Представители Вятской епархии на Поместном Соборе 1917 – 1918 гг

Семинар 6. Вопрос № 1

Поместный Собор 1917 – 1918 гг. стал важнейшим событием в жизни Русской церкви и всего нашего отечества. 5 июля 1917 г. Святейший Синод принял решение: для участия в Соборе из каждой епархии, помимо правящего епископа, необходимо было выбрать двух клириков и трёх мирян. Выборы необходимо было провести очень быстро: сначала на приходах – 23 июля, затем в благочиниях – 30 июля, и затем на уровне епархий – 6 августа. Выборы были тайные: в благочиниях голосовали кандидаты, избранные в приходах, а на епархиальных собраниях – кандидаты, избранные в благочиниях.

8 августа после литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе, которую совершали епископ Вятский Никандр вместе с викариями – еп. Глазовским Павлом и еп. Сарапульским Алексием – отслужили специальный молебен.  После этого в Крестовой церкви Архиерейского дома прошли выборы – в закрытом режиме. На Поместный Собор избрали священников Михаила Елабужского и Александра Попова, а также мирян Н. Г. Гусева, Н. С. Головина, В. Е. Чемоданова и И. В. Курбатова.

Также заместителями были избраны священник Михаил Тукмачев и псаломщик Г. П. Поздеев.

Кто же эти люди, которые представляли Вятскую епархию в Москве?

Священник Михаил Елабужский. Родился в 1869 г. в с. Халды Малмыжского уезда Вятской губернии в семье священника. Учился в Нолинском духовном училище и Вятской духовной семинарии. В январе 1891 г. рукоположен во священники. Служил в с. Алнаши Елабужского уезда, в 1895 г. направлен в с. Удугучин Малмыжского уезда. С 1908 г. служил в с. Вагино Слободского уезда, с 1912 г. - в с. Вавож (ныне Удмуртия). Первым начал служить литургию на удмуртском языке. С июня 1907 г. – член Вятской учёной архивной комиссии. Автор ряда работ – в том числе словаря удмуртского языка, книг «Моления некрещёных вотяков Елабужского уезда», «О новых изданиях на вотском языке», «Историко-статистическое описание с. Улугучин». В 1921 г. возведён в сан протоиерея. В 1920-х гг. выступал как противник обновленческого движения. Несколько раз подвергался арестам и принудительным работам. Умер 19 сентября 1937 года.

Священник Александр Попов.  Родился 13 мая 1868 г. в семье священника. В 1888 закончил Вятскую духовную семинарию, работал учителем земского начального училища. В 1890 г. рукоположен во священники и назначен в с. Гидаево Слободского уезда. В 1893 – 1915 гг. служил в ряде сёл Глазовского уезда, а также Преображенском соборе г. Глазова. В феврале 1915 г. назначен в Александрово-Невский собор г. Вятки. Являлся членом Совета Вятского епархиального училища.

Николай Григорьевич Гусев.   Родился 22 октября 1867 г. в с. Кугушерге Вятской губернии (ныне Яранский район). Окончил Вятскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. Кандидат богословия, личный почётный гражданин. Преподавал в Вятском духовном училище, духовной семинарии (1892 – 1918), школах г. Вятки (1918 – 1923), работал архивариусом Вятского губернского архивного управления (1919 – 1925), участвовал в систематизации сведений об архивах церквей и монастырей. С 1904 г. состоял первым редактором неофициального отдела «Вятских епархиальных ведомостей». С ноября 1904 г. – член Вятской учёной архивной комиссии. Подготовил альбом «Вятские епархиальные просвещенные с 1658 по 1914 гг.» (Вятка, 1914). Умер 17 июля 1934 г. в Вятке.

Василий Евстигнеевич Чемоданов. Учился в Казанской духовной академии в 1878 – 1882 г. С августа 1883 г. преподаватель греческого языка в Яранском духовном училище. С 1891 г. – инспектор народных училищ Яранского уезда. Примерно в 1896 г. назначен инспектором народных училищ Котельничского уезда. Отстаивал необходимость земских школ, работал в ряде благотворительных организаций. С августа 1915 г. оставил службу за выслугой лет.

Николай Селиванович Головин. Коллежский советник, младший ревизор Вятского губернского акцизного управления примерно с 1915 г. Начал работу в качестве члена Собора на третьей сессии.

Иван Васильевич Курбатов. Родился около 1852 г. Крестьян, приемщик на Омутнинском заводе Глазовского уезда Вятской епархии.

 

Вятские делегаты активно участвовали в работе Собора. Так, например, священник Михаил Елабужский участвовал в дискуссии по вопросу «О разделе местных средств содержания приходского духовенства». Когда начали обсуждать необходимость приходской книги, куда вносятся имена прихожан и сведения о них, Елабужский настаивал на необходимости ведения такой приходской книги.

Священник Александр Попов активно участвовал в дискуссии о выборах в приходской совет и о приходских школах.

6 – 19 июля 1918 г. члены Собора вместе с Патриархом Тихоном совершили панихиду по убиенной Царской Семье, а на следующий день Патриарх в Казанском соборе Кремля произнёс проповедь с осуждением совершенного злодеяния. После этого на Соборе развернулась довольно острая дискуссия. Одни поддержали поступок Святейшего Патриарха, другие считали, что Церковь должна обходить политические вопросы. В этой дискуссии принял участие и клирик Александро-Невского собора г. Вятки священник Александр Попов, заявивший: «Неужели же кто-либо из здравомыслящих русских людей скажет: так ему и надо. Нет, бывшего Государя пожалеют и убийство это осудят. И я думаю, как и большинство русских людей, что Святейший Патриарх в произнесённой им проповеди действительно явился выразителем чувств русского народа, осудивши это бессмысленно жестокое убийство».

В материалах одного из заседаний Собора есть результаты поименного голосования по вопросу о том, кто – храм или приходская община – должны иметь права юридического лица. Дискуссия была связана с содержанием 12-й статьи Декрета об отделении Церкви от государства, согласно которой никакие «никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют». Введение декрета в действие означало конфискацию всего церковного имущества. Для того, чтобы избежать конфискацию, было предложено рассмотреть поправку одной из статей Приходского устава. В этой поправке говорилось: при невозможности зарегистрировать собственником церковного имущества храм, это право предоставляется исключительно приходу. Приходская община – общественная организация, и на неё, по мнению отстаивавших поправку, не распространялись ограничения Декрета.

 Известно, что Н. Г. Гусев, священники Михаил Елабужский и Александр Попов проголосовали «за». На третьей сессии И. В. Курбатов и В. Е. Чемоданов сложили с себя полномочия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: