Эффект группового фаворитизма – это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы.
Закономерности действия:
- базируется на принципе «свои – чужие»: членство в группе более ценно, чем межличностное сходство;
- проявляется в ситуации конкуренции (в деятельности и взаимоотношениях) с другими группами;
- склонность к превосходству и приписыванию успеха и неудач группы внешним факторам
Эффект Группового эгоизма
Эффект группового эгоизма – это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества
Проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества;
Личность полностью подчиняется требованиям и стандартам поведения в группе;
Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов и в ущерб интересам общества;
Может иметь негативные последствия для жизнедеятельности группы и судьбы ее отдельных членов.
Эффект «волны»
Эффект «волны» – это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей, отвечающих потребностям и интересам членов группы.
Эффект «волны» возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. В первом случае она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, а во втором волновой эффект затухает.
Механизм распространения:
- зарождение новой идеи в голове одного из членов группы;
- обсуждение идеи с ближайшим окружением: ее коррекция и дополнение;
- распространение идеи среди других членов группы: ее групповая оценка и развитие;
- выход идеи за пределы группы.
Эффект «пульсара»
Эффект «пульсара» – это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов (как внешних, так и внутренних).
Групповая активность проходит цикл:
- оптимальная активность (для нормальной работы группы);
- подъем активности (в процессе решения задачи);
- спад активности (после нахождения решения задачи);
- возвращение к оптимальному уровню активности.
Этот цикл может зависеть как от внешних стимулов (например получения группой срочного задания), так и от внутренних субъективных побудителей к деятельности (например стремления членов группы решать возникшую проблему).
Эффект «бумеранга»
Эффект «бумеранга» – действия или информация, направленные против кого-либо и оборачивающиеся против тех, кто совершил эти действия или дал эту информацию.
Эффект «бумеранга» впервые был зафиксирован в деятельности СМИ.
Эффект «бумеранга» заключается в следующем: человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации.
Эффект «бумеранга» может возникнуть:
- в случае противоречивости, однообразия и навязывания информации;
- при неприязни и недоверии к источнику информации, методам убеждения и пр.
- в непосредственном общении и взаимодействии людей, когда агрессивные действия или слова одного человека, направленные против другого, в итоге оборачиваются против источника этих действий или слов.
Эффект «мы и они»
Эффект «мы и они» – это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») одновременно с отстраненностью от других и размежеванием с другими группами (эффект «они»).
Принадлежность к группе включает два более частных эффекта:
- эффект сопричастности, который выражается в причастности человека к проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он принадлежит или причисляет себя, а также в чувстве ответственности за результаты деятельности группы;
- эффект эмоциональной поддержки, который предполагает эмоциональную и реальную поддержку других членов группы, проявляющуюся в форме сочувствия, сопереживания и помощи. Если такая поддержка члену группы не оказывается, то у него разрушается чувство «мы» – принадлежности к группе и возникает чувство «они» – восприятие своей группы как группы чужаков, не разделяющих его интересы и заботы.