Сознание и бессознательное

Структура сознания

Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, воспринимаемые или всплывающих в памяти.
Эти области отличаются по ясности, устойчивости, типу.

 Значение – это общее содержание слов, схем, карт, чертежей которые понятны людям и одной культуре или близким культурам.

 Универсальный язык значения это музыка, танец, живопись, архитектура и т.д.
Преломляясь к сфере сознания значения принимают особый присущий данному человеку смысл (пример оценка «5!»), то есть содержания значения приобретает особый личностный смысл для данного человека.



Сознание и бессознательное

Сознание нужно отличать от осознаваемости предметов и явлений.Взрослый человек пишет автоматически, не размышляя, при возникновении затруднения он может вспомнить правила, и в этот момент подключается сознание.
Это явление является предсознательным, то есть явление, которое может быть осознано в любой момент. Иногда предсознательное может привести к ухудшению деятельности (эффект сороконожки) (сказка).

Безсознательное открыл австрийский психиатр Зигмунт Фрейд. Ими могут быть переживания, побуждения, которые противоречат представлению человека о себе, соц.нормам,ценностям. Осознание таких побуждений может нанести человеку травму.

Сознание и безсознательное находятся в постоянном конфликте. Безсознательное проявляется в поведениях, оговорках, шутках, влияние не мотивированных поступках.

Безсознательное длительное влечение могут быть источниками напряжения, сильных внутренних конфликтов что может привести к соматическим болезням (астма, язва)

К сфере безсознательного относится восприятие сигнала уровень которых находится за пределами наших чувств – прием нечестной рекламы, 36 кадр (кадр не осознается)

Личность

Понятие личности соотносится с такими понятиями как индивид, индивидуальность.

Понятие индивид относится и к человеку и к животному. Индивид является врожденных свойств и тех свойств, которые получены в ходе развития.

    Понятие индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека и то, чем он отличается от других. То же самое мы можем сказать о личности (это личность, это сильная личность, не личность), оценивать таким образом окружающих нас людей, героев книг и т.д. Говоря так, мы выделяем цельность человека, его способность занять только ему присущее место в обществе. Существует выражение «Индивидами рождаются, а личностями становятся» 3

  Человек, достигший уровня личности способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать различные препятствия ради своей цели, не зависеть от различных воздействий и самостоятельно, сознательно идти к своей цели.

Познавательные процессы
К познавательным процессам относятся, психические процессы с помощью, которых человек познает, окружающий мир, себя, других людей.
К таким процессам относятся:
1)Ощущения
2)Восприятие
3)Внимание
4)Память
5)Мышление
6)Воображение

Психические процессы, с помощью которых человек познает окружающий мир, себя, других людей называется – познавательные процессы.
 Ощущения

Ощущения яв-ся простейшим, но очень важными психическими, познавательными процессами.
При помощи ощущения мы познаем: величину, плотность, температуру, вкус
Обязательным условием для возникновения ощущ яв-ся непосредственное воздействие предметов, или явлений на наши органов чувст

 

Предметы и явления, которые воздействуют на наши органы чувст, наз-ся раздражителями, сам процесс раздражение.
Уже в древней греции различали пять органов чувств и соответсвующие им ощущения:

1. 1)Зрительное
2) Слуховые
3) Осязательные
4)Обонятельные
5)Вкусовых

Современое знание об ощущениях, представлены значительно расширены.
В коре головного мозга находится анализаторы, которые отвечают за определенный вид ощущений.
Каждый анализатор состоит из трех
Рецептор (с лат. Принимающий) проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка импульсов.
Все отделы анализатора работают, как единое целое. Ощущение не возникает, если повреждена любая часть анализатора.
Таким образом ощущения – это отражение отдельных свойст предметов и явлений при их непосредственном воздействие на наши органы чувств

 Ощущение – это начальный источник (нашего познания), и всех наших знаний о мире.

Ощущение – это психический процесс, при котором происходит непосредственное воздействие предметов или явлений на наши органы чувств.
Предметы и явления, которые действуют на органы чувств, называются раздражительными, а сам процесс раздражением.

      Уже в древней Греции различали 5 свойств органов чувств и соответствующие ощущения; зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Сейчас представление об ощущениях намного расширены.

       В коре головного мозга находятся анализаторы, каждый из которых отвечает за определенные ощущения. Каждый анализатор состоит из 3 отделов; орган чувств рецептор который принимает раздражитель, проводниковая часть и первые центры коры головного мозга. Все анализаторы (отделы) работают как единое целое. Ощущений не возникает если повреждена любая часть анализатора. 4


 Виды ощущений                                     5

Зрительное ощущение

  Зрительное ощущение, это ощущение света и цвета.
Все, что человек видит имеет какой ни-будь свет.
Бесцветными могут быть только совершенно прозрачные предметы..
Существуют цвета ахроматические (белый, черный и весь промежуток перед ними) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).
За зрительное ощущение отвечает сетчатка, которая находится в клетке двух типов - палочки и колбочки.

              Человек днем и ночью видит по разному.
При дневном свете работают колбочки(для палочек такой свет слишком яркий), при сумерках колбочки перестают работать, начинают работать палочки.
Цвет способны создать определенное настроение человека:
Цвет воздействует на самочувствие и работоспособности.
Для хорошей работы рекомендуют оранжево-желтый цвет стен или зеленый.
Красный цвет возбуждает, тёмно синий угнетает, зеленое создает спокойное настроение.

    Существует ряд заболеваний, которые связаны с ненормальным восприятием цветоощущения.
Существует заболевание красно зеленая слепота, названная дальтонизмом.
Дальтоники не различают красно- зеленый цвет (открыл ученый Дальто).

 Слуховые ощущения

        Возникают при помощи органа слуха и бывают трех видов: 1)Речевые
2)Музыкальные
3)Шумы.
Слуховой Анализатор насчитывает 4 качества:

1)Силу звука (громкий - слабый)
2)Высоту (высокий - низкий)
3)тембр (своеобразие звучания)
4)Длительность (время звучания)
Слух к звукам речи называется фонематическим.
Он формирует в зависимости от речевой среды, в которой родился ребенок.
Освоение иностранными языками ведет к выработке новой системы звука.

       Музыкальный слух воспитывается и формируется как речевой: чем раньше тем лучше будет слух.

      Шумы вызывают определенный эмоциональный настрой у человека: шум дождя, шелест листьев. Некоторые шумы являются сигналом опасности: шипение змей, лай собаки. Шумы,вызывающие радость: салют. Сильные шумы отрицательно действуют на нервную систему человека.

 Обонятельные ощущения                                          6

Способность чувствовать запах называется обонянием, органами обоняния являются чувствительные клетки, которые находятся в носовой полости. Вдыхая воздух, мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обоняние имеет не особо важную роль. Обонятельные ощущения тесно связаны с вкусовыми (качество пищи). Предупреждает нас об опасности (газ, запах газа). Приятный запах благовони оказывает большое влияние на эмоциональную сферу.

 Виды восприятия

В зависимости от того какой анализатор играет в процессе восприятия преобладающую роль различают: зрительное, осязательное, киностезические, обонятельное и вкусовые ощущения. Существуют сложные виды восприятия, состоящие из более простых видов восприятия.

    К сложным видам относятся: восприятия пространства и времени. Например: при приближении самолета мы определяем удаленность, форму, величину и осваиваемся на зрительных, слуховых, двигательных, кожных видах ощущений.

    Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час и могут проснуться в нужное время. У таких людей хорошо развито чувство времени. Это чувство не враждебное и развивается опытом.

 Основные свойства восприятия

Избирательность восприятия связано с тем, что из огромного числа воздействий мы осознанно выделяем лишь некоторые. То, что находится в центре нашего внимания, называется предметом или объектом восприятия, все остальное фоном.

      В любой момент что- то для человека является особо важным, а что -то менее. Предмет и фон восприятия всегда динамический и могут меняться местами. Восприятие всегда избирательно и зависит от апперцепции – это зависимость восприятия от общего содержания жизни человека, его опыта, знаний, интересов и определенного отношения к предмету восприятий.

    Иногда наши органы чувств «подводит» нас как бы обласкивая. Такие обманы называются иллюзиями восприятия. Зрение наибольше других поддаются иллюзиям. «Обман зрения».

 Индивидуальные особенности восприятия

Восприятие имеет следующие особенности: 1)люди различаются по характеру приема информации, выделяют целостный, синтетически т ип восприятия, когда не придается значение деталям.

Детализирующий тип восприятия или аналитический, когда человек замечает различные мельчайшие детали.

2)Восприятие отличается по характеру отражения получаемой информации

Здесь различают описательный и объяснительный типы

Описательный тип ориентирован на фактическую сторону информации (чел. Отражает ее и выдает то, что видит и слышит, не вникая в смысл, распространен среди школьников.

Объяснительный тип- человек старается найти общий смысл информации (для восприятия ее)

Чтобы создать гармонию восприятия, приветствуется соотношение описательного и объяснительного типа.

3) по характеру особенностей самой личности разл. Объективный и субъективный типы. 7

Объективный ориентирован на точность, не предвзятость 8

Субъективный – все поддается пристрастной оценке. Часто рождаются предвзятые мысли, сомнения.

ПАМЯТЬ

Все, что нами воспринимается, ощущается не исчезает бесследно, а запоминается в той или иной степени.

Возбуждения, идущие от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в коре головного мозга «следы», которые могут долго сохраняться. Следы – это комбинации нервных клеток, могут возникать снова, даже когда раздражитель, их вызвавший, отсутствует.

Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек воспринимал переживал или делал. Иными словами память – это отражение опыта человека.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти и сама Память не мыслима вне других психических процессов.

Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Существует несколько видов ассоциаций:

1. Связь по семейности -- воспоминание об одном предмете или явлении ведет за собой припоминание др.предметов или явлений, смежных с первыми.

2. По сходству – образы предметов и явлений вызывают мысли о чем то сходным с ними (напр. Поэтические метафоры)

3. По контрасту – ассоциируются резко противоположные предметы и явления (погода)

В греческой мифологии была богиня памяти Мнемозина 9 (воспоминание), поэтому память часто называют в психологии мнемической деятельностью.

Виды памяти

Все виды памяти можно разделить на 3 группы:1) что запоминает человек. Здесь различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память. 2) как запоминает человек. Здесь выделяют произвольную и непроизвольную виды памяти. 3) как долго сохраняется запомненное. Здесь выделяют кратковременную, долго и оперативные виды памяти.

Двигательная память (моторная) позволяет запоминать умение, навыки, действия, движения. Эмоциональная память позволяет помнить чувства, эмоции, переживания, которые человек испытывал в определенных ситуациях. Она имеет большое значение в формировании личности человека.

Словестно-логическая выражается в запоминании, сохранении, воспроизведении мыслей, размышлений, словесных формулировок.

Чем меньше развита речь, тем труднее человеку выразить смысл своими словами.

Образная – этот вид памяти связан с нашими органами чувств, поэтому различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды памяти развиты неравномерно, обычно какой либо преобладает.

Произвольная – предполагает наличие специальной цели запомнить и в дальнейшем применить, неиссекаемый источник нашего познания используя волевые усилия.

Непроизвольная не предполагает специальной цели запомнить тот или иной материал, явление. Они запоминаются сами собой. Непроизвольная –неиссякаемый источник нашего познания.

Кратко и долговременная память. Эти два вида памяти отличаются длительностью того, что человек запоминает. Кратковременная память длится от несколько секунд или минут. Через какое-то время впечатления исчезают, и человек не способен что-то воспроизвести. Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Здесь важна установка, запомнить надолго, поскольку события важны для дальнейшей жизнедеятельности человека. Оперативная память предполагает запоминание материалов на время, необходимое для выполнения действий какой-либо деятельности. Материал удерживается в памяти столько, сколько длится деятельность, впоследствии забывается.













































Процессы памяти

Основные процессы памяти это запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание.

Запоминание – это процесс памяти, который обеспечивает сохранение материала для последующего воспроизведения. Бывает непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном - человек не ставит цели что-то запомнить, это происходит само собой. Преднамеренное запоминание - человек ставит цель что- то запомнить. Его называют сознательным. Бывает механическим и смысловым. Механическое в основном основывается на ассоциациях, смысловое связано с процессом мышления.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов- оно называется заучиванием. 10

Воспроизведение очень важный компонент памяти, который 11 протекает по трем уровням: узнавание, самовоспроизведение, припоминание.

Узнавание самая простая форма воспроизведения. Это появление чувства знакомости.

Воспроизведение- «слепой» процесс. Образы, закрепленные в памяти возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Самовоспроизведение бывает непреднамеренным и преднамеренным. При непреднамеренном слова возникают сами. Причиной могут быть ассоциации. При преднамеренном ассоциации следуют за мыслью.

Припоминание это активное воспроизведение, связано с напряжением и требует волевых усилий.

Сохранение и забывание.

Это две стороны единого процесса долговременного удержания воспринятой информации. Сохранение это удержание. Забывание- исчезновение.

В разном возрасте, жизненных ситуациях один материал запоминается, другой забывается, для того чтобы память не была перегружена.

Внимание.

Это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания могут быть: предметы, явления, отношения, свойства предметов, мысли, действия, чувства других людей и свой собственный мир. Внимание не является самостоятельной псих. функцией. Внимание это особая форма психической активности человека, которая как компонент входит во все виды психических процессов. Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее направлено на окружающие предметы и явления. Внутреннее на свой собственный мир, мысли, чувства. За вниманием стоят наши потребности, цели, установки. Внимание необходимый компонент любого вида деятельности. Внимание деятельности выполняет функцию контроля при любом обучении человека.

Виды внимания

1. Непроизвольное (непреднамеренное)

2. Произвольное (преднамеренное)

Термин произвольный образован не от слова произвол, а означает. изволение, т.е. воля, желание.

Непроизвольное внимание – не зависит ни от желания, ни от воли, ни от намерения. Оно происходит без усилий со стороны человека.

Все явления и объекты, которые привлекают внимание можно разделить на 3 группы:

А) яркие световые явления

Б) неожиданные вкусовые ощущения

С) что- то новое

Также непроизвольное внимание привлекают различные эмоциональные ощущения человека. Также может привлечь внимание- внутреннее состояние организма человека.

Если говорить о произвольном (преднамеренно) внимании, то в этом случае человек ставит определенную цель, прилагает усилия, старания для достижения цели. Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению внимания способствует осознание человеком какой- либо задачи, интерес к конечному результату, постановка вопросов по ходу деятельности, словесный отчет о том, что уже сделано. 12

Произвольное внимание иногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условий является интерес к определенной деятльности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: