Одно из положений трансфинитной психологии личности гласит, что граница " побудительна, для субъекта, она влечет к себе его деятельность"1. Здесь речь идет, в первую очередь, о "границе между противоположными исходами действия, самой возможности противоположных исходов"2. В широком смысле можно сказать, что побудительно само видение регламентации, выход же за рамки ограничений влечет за собой постепенное ослабление мотивации, и дальнейший ход деятельности зависит от сознания более широких рамок. Следовательно, мы можем говорить о потребности в регламентации как мотивирующем факторе активности. Действительно, имеются данные о том, что в случае отсутствия регламентации, вносимой в деятельность детей воспитывающим взрослым, они задают эту регламентацию сами (см. работы по детскому правилотворчеству Н.Я-Ми-хайленко и сотр.).
Прежде всего необходимо определить наличие у ребенка потребности в регламентации. Для этого ребенку предлагается какая-то деятельность, в которую он сам может вносить ограничения. К примеру, ребенок обводит на бумаге какую-либо фигурку, и ему предлагаются листы разных размеров. В этом случае мы сможем наблюдать тенденцию ребенка к саморегламентации.
|
|
Другую возможность наблюдать тенденции ребенка к саморегламентации дают ролевые ситуации. Например, ребенку предлагается выбрать себе партнера для игр среди игрушек, полярно различающихся по своей регламентирующей функции: "Шалтай-Болтай"/"Полицейский" (затем в опросе мы проясняем мотивировку и истинные мотивы выбора).
Другой пример: ребенку предъявляются три варианта сказочной истории — 1) с усилением регламентации; 2) нейтральный; 3) с ослаблением регламентации, и предлагается выбрать самый интересный. Или ребенок ставится в сказочную ситуацию выбора дороги: "На камне написано: направо пойдешь — делай что хочешь; налево пойдешь — будут говорить, что можно, что нельзя; прямо — неизвестность". В этом случае мы не только наблюдаем проявление потреб-
--- 100 ---
ности в регламентации, но и исследуем ее "локус" — выбирает ребенок внешние стимулы регламентации или ориентируется на свои внутренние источники.
Все приведенные выше задания можно использовать не только как диагностические, но и как развивающие, открывая ребенку смысл противоположной альтернативы, работая с чрезмерной потребностью в регламентации или ее несформированностью. Как и всякий мотивационный компонент, потребность в регламентации влияет на активность согласно закону Йеркса — Додсона: максимально усиливая активность при средней степени и ослабляя влияние при высоких и низких степенях.