Коммуникативная теория права

С точки зрения интерсубъективного подхода к праву одной из важнейших его версий является коммуникативная теория обоснования справедливости, представителями которой выступают Карл-Отто Апель (1922 – 2017) и Юрген Хабермас (р. 1929). Свою концепцию справедливости в рамках коммуникативной философии они объясняют с позиции этики дискурса. Этому вопросу посвящены работа К.-О. Апеля «Дискурсивная этика: политика и право» (1988) и исследования Ю. Хабермаса «Моральное сознание и коммуникативное действие» (1983), «Демократия. Разум. Нравственность» (1992).

По К.-О. Апелю и Ю. Хабермасу, справедливыми являются разумные решения, принятые с позиций этики дискурса. Аргументативный дискурс как высшая инстанция общественной жизни является условием принятия всех разумных решений. Данный дискурс оказывается возможным, если соблюдаются его основные процедурные нормативные права и общая ответственность всех возможных партнёров по дискурсу, которая является трансцендентно-прагматическим коррелятом идеи прав человека (естественное право).

В соответствии с позицией коммуникативной философии нормы права рефлексивно обосновываются практически в реальной коммуникации, имеющей процедурный характер. Однако этот дискурс должен соотноситься с идеальной коммуникацией (аналог «естественного права»), которая как регулятивная идея обозначает направленность рационального обоснования норм и служит критерием для установления «истинного консенсуса».

Разрабатывая консенсусно-коммуникативную концепцию обоснования норм и ценностей, К.-О. Апель и Ю. Хабермас выступают против вульгарно-онтологического выведения их из «жизни», «бытия», понимая, однако, что рефлективно-свидетельствующие трансцендентально-нормативные условия аргументации принадлежат подструктуре человеческого бытия в мире.

Ю. Хабермас, поддерживая критику со стороны Франкфуртской философской школы в адрес современного общества и роли средств информации в нём, создаёт новое проблемное поле исследований – сферу междуиндивидуальных коммуникативных отношений. В границах этого поля он вычленяет ряд наиболее актуальных проблем современности, прежде всего проблему демократии, прав и свобод человека. Ю. Хабермас создал собственную коммуникативную модель общества, её позитивность состоит в том, что она даёт новое понимание демократии как демократического дискурса. Такое понимание демократии предоставляет возможность осуществить аналитическое разделение политической власти на административную и власть, возникшую в процессе коммуникации и воплотившую в себе идею народного суверенитета.

Таким образом, философия права Ю. Хабермаса, наиболее полно изложенная им в труде «Фактичность и значимость» (Франкфурт-на-Майне, 1992), неразрывно связана с его философской системой – теорией коммуникативного действия. По Ю. Хабермасу, человеческое сообщество характеризуется лингвистической коммуникацией на основе согласованного восприятия грамматической структуры определённого языка. Там, где наличествует коммуникативная компетенция, там устанавливается «идеальная языковая ситуация».

Она мыслится Ю. Хабермасом в качестве основания его этики дискурса (языкового общения), где моральные принципы определяются путём многосторонних дискуссий и постепенного достижения консенсуса. Тезис об идеальной языковой ситуации выступает в качестве структурной модели демократической процедуры. Принципом такой процедуры есть свобода от угнетения, то есть от нелегитимной власти. В этой формуле отражается способ воссоздания обществом самого себя с целью реализации эмансипированных потенций коммуникативного действия.

По Ю. Хабермасу, право представляется условием возможности социальной интеграции на основе коммуникативного взаимодействия, то есть возможности коммуникации как общественной интеграции, владеющей обязывающей силой, а также как возможности власти разума, воплощённого в структуре общения людей, обмена мыслями.

Современный правовой порядок, обременённый напряжением между позитивностью и легитимностью права, по Ю. Хабермасу, должен выполнять две задачи:

1) обеспечить фактическое взаимное признание гражданами прав (одних другими);

2) обеспечить возможность легитимации правовых норм, где закон осуществляется «через уважение к закону».

Критерием легитимности правовых норм является их соответствие коммуникативной рациональности, иными словами, то состояние, когда они заслуживают свободного признания со стороны каждого члена правового сообщества.

Только процедура демократического законодательства, как полагает Ю. Хабермас, делает возможным реализацию этой идеи. В силу этого в правовом обществе процесс законодательства занимает центральную нишу в механизме социальной интеграции. В основе справедливого законотворчества, создающего закон, направленный на установление справедливого общества, лежит этический дискурс сообщества. К этому дискурсу Ю. Хабермас предъявляет следующие условия: полное духовное раскрепощение граждан, участие каждого взрослого человека в обсуждении сущности справедливости. В ходе дискуссий предусматривается установление консенсуса, который бы воссоздавал необходимость кооперации. При этом социальное условие солидарности мыслится здесь не как материальный критерий реализации справедливости, а как процедурное условие.

Следовательно, коммуникативные основания правовой реальности, разработанные преимущественно Ю. Хабермасом, расширяют наше видение путей и условий достижения правового общества, среди которых можно выделить обеспечение реализации принципа автономии личности, прав и свобод гражданина, воплощение в жизнь правовых смыслов, прежде всего идеи демократии, ответственности и справедливости, непрерывно обновляющихся и наполняющихся новым содержанием в пространстве общественного дискурса.

Из современных российских правоведов активным приверженцем коммуникативной теории права в рамках интегрального правопонимания является Андрей Васильевич Поляков (р. 1954).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: