Эффект Группового фаворитизма

Эффект группового фаворитизма – это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.

Закономерности действия:

-      базируется на принципе «свои – чужие»: членство в группе более ценно, чем межличностное сходство;

-      проявляется в ситуации конкуренции (в деятельности и взаимоотношениях) с другими группами;

-      склонность к превосходству и приписыванию успеха и неудач группы внешним факторам

 

Эффект Группового эгоизма

Эффект группового эгоизма – это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества

Проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества;

Личность полностью подчиняется требованиям и стандартам поведения в группе;

Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов и в ущерб интересам общества;

Может иметь негативные последствия для жизнедеятельности группы и судьбы ее отдельных членов.

 

Эффект «волны»

Эффект «волны» – это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей, отвечающих потребностям и интересам членов группы.

Эффект «волны» возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.

Механизм распространения:

-      зарождение новой идеи в голове одного из членов группы;

-      обсуждение идеи с ближайшим окружением: ее коррекция и дополнение;

-      распространение идеи среди других членов группы: ее групповая оценка и развитие;

-      выход идеи за пределы группы.

 

Эффект «пульсара»

Эффект «пульсара» – это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов (как внешних, так и внутренних).

Групповая активность проходит цикл:

-      оптимальная активность (для нормальной работы группы);

-      подъем активности (в процессе решения задачи);

-      спад активности (после нахождения решения задачи);

-      возвращение к оптимальному уровню активности.

Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например стремления членов группы решать возникшую проблему).

 

Эффект «бумеранга»

Эффект «бумеранга» – действия или информация, направленные против кого-либо и оборачивающиеся против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.

Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности СМИ.

Эффект «бумеранга» заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.

Эффект «бумеранга» может возникнуть:

-      в случае противоречивости, однообразия и навязывания информации;

-      при неприязни и недоверии к источнику информации, методам убеждения и пр.

-      в непосредственном общении и взаимодействии людей, когда агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против источника этих действий или слов.

 

Эффект «мы и они»

Эффект «мы и они» – это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») одновременно с отстраненностью от других и размежеванием с другими группами (эффект «они»).

Принадлежность к группе включает два более частных эффекта:

-      эффект сопричастности, который выражается в причастности человека к проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он принадлежит или причисляет себя, а также в чувстве ответственности за результаты деятельности группы;

-      эффект эмоциональной поддержки, который предполагает эмоциональную и реальную поддержку других членов группы, проявляющуюся в форме сочувствия, сопереживания и помощи. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» – принадлежности к группе и возникает чувство «они» – восприятие своей группы как группы чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: