Познакомьтесь с важнейшими конечными корневыми ТЭ

Ознакомьтесь с наиболее употребительными латинскими

                и греческими приставками.

 

a-, an-  (anomalia – ненормальность) Отрицание, отсутствие
anti- (antidotum – противоядие) Против
de-, des- (decompensatio – нарушение компенсации) Без, не, удаление, избавление
Dys- (dyspnoe- одышка) Расстройство. Затруднение
Ecto- (ectoderma- наружный зародышевый литок) Вне, снаружи
Endo- (endocardium – внутренняя оболочка сердца) Внутри
Epi- (epidermis- поверхностный слой кожи) На, над
Exo- (exogenous- развившийся снаружи) Вне, снаружи
Extra-  (extrasystolia – нарушение ритма сердца) Вне, сверх, снаружи
Hyper- (hypertonia- повышенное напряжение) Сверх, выше
Hypo- (hypoglycemia- пониженное содержание сахара в крови) Под, ниже
Infra- (infraspinalis- подкостный) Под
Inter- (intercostalis- межреберный) Между, меж
Intra- (intravenosus – внутривенный) Внутри
Mes(o)- (mesoderma- средний зародышевый листок) Находящийся в середине, между
Para-,par(paracentralis- околоцентральный) Около
Peri- (pericardium- околосердечная сумка) Вокруг
Re- (reanimatio – восстановление жизнедеятельности  ) Движение назад, повторяемость действия
Sub- (sublingualis- подъязычный) Под
Super-, supra (suprascapularis-) Над, сверх
Syn-, sym- (syndromum-, symbiosis-) С, вместе, в связи с
Trans- (transplantatio-) Через, пере-

 

                           Выполните следующие упражнения.

Упражнение 1. Образуйте новые слова с помощью приставок, переведите их.

 

       a) sub- (cutaneus, a, um, scapularis,e, femoralis, e)

     infra -(costalis, e, clavicularis, e, temporalis, e)

  c) intra- (cellularis, e, cranialis, e)

d) inter – (clavicularis, е, muscularis, e, spinalis, e)

       e) extra – (cellularis, e, pyramidalis, e)

 f) supra – (clavicularis, e, renalis, e, sternalis, e)

Упражнение 2. Выделите в следующих словах приставки и объясните их значение.

Hyperthrophia                intercellularis

Antipyrinum                   rehabilitatio

Dysphagia                      hypoglossus

Epicardium                    sympathia

Pericardium                   Analginum

 

  Упражнение 3. Проведите анализ терминов по составлящим их морфемам и ТЭ.

Например: apathia – a - приставка, означающая отрицание

                         pathia- чувство, заболевание

urographia             gastralgia

cardiogramma       physiotherapia

myalgia                 apendectomia

hystologia             bronchectasia

neuralgia               rrhinorragia

 

Запомните значение суффиксов- словообразовательных ТЭ, характеризующих названия болезней, патологических процессов.

- оma – доброкачественная опухоль или разрастание тканей.

        Присоединяется к корневым ТЭ, обозначающими конкретные ткани или органы. Например: nephroma - опухоль почки, chondroma - опухоль из хрящевой ткани, carcinoma- раковая опухоль.

- itis - обозначает воспалительный процесс

         Присоединяется к корневым ТЭ и всегда выступает в качестве конечного ТЭ. Например: mastitis - воспаление молочной железы, pancreatitis - воспаление поджелудочной железы.

- osis (- iasis) – патологический процесс длительного характера

              Например: neurosis- невроз, функциональное заболевание нервной системы, cholelithiasis – желчнокаменная болезнь.

 

Упражнение 4. Прочитайте названия болезней и распределите их в зависимости от характера заболеваний в 3 столбика, переведите.

 

а) заболевания невоспалительного, длительного характера;

б) заболевания воспалительного характера;

в) доброкачественные опухоли.

 

Bronchitis, erytrocytosis, angioma, cystitis, pleuritis, dermatitis, osteoma, psychosis, lymphoma, arthrosis, enteritis.

 

                                 5.2 Основные греческие корни

Корневые ТЭ- это корни или основы греческих (а иногда и латинских) существительных или прилагательных. Они могут присутствовать в начале, в середине и в конце слова. В последнем случае они соединяются с окончаниями латинских существительных 1, 2 или 3 склонения.

В некоторых случаях значения корневого и образованного от него конечного терминоэлемента несколько отличаются. Например, корневой ТЭ – paed имеет значение «ребёнок, дети». В то же время конечный ТЭ – paedia имеет значение «исправление, приведение к норме» (от греч. paideia- букв.: воспитание, обучение).  

 

Знать:

- Основные греческие корни и терминоэлементы.

- Правила образования клинических терминов.

Уметь:

- Конструировать клинические термины с заданным значением и писать

их по латыни.

- Объяснять значение медицинских терминов.

 

При образовании терминов необходимо знать, что на первом месте обычно ставится ТЭ, обозначающий название части тела, органа, ткани, системы организма. И лишь затем ставится терминоэлемент, обозначающий процесс, результат, заболевание (кроме тех случаев, когда используются приставки).От названия органа берётся только основа слова, которая присоединяется к конечному ТЭ с помощью соединительной гласной –о.

Общее значение сложных терминов, состоящих из двух и более основ выводится из значений составляющих его компонентов (ТЭ). Опорным компонентом сложного термина является конечный ТЭ. Который классифицирует весь термин и определяет его включённость в ту или иную группу терминов. Начальный ТЭ является зависимым. Его назначение- уточнять, конкретизировать значение конечного ТЭ.

Познакомьтесь с важнейшими конечными корневыми ТЭ.

 

-aesthesia Чувство, ощущение
-algia Боль
- graphia Исследование графическим способом (от греч. - черчу, изображаю)
- aemia ( Кровь
- logia Наука, учение
- metria Измерение
- pathia Чувство, переживание; страдание. болезнь
- thermia Тепло
- tonia Напряжение, тонус
- uria Мочеотделение
- rrhagia Разрыв
- scopia Инструментальный осмотр, исследование
- therapia Лечение
- trophia Питание
- ectasia Расширение
- ectomia Вырезание, удаление
- ergia   Реакция, действие
- malacia Размягчение
- penia Бедность
- phagia Поедание, глотание
- philia Любовь, склонность
- phobia Боязнь
- plasia Формирование
- plegia Удар
- rraphia Сшивание
-sthenia Сила
- stomia Наложение искусственного отверстия
- tomia Разрез, рассечение

 

Упражнение 5. Определите значения ТЭ в составе термина и его значение в целом

 

 Rhinopathia, tomographia, craniometria, otoscopia, anaestesia, hypertonia, anuia, haemorrhagia, hydrotherapia, bronchoectasia, tonsillectomia, osteomalacia

Упражнение  6. Добавьте недостающие элементы терминов

 

  1. осмотр внутренней поверхности глаза - ophtalmo……..
  2. заболевание молочной железы – mamma..........
  3. рассечение почки – nephro.............
  4. размягчение костей – osteo...........
  5. повышенное напряжение, тонус – hyper.......
  6. охлаждение – hypo..........
  7. склонность к судорогам – spasmo..........
  8. светобоязнь – photo..........
  9. нервная слабость – neuro..........
  10. наложение искусственного отверстия на желудок – gastro............

 

                                      5.3 Греко-латинские дублеты  

  

 Как вы уже знаете, в медицинской терминологии ведущая роль принадлежит двум языкам – латинскому и древнегреческому. Это обусловлено историческими причинами. Начало терминологии положили древние греки, а дальнейшее развитие этот вид терминологии получил в трудах видных учёных, говорящих на латинском языке. В обиход «греко-латинские дублеты» ввёл римский учёный Авл Корнелий Цельс (30 лет до н.э.), т. е. использовал эквивалентные греческие названия в параллель латинским.

 

Зеать:

- Греческие корни и терминоэлементы.

- Основы словообразования.

 

Уметь:

- Образовывать слова при помощи приставок, корней и

  терминоэлементов.

- Объяснять значение медицинских терминов.

 

              Запомните следующие Греко-латинские дублеты.

 

Греческий ТЭ Латинский эквивалент Значение
Gloss- Lingua, ae, f Язык
Kerat- Cornea, ae, f Роговица, роговое вещество
Blephar- Palpebra, ae,f Веко
Colp- Vagina,ae, f Влагалище
Mast- Mamma, ae,f Грудная железа
Spondyl- Vertebra, ae,f Позвонок
Cyst- Vesica, ae,f Пузырь (мочевой)
Enter- Intestinum, i, n Кишка
Col- Intestinum crassum Толстая кишка
Prokt- Rectum, i, n Прямая кишка
Myo- Musculus, i, n Мышца
Neur- Nervus, i, n Нерв
Ophtalm- Oculus, i, n Глаз
Metr-, hyster- Uterus, i, n Матка
Gastr- Ventriculus, i, n Желудок
Dactyl- Digitus, i, n Палец
Typhl- Cecum, i, n Слепая кишка
Rhin- Nasus, i, n Нос
Card- Cor, cordis, n Сердце

 

Упражнение 7. Добавьте недостающие греческие Т Э

 

1. вскрытие просвета прямой кишки- ………tomia

2. фиксация желудка при его опущении-.............pexia

3. вскрытие слепой кишки-.............ectomia

4. рассечение нервных волокон-............tomia

5. наложение шва на влагалище-............rrhaphia

6. пластическая операция роговицы -................plastica

7. подшивание века-................ rrhaphia

8. осмотр мочевого пузыря-...............scopia

9. разрыв матки-.............. rrhagia

10. расширение слепой кишки-........... ectasia

Упражнение 8. Образуйте термины с заданным значением

 

1. рассечение (кости, мышцы, роговицы, бронхов)

2. удаление (желудка, молочной железы, роговицы)

3. внутреннее обследование (мочевого пузыря, носа, прямой кишки, слепой кишки) 

4. расширение (сердца, толстой кишки, бронхов)

 

Упражнение 9. Подберите к греческим ТЭ латинские эквиваленты. Запишите греческие корни в словарь и выучите

      

Hydro-                           Medicamentum, i, n

Gynaec-                         dens, dentis, m

Phleb-                            umbilicus, i, n

Pharmac-                       vena, ae, f

Lith-                              ovarium, i, n

Omphal-                        aqua, ae, f

Oophor-                         calculus, i, n

Pneum-, pneumon-        ren, renis, m

Laparo-                          Cancer, cri, m

Nephro-                          articulatio, onis, n

Stomat-                           cutis, is, f

Odont-                            auris, is, f

Angio-                            pulmo, onis, m

Aden-                              os, oris, n

Arthr-                               glandula, ae, f

Ot-                                    vas, vasis, n

Derm-                               abdomen, inis, n

Carcin-                             femina, ae, f    

Упражнение 10. Образуйте термины с заданным значением:

Заболевание суставов, хроническая болезнь сосудов, воспаление уха, вскрытие сосудов, расширение вены, рассечение почки, наука о заболеваниях полости рта, воспаление брюшины, желчнокаменная болезнь.

Упражнение 11. Образуйте термины с заданным значением и напишите их по латыни:        

 

Клиннический термин Латинское написание
Размягчение головного мозга  
Болезненное уплотнение почки  
Спазм пищевода  
Сужение бронхов  
Боль в области (аорты)  
Наука о заболеваниях уха,горла,носа  
Доброкачественная опухоль из зубной ткани  
(Скопление) гноя в полости матки  
Размягчение роговицы  
Опущение печени  
Паралич (мышц) глаза  
Кровотечение из уха  
Рентген сердечных сосудов  
Наложение свища на почечную лоханку  
Сшивание селезёнки  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: