Обозначить особенности проектирования решения педагогических задач в педагогическом процессе

Педагогическая задача решается в такой последовательности:

1) анализ педагогической ситуации; 2) формулировка педагогической задачи (что дано и какие цели необходимо достичь); 3) педагогическое проектирование; 4) выбор оптимального решения для заданных условий и практическое решение педагогической задачи (организация взаимодействия с обучающимися, регулировка и коррекция целостного ПП); 5) анализ результатов решения педагогической задачи.

Педагогическое проектирование — это сложный, многоступенчатый процесс, и при проектировании выделяют три этапа педагогического проектирования:

· моделирование (создание модели) — разработка целей создаваемого ПП или педагогических ситуаций и основных путей их достижения;

· проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка целей (модели) и доведение их путей достижения до описания практического использования;

· конструирование (создание конструкта) — дальнейшая детализация практического описания модели до конкретных практических действий.

Любая педагогическая деятельность начинается с цели, в качестве которой может быть выбрана идея, предложение или реальная учебная цель (моделирование). В соответствии с определенной целью разрабатываются практические пути и предполагается реализация цели (проектирование). При создании конструкта практические действия доводятся до конкретного исполнения, т.е. до результата (конструирование). Например, при разработке системы уроков производственного обучения по определенной теме мастер производственного обучения исходит из учебных целей, определяемых учебной программой, и воспитательных целей, направленных на формирование профессионально значимых личностных качеств согласно модели специалиста. При этом проектом является разработка учебно-методического обеспечения уроков, а конструктом — план урока и технологическая карта.

Охарактеризовать технологию конструирования и технологию осуществления педагогического процесса

 

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и качества, необходимые для ее реализации.

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.

Технологию конструирования педагогического процесса можно представить как единство технологии конструирования содержания (конструктивно-содержательная деятельность), материальных или материализованных средств (конструктивно-материальная) и деятельности (конструктивно-операциональная).

Технология конструирования педагогического процесса не сводится к обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования педагогических средств. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности. Другими словами, такая технология требует предположительного конструирования действий учащихся.

В технологию конструирования педагогического процесса входят проектировочная, организаторская и гностическая деятельность преподавателя. Конструирование педагогического процесса включает следующие компоненты:

 

- анализ исходных данных, диагностика;

- педагогическое целеполагание;

- разработка проекта деятельности (конкретизация педагогического замысла);

- планирование как результат конструктивной деятельности педагога.

Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса.

В соответствии с принципом органичного сочетания педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей в ходе осуществления педагогического процесса очень важно найти наиболее рациональную меру соотнесения управляющих воздействий со стороны педагогов и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитанников. Установление прочной обратной связи в ходе педагогического процесса необходимо для внесения корректив в соотношение собственно организаторской деятельности педагогов и самоуправления с целью эффективного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: