Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[31], другими федеральными законами[32], межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.

Иностранный гражданин это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.[33]

Иностранные граждане и лица без гражданства проживают в Российской Федерации и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов (приглашение на въезд[34]; разрешение на временное проживание[35], вид на жительство[36]). По этому основанию иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, делятся на три категории:

временно пребывающие в Российской Федерации;

временно проживающие в Российской Федерации;

постоянно проживающие в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее разрешение на временное проживание. При этом под разрешением на временное проживание понимается подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, которое оформляется в виде:

отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства;

документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (лицо без гражданства) — лицо, получившее вид на жительство. При этом под видом на жительство понимается документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из России и въезд в Россию.

Закон № 115-ФЗ в качестве разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами на территории РФ называет:

разрешение на работу;

Патент.

Иностранные граждане, постоянно или временно пребывающие на территории РФ, осуществляют трудовую деятельность в разрешительном порядке. Для статуса иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на территории России, важное значение имеет правовое положение иностранных работников в зависимости от:

порядка въезда на территорию РФ (визовый, безвизовый);

условий нахождения иностранных граждан на территории РФ.

Так, если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в порядке, требующем получения визы, то для осуществления трудовой деятельности ему необходимо получить разрешение на работу.

Порядок получения иностранным гражданином разрешения на работу установлен Административным регламентом выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу[37]. В соответствии с данным регламентом государственная услуга по предоставлению разрешения на работу предоставляется МВД России, его территориальными органами и представительствами МВД России за рубежом.

Из-за отсутствия разрешения к ответственности можно привлечь работодателей, использующих труд иностранных работников, чье пребывание в РФ требует наличия визы. При этом наличие трудового договора с иностранным гражданином не подтверждает факт его допуска к выполнению работ или использования его труда (см., например: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 июля 2008 г. по делу N А33-366/08-Ф02-3559/08).

Если же факт допуска иностранного работника к трудовой деятельности в отсутствие необходимого разрешения доказан, работодатель привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ. Это положение нашло отражение в судебной практике (см., например: постановление ФАС Поволжского округа от 8 октября 2008 г. по делу N А65-6371/08-СА3-32; постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 декабря 2008 г. по делу N А04-3920/2008-19/203).

Установлен общий срок для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в выдаче - 30 дней, с даты поступления необходимых документов.

В отличие от разрешения на работу, патент подтверждает право иностранного гражданина, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности на территории субъекта РФ, выдавшего патент. Патент имеет одинаковую природу с разрешением на работу, так как является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на осуществление трудовой деятельности.

Процедура получения патента установлена Административным регламентом выдачи иностранным гражданам патентов[38]. В качестве лиц, имеющих право обращения за патентом, данный регламент называет законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста 18 лет. Государственная услуга по выдаче патента предоставляется территориальными органами МВД России (управлениями по вопросам миграции территориальных подразделений МВД России по субъектам РФ).

Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не имеет права:

находиться на государственной или муниципальной службе;

замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;

быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

избирать и быть избранными[39] в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Иностранный гражданин (лицо без гражданства) не может быть призван на военную службу или альтернативную гражданскую службу, а также не может поступить на военную службу в добровольном порядке (по контракту).

Среди иностранных граждан и лиц без гражданства в последние годы значительный интерес приобрели беженцы, которые занимают особое административно-правовое положение. Административно-правовой статус беженцев определен Законом РФ «О беженцах»[40]. Беженец это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Лицо, пожелавшее быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, должно обратиться с соответствующим ходатайством либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), либо в пост иммиграционного контроля или в орган пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. После рассмотрения этого ходатайства принимается решение либо о признании данного лица беженцем (с выдачей ему соответствующего удостоверения), либо об отказе в признании беженцем. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В дальнейшем срок признания беженцем может продлеваться на каждый последующий год.

Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (п. 1 ст. 1 Закона от 19.02.1993 N 4530-1[41]; Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия[42]; п. 2 ч. 1 ст. 35 Закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ[43]).

Кроме того, по указанным выше обстоятельствам вынужденным переселенцем признается (п. 2 ст. 1 Закона N 4530-1):

· гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ;

· гражданин РФ, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта РФ.

Для получения статуса вынужденного переселенца в РФ рекомендуется придерживаться следующего алгоритма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: