Тема III
Конституционные права и свободы человека и гражданина
План:
Конституционная концепция основных прав и свобод личности: характерные черты и классификация.
Личные права и свободы.
Политические права и свободы.
Социально-экономические и духовные (культурные) права и свободы
Основные обязанности человека и гражданина
Механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина
Вопрос 1. Характерными чертами конституционной концепции основных прав и свобод личности являются следующие:
- она следует либеральным традициям понимания человека сложившимся в странах западной демократии, знаменует отказ от институционального подхода к закреплению правового статуса личности, основанного на тезисе о даровании личности прав и свобод государством;
- на конституционном уровне впервые закреплены права человека и права гражданина, не идентичные по своему содержанию, отражающие разные аспекты правового статуса личности;
- в Конституции РФ признан принцип приоритетности норм международного пава в области прав человека.
Конституционные права и свободы человека и гражданина традиционно классифицируются таким образом:
- личные(гражданские) пава;
- политические права;
- социально-экономические права;
- духовные (культурные) права:
- а также, иногда, отдельно выделяют экологические права (право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Вопрос 2. К личным (гражданским)правам и свободам Конституция РФ относит:
- право на жизнь (ст.20) - естественное фундаментальное право человека;
- право на достоинство личности;
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;
- право на неприкосновенность жилища(ст.25);
- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст.26);
- право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);
- право на свободу совести (ст.28);
- право на свободу мысли и слова (ст.29).
Вопрос 3. Особенности политических прав и свобод:
- тесно связаны с личными (гражданскими) правами;
- в отличие от личных прав (принадлежат каждому человеку) политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом;
- связаны с осуществлением политической власти и государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием;
- являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию на уровне как государственной власти, так и местного самоуправления.
К политическим правам и свободам, закреплённым в Конституции РФ относятся:
- свобода мысли слова (ст.29), которую можно отнести как к личным, так и к политическим правам и свободам (гарантируется свобода СМИ, запрещена цензура; свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду);
- право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29) (граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности гос. органов, органов МСУ, организаций, общественных объединений, их должностных лиц; о проведении выборов);
- право на объединение (ст.30) (гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём: общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан; общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживае6мые участниками общественного движения; общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляющее собой общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещённых законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели; учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах; общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения; упрл5ние общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями); орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа по месту его создания; политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также целях представления интересов граждан в органах гос. власти и органа МСУ);
- право на проведение публичных мероприятий (ст.31)(публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, основанная на принципах законности и добровольности участия, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств; его целью является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведённом или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг – это массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно- политического характера; демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие – это массовое прохождение граждан по заранее определённому маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетирование – это форма выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации; организатором публичного мероприятия могут быть: один, несколько граждан РФ, политические партии, общественные объединения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприяти я; не могут быть организаторами ПМ а) лицо, признанное судом недееспособным, или содержащееся в местах лишения свободы; лицо, имеющее неснятую судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и общественного порядка, либо дважды привлекавшееся к административной ответственности (по ст.5.38., 19.3, 20.1-20.3.,20.18., 20.29. КоАП); политическая партия или другая организация, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке; не могут быть организаторами демонстраций, шествий и пикетирования лица младше 18лет, а митингов и собраний – лица до 16 лет)
- право на участие в управлении делами государства (ст.32) (обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, участвовать в в референдуме, равный доступ к гос. службе, право на участие в правосудии(например, быть присяжным заседателем);
- право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33) (свободно, добровольно, бесплатно, лично, индивидуально, коллективно; обращение гражданина – это направленные в гос. орган, орган МСУ или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в гос. орган, орган МСУ;. предложение – это рекомендация гражданина на совершенствование законов и иных нормативных правовых актов, деятельности гос.органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе гос.органов, органов МСУ и должностных лиц; жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц).
Вопрос 4. Экономические, социальные и культурные права – это второе поколение прав человека, возникшее в результате борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Их особенности:
- единство материального содержания;
- общесоциальная направленность, обусловленная принципом справедливости;
- необходимость более детальной конкретизации в текущем законодательстве.
Экономические права и свободы:
- право на свободу предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (ст.34) (ограничения: если не направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, свободное частное владение землёй не должно наносить урон окружающей среде и нарушать законные интересы других лиц);
- право частной собственности (ч.1ст.35) и её наследования (ч.4 и ст.35);
- право свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами (ст.36);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1.ст.37);
- право на труд и вознаграждение за труд (ч.3 ст.37) (запрещён принудительный труд, требуется создание условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; вознаграждение за труд не может быть ниже установленного ФЗ минимального размера оплаты труда; человек имеет право на защиту от безработицы, включающее законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице);
- право на отдых (ч.5 ст.37) (ФЗ установлена продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск);
- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30) (для решения коллективных трудовых споров используются законные интересы, в том числе право на забастовку).
