2.1. Этические учения Древнего Востока VI – II тыс. до н.э.
(Египет, Месопотамия, Китай, Индия)
Развитие этической мысли Древнего Востока шло в особых социокультурных условиях, отличавшихся:
- жестким контролем за соблюдением традиций;
- настороженным отношением ко всему новому;
- подчиненностью индивида социальной группе, ее нормам, обычаям;
- преобладанием идеалов коллективизма,
- подчинением личности интересам социума;
- усложненной системой ритуалов и церемоний.
На Востоке мудрость идет не от науки, а от жизни, поэтому восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на обыденную деятельность людей. Жизнь человека – от рождения до смерти – подчиняется природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Человек все силы тратит на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства.
Этико-философские системы Древней Индии окончательно оформились к середине I тыс. до н.э. По своему отношению к религии и ведическому канону они разделяются на ортодоксальные и неортодоксальные.
|
|
Брахманизм (Брахма — верховное божество Древней Индии) представляет мир как соединение духовной субстанции с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги – асуры. За асурами следуют четыре касты человеческого общества:
- жрецы (брахманы);
- воины (кшатрии);
- земледельцы (вайшьи);
- рабы, слуги (шудры).
Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственный идеал – безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высоко моральных людей, трактуются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни.
Этика буддизма (VI в. до н.э.) строится по-иному. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама), всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений.
Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив «четыре благородные истины»:
|
|
1. Жизнь в телесной оболочке есть страдание.
2. Источник страдания – желания.
3. Чтобы избежать страданий и новых физических рождений, следует избавиться от желаний.
4. Средство избавления от желаний – полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира.
В основу этики джайнизма положен принцип «ахимсы» – не причинения вреда живому.
Этика локаята-чарвака призывала стремиться к наслаждениям.
Этико-философские учения Древнего Китая
Основоположник конфуцианства – философ Кун Фу-цзы, или Конфуций (551 – 479 до н.э.). Основная книга этики конфуцианства – «Беседы и суждения», в которой в форме философских притч и афоризмов высказываются суждения о должном поведении людей, основанном на трех понятиях:
- «человеколюбии»;
- «золотой середине»;
- «взаимности»
Нравственный идеал конфуцианства – «благородный муж», всесторонне эрудированный государственный деятель, просвещенный знаток ритуалов, который постоянно заботится о своих подданных, воздействуя на простолюдинов не принуждением, а собственным положительным примером.
Философская мысль Западной Европы не так последовательна, как этика Древнего Востока. По-иному выстраивается на Западе система этической аргументации и моральных регулятивов. Возникнув в I тыс. до н.э., западноевропейская этика проходит в своем развитии ряд стадий.Они возникают, сменяя друг друга и сосуществуя параллельно, на всем протяжении исторического процесса.
Этика античности
Античное просвещение (обоснование моральной суверенности личности) VI – IV вв. до н.э.
Софисты (Протагор, Горгий) – личная независимость человека в вопросах морали.
Сократ – основоположник этического рационализма: «Добродетель есть знание».
Сократические школы:
Киренаики (Аристип) – высшее благо жизни – наслаждение.
Киники (Антисфен) – отрешенность от материальных благ, аскетизм.
Этика гражданственности (IV – III вв. до н.э.)
Платон – неразрывная связь этики, личности и политики; индивидуальная добродетель связана с интересами полиса-государства.
Аристотель – ввел термин этика; определил ценности установки общества; описал характерные нравы; ввел понятие справедливости как величайшей общественной справедливости.
Этические учения Греции и Рима на закате античности
Основные положения:
- угасание демократического полиса;
- отчуждения личности от государства;
- поиски духовной опоры внутри себя
Эпикурейцы (Эпикур, 341 – 270 гг. до н.э.):
- стремление к разумному наслаждению;
- независимость индивида от всего внешнего, внутренняя невозмутимость и свобода;
- «Делай так, как будто на тебя смотрит сам учитель» - главная этическая установка.
Стоики (Зенон, около 336 – 264 гг. до н.э.):
- высшее благо сохранить духовную свободу, независимость и человеческое достоинство;
- идеал стоиков – мудрец, живущий в согласии с природой, умеренный в пользовании материальными благами, стойко переносящий превратности судьбы.
Скептики (Пиррон, около 360 – около 270 гг. до н.э.):
- благо само по себе не существует в природе, а появляется только в нашем представлении;
- жизненная установка – невозмутимость и бесстрастие