Ознакомьтесь с наиболее употребительными латинскими
и греческими приставками.
a-, an- (anomalia – ненормальность) | Отрицание, отсутствие |
anti- (antidotum – противоядие) | Против |
de-, des- (decompensatio – нарушение компенсации) | Без, не, удаление, избавление |
Dys- (dyspnoe- одышка) | Расстройство. Затруднение |
Ecto- (ectoderma- наружный зародышевый литок) | Вне, снаружи |
Endo- (endocardium – внутренняя оболочка сердца) | Внутри |
Epi- (epidermis- поверхностный слой кожи) | На, над |
Exo- (exogenous- развившийся снаружи) | Вне, снаружи |
Extra- (extrasystolia – нарушение ритма сердца) | Вне, сверх, снаружи |
Hyper- (hypertonia- повышенное напряжение) | Сверх, выше |
Hypo- (hypoglycemia- пониженное содержание сахара в крови) | Под, ниже |
Infra- (infraspinalis- подкостный) | Под |
Inter- (intercostalis- межреберный) | Между, меж |
Intra- (intravenosus – внутривенный) | Внутри |
Mes(o)- (mesoderma- средний зародышевый листок) | Находящийся в середине, между |
Para-,par(paracentralis- околоцентральный) | Около |
Peri- (pericardium- околосердечная сумка) | Вокруг |
Re- (reanimatio – восстановление жизнедеятельности ) | Движение назад, повторяемость действия |
Sub- (sublingualis- подъязычный) | Под |
Super-, supra (suprascapularis-) | Над, сверх |
Syn-, sym- (syndromum-, symbiosis-) | С, вместе, в связи с |
Trans- (transplantatio-) | Через, пере- |
|
|
Выполните следующие упражнения.
Упражнение 1. Образуйте новые слова с помощью приставок, переведите их.
a) sub- (cutaneus, a, um, scapularis,e, femoralis, e)
infra -(costalis, e, clavicularis, e, temporalis, e)
c) intra- (cellularis, e, cranialis, e)
d) inter – (clavicularis, е, muscularis, e, spinalis, e)
e) extra – (cellularis, e, pyramidalis, e)
f) supra – (clavicularis, e, renalis, e, sternalis, e)
Упражнение 2. Выделите в следующих словах приставки и объясните их значение.
Hyperthrophia intercellularis
Antipyrinum rehabilitatio
Dysphagia hypoglossus
Epicardium sympathia
Pericardium Analginum
Упражнение 3. Проведите анализ терминов по составлящим их морфемам и ТЭ.
Например: apathia – a - приставка, означающая отрицание
pathia- чувство, заболевание
urographia gastralgia
cardiogramma physiotherapia
myalgia apendectomia
hystologia bronchectasia
neuralgia rrhinorragia
Запомните значение суффиксов- словообразовательных ТЭ, характеризующих названия болезней, патологических процессов.
- оma – доброкачественная опухоль или разрастание тканей.
Присоединяется к корневым ТЭ, обозначающими конкретные ткани или органы. Например: nephroma - опухоль почки, chondroma - опухоль из хрящевой ткани, carcinoma- раковая опухоль.
- itis - обозначает воспалительный процесс
Присоединяется к корневым ТЭ и всегда выступает в качестве конечного ТЭ. Например: mastitis - воспаление молочной железы, pancreatitis - воспаление поджелудочной железы.
|
|
- osis (- iasis) – патологический процесс длительного характера
Например: neurosis- невроз, функциональное заболевание нервной системы, cholelithiasis – желчнокаменная болезнь.
Упражнение 4. Прочитайте названия болезней и распределите их в зависимости от характера заболеваний в 3 столбика, переведите.
а) заболевания невоспалительного, длительного характера;
б) заболевания воспалительного характера;
в) доброкачественные опухоли.
Bronchitis, erytrocytosis, angioma, cystitis, pleuritis, dermatitis, osteoma, psychosis, lymphoma, arthrosis, enteritis.
