Использование ТА модели в личностно-ориентированной дидактике

ТА модель позволяет вывести на конкретные поведенче­ские критерии принципы личностно-ориентированной дидактики. Очевиден чисто Родительский характер учебно-дисциплинарной модели общения с детьми воспитывающих взрослых. ТА дает возможность понять, что взаимодействием Родитель — Ребенок далеко не исчерпываются допустимые формы общения с детьми. Мы можем даже полностью ис­ключить фокусирование на данном канале взаимодействия, так как при общении дошкольника с воспитывающим взрос­лым этот канал присутствует априори, и строя взаимодействие по другим каналам, надо учитывать его на­личие "на втором плане" (на психологическом уровне общения в ТА терминах). Поэтому наша задача — не ис­ключить Родителя, а превратить его в союзника, допускающего и приветствующего актуализацию Взрослого и Ребенка воспитателя. Личностно-ориентированная модель общения базируется на связке, тандеме Взрослого и Ребенка воспитывающего взрослого, поддержанном его Родителем. Именно это является условием развития и функционирова­ния самоценных форм активности ребенка, развития его личности.

Такой подход требует серьезной переориентации профес­сионалов дошкольного воспитания, фокусирующихся на Родительском подходе, высшей ценностью для которых вы

--- 48 ---

ступает общение с позиции Заботящегося Родителя (в ре­альном общении с детьми эта форма почему-то нередко трансформируется в Контролирующего Родителя). Воспита­тели далеко не сразу видят ограниченность Родительского подхода, не предусматривающего возможности передачи ответственности ребенку, необходимой для формирования его Взрослого и для создания тандема Взрослый — Ре­бенок, условий зарождения и развития устремлений ребенка. Только переключившись с Родительской пози­ции на Взрослую, воспитатель способен проанализировать эффекты педагогического воздействия, сводящегося зачастую к "выращиванию" Адаптированного Ребенка. Только из Взрослого воспитатель способен предвидеть последствия воз­действия воспитывающего взрослого на ребенка — проанализировать и скорректировать родительское и педа­гогическое программирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: