Искусство звуков рождалось всюду, где формировался Homo Sapiens (разумный человек, человек современного типа).Музыка рождалась всюду, и с самого начала она была разная у разных людей, как разными были сами люди, как различными оказывались их языки. Но у людей при всех биологических (впоследствии расовых и национальных) различиях и неодинаковых формах жизни было много общего в физическом облике (единый биологический вид), организации обществаКаменный век (от 40 тыс. лет но н.э. – 2 тыс. до н.э.). Железный век – (от 1,3 тыс. лет до н.э.). Род художественной деятельности человека:
Рисование и лепка; Вырезание на камне и кости; Музыка вплетена в повседневную жизнь – выработка навыков пения, попевок, звучащие инструменты –шумовые, ударные, свистки, гудки, флейты;
Цель – концентрация духовного начала, раскрытие способностей человека, объединение в труде.
3. Музыка эпохи античности, музыкальная эстетика Средневековья. Григорианский хорал. Развитие многоголосия. Музыкальное искусство эпохи Возрождения.
|
|
АНТИЧНОСТЬ (охватывает период от XVII века до н.э. по IV век н.э.) содержит истоки европейской художественной цивилизации. Одним из главных способов освоения человеком окружающей действительности и способом самопознания был миф. В образах богов, демонов, нимф и их действий был объяснен смысл природы и ее стихий (куреты, тритоны, музы, звуки Неба и Аида).
-Мифологическое сознание, космология (миф – знание о мире, объяснение различных явлений;
-Искусство – литература, танец, архитектура и музыка – синкретическое единство.
-Музыка сопровождала праздники и ритуалы, использовалась в театре (Софокл, Еврипид, Эсхил).
-Музыкально-поэтические жары (ода, гимн, плач…). Музыкальные инструменты – духовые (авлос, сиринга), струнные (лира, кифара), ударные.
В античной мифологии можно найти столько богов и богинь, покровительствующих музыке, как ни в одной другой. Это представляет бесценный материал как для постижения особенностей музыкально-художественного дела, так и для античного понимания музыки, как средства эстетического освоения действительности. Важнейшим свойством культуры Древней Греции, вне которого ее почти не воспринимали современники и соответственно не сможем понять мы, является существование музыки в синкретическом единении с другими искусствами — на ранних ступенях или в синтезе с ними — в эпоху расцвета. Музыка в неразрывной связи с поэзией (отсюда — лирика), музыка как непременная участница трагедии, музыка и танец — таковы характерные явления древнегреческой художественной жизни. Платон, например, весьма критически отзывался об инструментальной музыке, независимой от пляски и пения, утверждая, что она пригодна лишь для скорой, без запинки ходьбы и для изображения звериного крика (Т.Ливанова).
|
|
Общественный смысл греческого искусства, может быть, с наибольшей силой раскрылся в античной трагедии. Истоки трагедии - хоровые дифирамбы в честь бога вина и плодородия Диониса. По старинной традиции пение соединялось в дифирамбе с танцем - пантомимой и игрой.
Огромная роль музыки в жизни греческих городов побуждала к разработке ее теории. Здесь складывалось первое законченное учение о музыкальных ладах, разрабатывалась система буквенной нотации, изучались законы музыкальной акустики и т.д. Теоретическая система греков обобщила опыт развития музыки не только в Греции, но и в других странах древнего мира - она послужила отправной точкой для развития музыкальной теории в средневековой Европе.
Одновременно с разработкой вопросов теории складывалось учение об этосе, закреплявшее представления греков об общественно-воспитательной роли музыки.
Дополнение.
Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Вступление
Тема 1 Тема 2
Лад минор минор
Регистр низкий высокий
Мелодия в духе сарабанды ровный
Ритм
Темп медленный
Динамика громкая тихая
Штрихи маркато легато
Тембр низкие струнные деревянно-духовые
[1] Специальность открыта в 1972 году на базе педагогического училища № 2 г..Сыктывкара в связи с необходимостью решения острейших проблем в области педагогики музыкального образования республики (Музыкальное отделение). С 1 марта 2019 года Музыкальное отделение преобразовано в отделение музыкального образования, дизайна и сервиса. http://sgpk.rkomi.ru/otdeleniya/03music_design_service/history.php