5.2 Основные греческие корни
Корневые ТЭ- это корни или основы греческих (а иногда и латинских) существительных или прилагательных. Они могут присутствовать в начале, в середине и в конце слова. В последнем случае они соединяются с окончаниями латинских существительных 1, 2 или 3 склонения.
В некоторых случаях значения корневого и образованного от него конечного терминоэлемента несколько отличаются. Например, корневой ТЭ – paed имеет значение «ребёнок, дети». В то же время конечный ТЭ – paedia имеет значение «исправление, приведение к норме» (от греч. paideia- букв.: воспитание, обучение).
Знать:
- Основные греческие корни и терминоэлементы.
- Правила образования клинических терминов.
Уметь:
- Конструировать клинические термины с заданным значением и писать
их по латыни.
- Объяснять значение медицинских терминов.
При образовании терминов необходимо знать, что на первом месте обычно ставится ТЭ, обозначающий название части тела, органа, ткани, системы организма. И лишь затем ставится терминоэлемент, обозначающий процесс, результат, заболевание (кроме тех случаев, когда используются приставки).От названия органа берётся только основа слова, которая присоединяется к конечному ТЭ с помощью соединительной гласной –о.
Общее значение сложных терминов, состоящих из двух и более основ выводится из значений составляющих его компонентов (ТЭ). Опорным компонентом сложного термина является конечный ТЭ. Который классифицирует весь термин и определяет его включённость в ту или иную группу терминов. Начальный ТЭ является зависимым. Его назначение- уточнять, конкретизировать значение конечного ТЭ.
Познакомьтесь с важнейшими конечными корневыми ТЭ.
-aesthesia | Чувство, ощущение |
-algia | Боль |
- graphia | Исследование графическим способом (от греч. - черчу, изображаю) |
- aemia ( | Кровь |
- logia | Наука, учение |
- metria | Измерение |
- pathia | Чувство, переживание; страдание. болезнь |
- thermia | Тепло |
- tonia | Напряжение, тонус |
- uria | Мочеотделение |
- rrhagia | Разрыв |
- scopia | Инструментальный осмотр, исследование |
- therapia | Лечение |
- trophia | Питание |
- ectasia | Расширение |
- ectomia | Вырезание, удаление |
- ergia | Реакция, действие |
- malacia | Размягчение |
- penia | Бедность |
- phagia | Поедание, глотание |
- philia | Любовь, склонность |
- phobia | Боязнь |
- plasia | Формирование |
- plegia | Удар |
- rraphia | Сшивание |
-sthenia | Сила |
- stomia | Наложение искусственного отверстия |
- tomia | Разрез, рассечение |
Упражнение 5. Определите значения ТЭ в составе термина и его значение в целом
Rhinopathia, tomographia, craniometria, otoscopia, anaestesia, hypertonia, anuia, haemorrhagia, hydrotherapia, bronchoectasia, tonsillectomia, osteomalacia
Упражнение 6. Добавьте недостающие элементы терминов
- осмотр внутренней поверхности глаза - ophtalmo……..
- заболевание молочной железы – mamma..........
- рассечение почки – nephro.............
- размягчение костей – osteo...........
- повышенное напряжение, тонус – hyper.......
- охлаждение – hypo..........
- склонность к судорогам – spasmo..........
- светобоязнь – photo..........
- нервная слабость – neuro..........
- наложение искусственного отверстия на желудок – gastro............
5.3 Греко-латинские дублеты
|
|
Как вы уже знаете, в медицинской терминологии ведущая роль принадлежит двум языкам – латинскому и древнегреческому. Это обусловлено историческими причинами. Начало терминологии положили древние греки, а дальнейшее развитие этот вид терминологии получил в трудах видных учёных, говорящих на латинском языке. В обиход «греко-латинские дублеты» ввёл римский учёный Авл Корнелий Цельс (30 лет до н.э.), т. е. использовал эквивалентные греческие названия в параллель латинским.
Зеать:
- Греческие корни и терминоэлементы.
- Основы словообразования.
Уметь:
- Образовывать слова при помощи приставок, корней и
терминоэлементов.
- Объяснять значение медицинских терминов.
Запомните следующие Греко-латинские дублеты.
Греческий ТЭ | Латинский эквивалент | Значение |
Gloss- | Lingua, ae, f | Язык |
Kerat- | Cornea, ae, f | Роговица, роговое вещество |
Blephar- | Palpebra, ae,f | Веко |
Colp- | Vagina,ae, f | Влагалище |
Mast- | Mamma, ae,f | Грудная железа |
Spondyl- | Vertebra, ae,f | Позвонок |
Cyst- | Vesica, ae,f | Пузырь (мочевой) |
Enter- | Intestinum, i, n | Кишка |
Col- | Intestinum crassum | Толстая кишка |
Prokt- | Rectum, i, n | Прямая кишка |
Myo- | Musculus, i, n | Мышца |
Neur- | Nervus, i, n | Нерв |
Ophtalm- | Oculus, i, n | Глаз |
Metr-, hyster- | Uterus, i, n | Матка |
Gastr- | Ventriculus, i, n | Желудок |
Dactyl- | Digitus, i, n | Палец |
Typhl- | Cecum, i, n | Слепая кишка |
Rhin- | Nasus, i, n | Нос |
Card- | Cor, cordis, n | Сердце |
Упражнение 7. Добавьте недостающие греческие Т Э
1. вскрытие просвета прямой кишки- ………tomia
2. фиксация желудка при его опущении-.............pexia
3. вскрытие слепой кишки-.............ectomia
4. рассечение нервных волокон-............tomia
5. наложение шва на влагалище-............rrhaphia
6. пластическая операция роговицы -................plastica
7. подшивание века-................ rrhaphia
8. осмотр мочевого пузыря-...............scopia
9. разрыв матки-.............. rrhagia
10. расширение слепой кишки-........... ectasia
Упражнение 8. Образуйте термины с заданным значением
1. рассечение (кости, мышцы, роговицы, бронхов)
2. удаление (желудка, молочной железы, роговицы)
3. внутреннее обследование (мочевого пузыря, носа, прямой кишки, слепой кишки)
|
|
4. расширение (сердца, толстой кишки, бронхов)
Упражнение 9. Подберите к греческим ТЭ латинские эквиваленты. Запишите греческие корни в словарь и выучите
Hydro- Medicamentum, i, n
Gynaec- dens, dentis, m
Phleb- umbilicus, i, n
Pharmac- vena, ae, f
Lith- ovarium, i, n
Omphal- aqua, ae, f
Oophor- calculus, i, n
Pneum-, pneumon- ren, renis, m
Laparo- Cancer, cri, m
Nephro- articulatio, onis, n
Stomat- cutis, is, f
Odont- auris, is, f
Angio- pulmo, onis, m
Aden- os, oris, n
Arthr- glandula, ae, f
Ot- vas, vasis, n
Derm- abdomen, inis, n
Carcin- femina, ae, f
Упражнение 10. Образуйте термины с заданным значением:
Заболевание суставов, хроническая болезнь сосудов, воспаление уха, вскрытие сосудов, расширение вены, рассечение почки, наука о заболеваниях полости рта, воспаление брюшины, желчнокаменная болезнь.
Упражнение 11. Образуйте термины с заданным значением и напишите их по латыни:
Клиннический термин | Латинское написание |
Размягчение головного мозга | |
Болезненное уплотнение почки | |
Спазм пищевода | |
Сужение бронхов | |
Боль в области (аорты) | |
Наука о заболеваниях уха,горла,носа | |
Доброкачественная опухоль из зубной ткани | |
(Скопление) гноя в полости матки | |
Размягчение роговицы | |
Опущение печени | |
Паралич (мышц) глаза | |
Кровотечение из уха | |
Рентген сердечных сосудов | |
Наложение свища на почечную лоханку | |
Сшивание селезёнки |