Социальные права (социальные права гарантируют человеку А)достойную жизнь, Б)защиту от негативного воздействия рынка, В) обеспечивают нормальное физиологическое развитие личности, Г) способствуют достижению социального партнёрства в обществе; политика РФ, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека) включают:
- право на гос. защиту материнства, детства и семьи (ч.ст.38)
- право на гос. поддержку отцовства, инвалидов и пожилых людей (ч.2 ст.7)(родители имеют равное право и равную обязанность воспитывать своих детей, а дети, достигшие 18 лет и являющиеся трудоспособными, должны заботиться о нетрудоспособных родителях);
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);
- право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в гос. учреждениях здравоохранения (поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию);
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии(ст.42) (относится как социальным правам, так и может быть выделена в специальные экологические права в будущем).
К культурным правам Конституция РФ относит:
- право на образование (ч.1 ст.43). на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43) (сфера образования в РФ рассматривается в качестве приоритетной; основное общее образование является обязательным; граждане имеют право получить образование на родном языке; наряду с гос. и муниципальн. учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений; законодательно закреплено введение гос. образовательных стандартов, включающих федеральный т национально-региональный компоненты);
- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43) (второе высшее образование уже платное);
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. ст.44) (что не означает свободу от соблюдения требований общежития; не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь);
- свобода преподавания (ч.1 ст.44);
- право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44) (культурная деятельность – это неотъемлемое право гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола политических, религиозных и иных убеждений; но есть обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры).
Вопрос 5. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствует эталонам, зафиксированным в юридических нормах, оно формирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение, оно располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.
Обязанность – это объективно необходимое, должное поведение человека (хотя объективная необходимость определённого поведения не всегда субъективно осознаётся индивидом, что приводит к отступлению от требований норм). А потому государство в системе обязанностей указывает целесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Включение обязанностей в правовой статус индивида не нарушает принципы свободы и правового государства, так как права одних лиц, не подкреплённые обязанностями других, реализованы быть не могут.
Конституционные обязанности осуществляются на принципе равенства:
- суть ч. ст.6 (на практике) – ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей;
- не граждане РФ также несут бремя части обязанностей (платить налоги, сохранять природу), но часть обязанностей на них не распространяется (защищать Отечество, например).
Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:
- соблюдение Конституции и законов (по существу речь идёт о соблюдении действующего российского законодательства; которое включает акты не только высшей юридической силы; помимо этого закрепляются также и некоторые запреты конституционно-правового характера);
- уважение прав и свобод других лиц (вытекает из ст.17 – осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; эгоистическая реализация своих прав за счёт прав других является одновременным нарушением норм как права. Так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь – закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав);
- обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (ст.38);
- получение основного общего образования (ч.4 ст.43 – возложение обязанности на получение ребёнком основного общего образования на родителей (основывающихся на происхождении детей), или лиц, их заменяющих (требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет); единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости и высшее учебное заведение и занятия ряда должностей; общее образование - это вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования;
- забота о памятниках истории и культуры (ч.3 ст.44) - каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (эта обязанность имеет своей целью сохранение как духовных, так и материальных культурных ценностей многонационального народа РФ, а также развитие его культуры);
- уплата налогов и сборов - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
- обязанность беречь и сохранять природу и окружающую среду; за нарушение природоохранного законодательства установлена административная и уголовная ответственность;
- защита Отечества - защита Отечества "долг и обязанность гражданина РФ" (ст.59); (Отечество - это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, нерушимость границ и прочность государственности. Защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же: а) защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать в ружьё" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации; б) граждане несут военную службу в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте 18-27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва; данный закон регламентирует: 1) воинский учёт; 2) подготовку к военной службе; 3) постановление на военную службу; 4) прохождение военной службы; 5) пребывание в запасе (резерве); 6) военное обучение в военное время; Гражданин, уклоняющийся от прохождения службы, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путём обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответственности).
Вопрос 6. Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина - это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение, пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов. Гарантии прав и свобод - это совокупность средств, способов и процедур, создающих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои планы и интересы, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством.
Механизм гарантий прав и свобод включает три правозащитных уровня:
- межгосударственный (международный);
- внутригосударственный (национальный);
- локальный (местный).
Система защиты прав и свобод человека и гражданина включает:
- самозащиту;
- международно-правовая защита;
- государственно-правовая (правоохранительная защита, иными фед. органами исполнительной власти, Комиссией по правам человека в РФ и субъектах);
- судебный порядок.
Механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина включает:
- нормы отраслей российского права, в том числе и регулирующие общественные отношения в сфере государственной защиты прав и свобод;
- гарантии прав человека и гражданина;
- реально действующие институты, которые непосредственно обеспечивают реализацию правовых норм и гарантий в конкретных правоотношениях:
А) судебный механизм, включающий функции, систему и деятельность судов общей и конституционной юрисдикции;
Б) механизм прокурорского надзора (система органов прокуратуры и их деятельность);
В) система правоохранительных органов (овд, следственный комитет, Росс. Гвардия);
Г) механизм Уполномоченного по правам человека (функции, организационные структуры, деятельность);
Д) механизм защиты прав человека и гражданина, заложенный в природу и компетенцию органов государственной власти, государственного управления, конституционного надзора (в некоторых субъектах РФ) и местного самоуправления.
Тема IV
Гражданство Российской Федерации
План: