ТА модель позволяет вывести на конкретные поведенческие критерии принципы личностно-ориентированной дидактики. Очевиден чисто Родительский характер учебно-дисциплинарной модели общения с детьми воспитывающих взрослых. ТА дает возможность понять, что взаимодействием Родитель — Ребенок далеко не исчерпываются допустимые формы общения с детьми. Мы можем даже полностью исключить фокусирование на данном канале взаимодействия, так как при общении дошкольника с воспитывающим взрослым этот канал присутствует априори, и строя взаимодействие по другим каналам, надо учитывать его наличие "на втором плане" (на психологическом уровне общения в ТА терминах). Поэтому наша задача — не исключить Родителя, а превратить его в союзника, допускающего и приветствующего актуализацию Взрослого и Ребенка воспитателя. Личностно-ориентированная модель общения базируется на связке, тандеме Взрослого и Ребенка воспитывающего взрослого, поддержанном его Родителем. Именно это является условием развития и функционирования самоценных форм активности ребенка, развития его личности.
|
|
Такой подход требует серьезной переориентации профессионалов дошкольного воспитания, фокусирующихся на Родительском подходе, высшей ценностью для которых вы
--- 48 ---
ступает общение с позиции Заботящегося Родителя (в реальном общении с детьми эта форма почему-то нередко трансформируется в Контролирующего Родителя). Воспитатели далеко не сразу видят ограниченность Родительского подхода, не предусматривающего возможности передачи ответственности ребенку, необходимой для формирования его Взрослого и для создания тандема Взрослый — Ребенок, условий зарождения и развития устремлений ребенка. Только переключившись с Родительской позиции на Взрослую, воспитатель способен проанализировать эффекты педагогического воздействия, сводящегося зачастую к "выращиванию" Адаптированного Ребенка. Только из Взрослого воспитатель способен предвидеть последствия воздействия воспитывающего взрослого на ребенка — проанализировать и скорректировать родительское и педагогическое программирование.