Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

15.1. Содержание образования (СО) - круг систематических знаний, умений и навыков, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. СО можно рассматривать как педагогически адаптированный социальный опыт, который включает в себя кроме знаний опыт творческой деятельности и социальных отношении. СО  носит исторический характер, оно изменяется вместе с развитием общества.

В XVIII XIX веках существовали различные подходы к определению содержания образования. Под формальным образованием (Кант, Песталоцци, Гербарт) подразумевалось, прежде всего, развитие способностей к размышлению. Содержание материала должно развивать интеллект; учение - это гимнастика ума. В центре образования должно стоять изучение древних языков, математики, грамматики. Практическая значимость  изучаемого  не существенна.

Сторонники материального образования (Спенсер, Дьюи) считали, что главным критерием отбора материала для обучения является его полезность. Основы наук должны носить прикладной характер.

Факторы, определяющие СО: объективные потребности общественного производства; уровень развития культуры, науки; просветительная политика государства; цели, которые общество ставит перед школой; возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Требования к содержанию современного школьного образования: соответствие уровню современной науки, производства и основным требованиям демократического общества; сложности учебного материала; реальным возможностям школьников; СО  имеющемуся времени на изучение данного предмета; СО учебно-методической и материальной базе школы.

15.2. Учебные планы - это нормативные документы, содержащие перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения с указанием количества часов на каждый предмет. В 1993 г. введен базисный учебный план средней общеобразовательной школы России. На его основе могут создаваться региональные и школьные учебные планы. Базисный учебный план состоит из инвариантной (неизменяемой, обязательной) и вариативной частей. Инвариантная часть позволяет создать единое образовательное пространство на территории страны, вариативная - учитывает местные социокультурные особенности и обеспечивает индивидуальный характер развития школьников.

В инвариантной части представлены не предметы, а образовательные области: языки и литература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, физкультура, технологии. Наполнение образовательной области конкретными учебными предметами осуществляется регионами и школами. Вариативная часть состоит из часов, отводимых на «обязательные занятия по выбору», и факультативных занятий, которые могут быть индивидуальными и групповыми. Обязательная нагрузка учащихся составляет 24 часа в начальных классах и 32-33 часа - в старших.

15.3. Учебная программа - нормативный документ, в котором определяется СО  по отдельно взятому учебному предмету, последовательность изучения тем по классам. Это основной руководящий документ для учителя.

Программа обычно состоит из трех частей: введения, где формулируются целевые установки: собственно СО, включающего в себя перечень тем, краткое их раскрытие, понятия, закономерности, основные умения и навыки; методических указаний.

По способу построения программы могут быть линейными и концентрическими. Линейные программы предполагают последовательное, неповторяющееся, непрерывное изучение тем. Новое изучается на основе уже известного, в тесной связи с ним. Концентрические программы допускают изучение одною и того же материала несколько раз, но с усложнением, расширением, обогащением новыми компонентами.

15.4.  Учебники и учебные пособия конкретизируют содержание учебных программ. Они являются одним из основных средств обучения. Это книги, в которых в систематизированном виде излагается содержание предмета. Учебник должен быть кратким, доступным, рационально оформленным, интересным.

15.5. Образовательный стандарт - это обязательный уровень подготовки выпускников. Стандарт предусматривает: владение базовыми понятиями, знание теорий, концепций, закономерностей, основ наук; умение применять научные знания на практике; наличие собственных суждений в области теории и практики данной образовательной области; владение технологией непрерывного самообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: