Мученичество апостола Андрея

Творческое развитие Хусепа Риберы шло по пути углубления творческих характеристик и все большего обогащения художественных средств, его восприятие человеческого образа становилось содержательнее, освобождаясь одной стороны от некоторой отвлеченности, а с другой от подчеркивания чисто внешней выразительности натуры. Постепенно художник отказывается от много фигурных композиций, перенося акцент с драматизма ситуаций на сложность внутренних переживаний героя. Основу лучших работ художника будь то трагически скорбное оплакивание Христа, или знаменитая святая Инесса составляет глубина человеческого переживания. Согласно легенде юная христианка Инесса была обнаженной брошена на поругание врагам, в ответ на горячую молитву девушки свершилось чудо – с неба слетел ангел бросившей ей покрывало, а распущенные волосы быстро выросли и скрыли ее нагое тело. Образ Инессы это воплощение целомудренно-чистой, трогательной и светлой юности.

 

 

Св. Инесса.

Полны правдивостью вся тонкая фигурка подростка, прелестное лицо с огромными сияющими глазами, подобные мантии шелковые золотистые волосы, нежные руки, особенно кисти, прозрачно-розовые от пронизывающего их света. В картине отразились наиболее типичные черты искусства Риберы. Повествование, в котором главным является изображение внутреннего состояния человека подчеркнуто-сдержано немногословно. Своеобразно композиция построенная по любимому мастером принципу диагонального движения с угла на угол крупных живописных пятен. Осязаемая вещественность в передаче деталей, мы видим даже отдельные пряди пушистых волос Инессы, ее влажные от слез ресницы, фактуру покрывала и вся эта вещественность сочетается в высокой мерой художественного обобщения. Приемы художника подчас очень необычны, так Рибера намерено условно, только намеком придает скрытое сияние золотистым сиянием реальной пространство вокруг фигуры святой. В самой её фигурке есть некоторая несоразмерность, поза не вполне естественна, но эта угловатость и недоговоренность освобождает образ от традиционной культовой репрезентативности, заставляет острее ощутить его подлинную поэтическую содержательность. Что касается красочного слоя картины, написанной в широкой и свободной манере, редкий по красоте, богатый оттенками и рефлексами колорит может служить великолепным образцом мощной тональной живописи Риберы.

Столь характерное для мастера внимание к индивидуальной выразительности человеческого облика проявилось ив некоторых его портретных работах, хотя портрет, в строгом смысле этого слова, занимает среди произведений Риберы довольно незначительное место. По-видимому традиционные рамки парадного портрета сковывали его творческие возможности, а присущий ему интересе к социальным типам, которые в принципе не удостаивались портретных изображений, слишком противоречил незыблемым канонам испанского портретного искусства. Не случайно поэтому, что множество полотен Риберы создано в своеобразном жанре, в котором органически сочетаются принципы портретного и бытового образа. К этому специфическому жанру относится целый ряд изображений святых католической церкви и философ древности, а также написанных с натуры образов современных монахов. Ничего не скрывая и не преувеличивая художник точно следует натуре передавая например святого Иеронима, апостола Андрея или Симона. Интересна характеристика человека в произведениях стоящих вне религиозного сюжета, в изображениях так называемых философов. Мастер далее здесь от аллегорической трактовки образов. В центре его внимания опять таки конкретная натура, но запечатлевая в своих мыслителях образ бедного рыбака или бродяги он не ограничивается аффектацией мелких, чисто жанровых особенностей, а стремится насытить образ внутренней содержательностью. Как мастер XVII века Рибера ищет выразительности индивидуального. Для него привлекательным становится даже не красивое, но интересное своей характерностью лицо. В 1642 г. он пишет «Хромоножку».

В этом произведении также сочетающим принципы портретного и сюжетного в данном случае уже жанрового образа, художник дал более острое выражении проблем реальной действительности. Рибера ставит своей целью воспроизвести взятую с улицы натуру во всей ее естественности, простоте и неприкрашенности. Вместе с тем в этом изображении представителей социального дна мастер намеренно прибегает к тем приемам репрезентации, которые были присущи парадному портрету и образам католических святых. Нескладная фигура хромоножки высясь на полотне и выделяясь на фоне неба и просторного пейзажа приобретает просторную значительность.

 

Хромоножка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: