Конспект урока по литературе.
Учитель: Сергеева Наталья Юрьевна, РЛ-32
Класс 6.
Тема урока: Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса».
Тип урока: вводный урок - постановка учебной задачи, урок изучения новых знаний.
Цель урока: познакомиться с творчеством и биографией А.С. Грина,дать понятие о жанре феерия; развивать навыки анализа текста, интерпретации образов; пополнить словарный запас учеников, способствовать развитию устной и письменной речи.
Задачи: Образовательная:
ü способствовать формированию представления о А.С. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса»;
ü иметь представление о жанре феерии;
ü используя приём «Кресло писателя», ознакомить учащихся с биографией А. Грина;
ü в проектной деятельности отразить символ произведения;
ü рассмотреть в противопоставлении мир реальности и романтической мечты.
Воспитательная:
ü пробуждать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие, одухотворённость.
|
|
ü пробуждать возвышенные чувства: веру, надежду, мечтательность, бескорыстие, одухотворённость.
ü любовь к ближнему, добру, красоте;
ü учить видеть прекрасное в жизни, пытаться делать чудеса своими руками.
ü Воспитывать чувства любви, уважения к личности А. Грина, его произведениям, осмысленному отношению к жизни.
ü Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений
Развивающая:
ü Вовлечь в решение поставленных в повести проблем.
ü вовлечь в решение поставленных в повести проблем;
ü совершенствовать навыки анализа, обобщения.; умения выступать и
ü защищать свою точку зрения;
ü развивать творческие способности;
ü развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
ü Развитие речи, ассоциативное воображение
ü Способствовать пробуждению фантазии, развитию образного мышления
Планируемые результаты:
Предметные: Объяснять смысл понятия «феерия»; находить в романе яркие, необычные события, элементы фантастики, образы-символы. Анализировать авторский стиль, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений и т.д. Овладение навыками анализа произведения в единстве содержания и формы.
Метапредметные: Познавательные: уметь выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику текста.
Коммуникативные: научиться выражать свои мысли; сотрудничество в группе, диалог с учителем, проявление уважительного отношения к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.
|
|
Регулятивные: сличают свой способ действия с эталоном.
Личностные: совершенствование речи, пополнение словарного запаса; умение выражать свое понимание нравственных категорий, как отрицательные и положительные качества характера.человека. Признание ценности здоровья, своего и других людей.
Оборудование: портрет А.С. Грина (художник В.А. Кашин, 1995), иллюстрации художников к феерии «Алые паруса», выставка книг «Александр Грин – сказочник ХХ века», изображения для игры «Кто это? Что это?»
Методы: словесный (беседа), практический (работа с текстом учебника), наглядный (демонстрация, иллюстрация).
УМК под ред. В.Я.Коровиной, 6 кл.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время (мин.) |
1.Организационный момент | Нацелить учащихся на урок | 1 мин. | |
2.Слово о писателе. Приём «Кресло писателя» | Ознакомить обучающихся с биографией А.С. Грина | 5 мин. | |
3.Изучение нового материала | Указать на то, что обучающиеся должны запомнить; дать дополнительные сведения о А.С. Грине | 9 мин. | |
Развитие эрудиции – рубрика «Это интересно знать!» | Развивать эрудицию школьников | 2 мин. | |
4.Практическая деятельность (работа с текстом произведения) | Научить систематизировать полученные знания | 11 мин. | |
Игровой момент: игра «Кто это? Что это?» | Работать с текстом произведения, уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию | 3 мин. | |
Работа со словарём (в группах «Реалисты и Мечтатели» | Развивать эрудицию школьников | 4 мин. | |
Работа по развитию речи обучающихся «Творческая лаборатория» | Развить речевые умения учащихся | 4 мин | |
5.Рефлексия. Подведение итогов урока | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке | 2 мин. | |
6. | 6. Дом. задание | Закрепить изученный материал устным и письменным заданием | |
7. Развитие эрудиции – рубрика: Выставка книг Грина А.С. | Развивать эрудицию школьников, прививать любовь к творчеству писателя и к литературе в целом. | 2 мин. |
ХОД УРОКА.
I этап. Орг. момент.
«Лучше жить неуловимыми, пленительными снами, чем дрянью и мусором каждого дня». (А. Грин)
«…Чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни» (А.Грин).
Мотивация учебной деятельности. Подготовительная беседа.
- Один писатель в своём произведении сказал, что чудеса нужно делать своими руками, как это сделала платоновская Даша. Кто же этот человек? Всегда ли его окружали чудеса в жизни? О чём он писал?
Постановка цели и задач урока. Запись в тетради даты и темы урока. Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут краткие записи.
II. Слово о писателе. Слово учителя о создании повести «Алые паруса».
«Давайте познакомимся» (Слайд 3). Приём «Кресло писателя». Комментарий. Заранее подготовившийся учащийся занимает место на стуле перед классом. Сначала он рассказывает биографию писателя от первого лица, начиная с представления (настоящее имя писателя, псевдоним). После рассказа отвечает на вопросы учащихся.
Грин (настоящая фамилия Гриневский) Александр Степанович (1880 – 1932), русский писатель. В романтико – фантастической повести «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
ОТЗЫВЫ СОВРЕМЕННИКОВ: «Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах» (К. Паустовский).
«Грин был отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он стремился отгородиться от непрошеного вмешательства в его внутренний мир» (Вс.Рождественский).
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Все становится светлым, ярким...» (Д. Гранин).
|
|
2. «История создания повести "Алые паруса"». (Слайд 4)
· Первоначальные наброски относятся к лету 1916 года. Но рукопись не была завершена. Во время Гражданской войны А. Грин начал писать новую повесть под названием «Красные паруса». И закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грэй», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.
Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот с правильно сидящим красивым крылообразным парусом». Этот бот был воспринят как «зерно чуда», из которого и возник замысел «Алых парусов».
Спустя 10 лет Грин снова возвращается к истории создания «Алых парусов»: «У меня есть "Алые паруса" - повесть о капитане и девочке. Я разузнал как это происходило совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Сам замысел произведения - красные, или алые, паруса цвета «вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом», вызываемое ими чувство «возвещения радости» полностью сформулировано уже в первом сохранившемся варианте. В одном из последних вариантов повести красные паруса заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании «Алые паруса» приобретают особую образность и самовыражение становится словом-символом.