1)принятие Конституции Российской Федерации (1993), в основу которой положены демократические принципы.
2)изменение институциональной подсистемы: А)демократическая республика с избираемыми народом президентом и парламентом; Б)политические партии и общественно-политические движения, конкурирующие между собой на всеобщих выборах. | 3)обновление нормативной подсистемы: А)Конституция, законы о выборах, о партиях и общественных организациях и другие законы, входящие в сферу конституционного права; Б)конституционные нормы - основа для регламентации общественных отношений другими отраслями права (трудового, семейного, уголовного и т. д.). | 4)обновление коммуникативной подсистемы: А) разделение функций властей на федеральном уровне, а также между федерацией и её субъектами -новые связи и отношения; Б)многообразные отношения между всеми субъектами политики; потоки информации. | 5)обновление культурно-идеологической подсистемы: А)отказ от единственной, обязательной для всех идеологии,
Б)развитие мировоззренческого и идеологического плюрализма, В)система демократических ценностей. | ||||||
VI.2.2.Противоречия процесса утверждения демократических порядков:. | |||||||||
1)Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и сложности в экономическом развитии,трудное материальное положение значительной части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение огромных ресурсов в руках олигархических групп — с другой; | 2)коррупция — преступная продажность должностных лиц, использующих своё служебное положение в интересах личного обогащения; | 3)недоверие к институтам демократии, к партиям и лидерам, выступающим с демократическими лозунгами.; | 4)преодоление трудностей становления демократии в России при условии проведения политики, учитывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевременного разъяснения действий власти и её намерений. | 5)Укрепление демократии - создание условий для успешного развития экономики, решения социальных проблем, возрождения духовно-нравственных основ общественной жизни. | |||||
Тема 22. Мой конспект: Гражданское общество и правовое государство
I.объект- государство:
1)Государство-основной институт политической системы, в руках которого концентрируются власть и ресурсы. | 2)Правовое государство: ограничение государственной власти правом. |
II.субъект- правовое государство:
1)правовое государство - такая организация политической власти, которая создаёт условия
|
|
А)для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, | Б)для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотреблений со стороны власть имущих. |
2)Первые государства, которые во многом соответствовали идеям правовой государственности,: ФРГ, США, Франция, Великобритания и др.
3) Признаки (принципы) правового государства, отличающие его от других типов государств: | ||||||
А)верховенство права в обществе. · решение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права. · подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц. · правовые законы: гуманные, справедливые, закрепляющие неотъемлемые права каждого человека. | Б)незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность: · естественные и неотчуждаемые права (право на жизнь, на достойное существование, на свободу мысли, слова и др.); свобода — возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). · ограничения свободы: мера равная для всех.
| В)принцип взаимной ответственности государства и личности: ответственность государственной власти - система гарантий, которые исключают административный произвол: · ответственность правительства перед представительными органами; · дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушения прав и свобод конкретных лиц, за злоупотребление служебным положением; · импичмент; · ответственность личности перед государством; · применение государственного принуждения - правовой характер, соблюдение меры свободы личности, соответствие тяжести совершённого проступка. | Г) наличие системы взаимоотношений между различными ветвями государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной: · принцип разделения властей: ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объёме; каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа; · разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений); · гарантии от всевластия какого-либо государственного органа - системы сдержек и противовесов в республиках и в парламентских монархиях.
| |||
1) Формы правового государства: | ||||||
А)Президентская республика в США: во главе государства президент, избираемый всеобщим голосованием, правительство из партии президента; отсутствие поста премьер-министра; отсутствие у президента права роспуска парламента, а у парламента права смещения правительство; президент - право вето; конгресс США, палата представителей - механизм импичмента президента, т. е. привлечение его к особому суду, роль которого выполняет сенат. | Б)Парламентская республика (Италия, Германия, Швейцария): верховенство парламента, который формирует правительство и перед которым оно несёт ответственность; пост премьер-министра, возглавляющего правительство. | В)Смешанная, илиполупрезидентская, республика (Франция): всенародно избранный президент; возглавляемое премьер-министром правительство: двойное подчинение – формирование и контроль президента, ответственность перед парламентом (Национальным собранием), вотум недоверия правительству; право роспуска парламент. | Г)Парламентская монархия (Великобритания, Бельгия, Швеция, Испания, Япония): власть монарха -сфера управления; роль парламента -сфера законодательства; монарх -символ единства нации. | |||
4)Россия:
|
|
А)принципы правового государства на законодательном уровне - Конституция1993 г.; | Б)процесс становления правового государства. |
III.деятельность - местное самоуправление:
1)придаёт гражданскому обществу организованное начало, | 2)способствует более полной самореализации граждан, | 3)оказывает положительное воздействие на развитие правового государства. |
IV.цель-смысл местного самоуправления:
1)поиск оптимального сочетания общегосударственных интересов с интересами муниципальных образований, | 2)максимальное приближение населения к органам местной власти, предоставление каждому человеку реальных возможностей влияния на решение местных проблем и нужд. | 3)реализация права граждан на участие в этом процессе: непосредственно (местные выборы и референдумы, голосование по отзыву депутата и выборного должностного лица и пр.), опосредованно через деятельность избранных во властные структуры представителей. |
V.средства: