль музыки в жизни греческих городов побуждала к разработке ее теории. Здесь складывалось первое законченное учение о музыкальных ладах, разрабатывалась система буквенной нотации, изучались законы музыкальной акустики и т.д. Теоретическая система греков обобщила опыт развития музыки не только в Греции, но и в других странах древнего мира - она послужила отправной точкой для развития музыкальной теории в средневековой Европе.

Одновременно с разработкой вопросов теории складывалось учение об этосе, закреплявшее представления греков об общественно-воспитательной роли музыки.

 

Дополнение.

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Вступление

                    Тема 1                       Тема 2

 

Лад               минор                     минор

Регистр        низкий                    высокий

Мелодия      в духе сарабанды   ровный

Ритм

Темп             медленный

Динамика     громкая                     тихая

Штрихи        маркато                    легато 

Тембр           низкие струнные      деревянно-духовые    

 


[1] Специальность открыта в 1972 году на базе педагогического училища № 2 г..Сыктывкара в связи с необходимостью решения острейших проблем в области педагогики музыкального образования республики (Музыкальное отделение).  С 1 марта 2019 года Музыкальное отделение преобразовано в отделение музыкального образования, дизайна и сервиса. http://sgpk.rkomi.ru/otdeleniya/03music_design_service/history.php



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: