Вариант ответа
Ответ: 54 или 45
Это задание выполняется на основе небольшого текста, состоящего из пяти предложений, и проверяет умения: определять грамматическую основу; опознавать способы выражения подлежащего и сказуемого, виды второстепенных членов предложения; находить обособленные члены предложения; находить конструкции, которые не являются членами предложения; определять виды связи простых предложений в составе сложных; определять типы придаточных предложений и др.
Следует помнить о том, что анализ любого предложения нужно начинать с определения грамматической основы. При этом можно помочь себе, применив графические обозначения. После этого можно переходить к тому синтаксическому явлению, которое звучит в утверждении.
Внимательно читайте предложения текста!
Анализ любого предложения начинайте, используя данный способ:
1. Внимательно прочитайте предложение.
2. Выясните количество сообщений.
3. Если в предложении несколько сообщений, определите границы сообщений.
|
|
4. Выделите грамматические основы каждого сообщения.
5. Укажите средства связи сообщений.
6. Укажите, чем осложнена каждая часть.
Необходимо повторить
Предложение – основная единица синтаксиса. Основная функция предложения – коммуникативная. Содержание, смысл предложения, даже если оно состоит из одного слова, выражает определенное событие, определенную ситуацию окружающей действительности.
Утро. Светает. Медленно встает солнце.
Каждое из этих предложений по-своему соотносится с окружающим миром, выражает определенный смысл и имеет грамматическую основу. Предложения характеризуются смысловой, интонационной законченностью и грамматической оформленностью.
Главные члены предложения, образующие его грамматическую основу – подлежащее и сказуемое – Солнце светит.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).
Обратите внимание!
1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.
2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.
|
|
Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.
Сравним два предложения:
1. Я не спал; 2. Мне не спалось.
По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).
Способы выражения подлежащего
Форма | Примеры |
Имя существительное | Старший сын (кто?) уехал в столицу. |
Местоимение | Он (кто?) уехал в столицу. |
Имя прилагательное | Старший (кто?) уехал в столицу. |
Причастие | Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. |
Имя числительное | Двое (кто?) уехали в столицу. |
Инфинитив (неопределённая форма глагола) | Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить. |
Наречие | Настало и роковое послезавтра (что?). |
Междометие | Неслось со всех сторон «ау» (что?). |
Подлежащее может быть выражено цельным (синтаксически неделимым) словосочетанием
Форма | Значение | Примеры |
Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже | Количественное значение | Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Много стульев стояло у стены. |
Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом из | Избирательное значение | Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу. |
Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!) | Значение совместности | Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать. Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать. |
Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже | Фазисное значение | Стоял конец сентября. |
Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) | Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие | Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове. |
Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя | Неопределённое значение | Что-то неприятное было во всем его облике. |
Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?
Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение).
Типы сказуемых:
1. Простое глагольное сказуемое – пгс
2. Составное глагольное сказуемое – сгс
3. Составное именное сказуемое – сис
Способы выражения простого глагольного сказуемого
Форма | Примеры |
Глагол в форме какого-либо наклонения | Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Сергей будет поступать в театральное училище. Он с удовольствием уехал бы в деревню. Запишите домашнее задание. |
Независимый инфинитив | Жить – родине служить. |
Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг) | Подруга каждая тут тихо толк подругу. |
Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме | Команда одержала победу в чемпионате. Он опять лодыря гоняет. |
Глагол в спрягаемой форме + модальная частица (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) | Давай я поеду с тобой. Пусть уезжает с отцом. Да приснятся тебе сладкие сны. Он было пошёл к двери, но вдруг остановился. В комнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга. Он чуть не умер с горя. Он только что не кувыркался, стараясь рассмешить публику. Он едва ли не помешался от радости. |
|
|
Обратите внимание!
1) Форма сложного будущего времени (буду писать; будут петь и др.) – это простое глагольное сказуемое;
2) словно, будто, как будто, точно, как бы при сказуемом – модальные частицы, а не сравнительные союзы, поэтому запятая перед ними не ставится (подлежащее со сказуемым никогда не разделяются запятой!);
3) глагол быть (была) является пгс в значении находиться: Я была на работе.
3) модальная частица было обозначает действие, начавшееся, но не свершившееся из-за каких-либо причин, непредвиденных обстоятельств, и запятыми (в отличие от вводных слов бывает, бывало со значением регулярной повторяемости действия) не выделяется.
Ср.: Он, бывало, неделями в деревне не показывался;
4) чтобы отличить простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом, от составного именного сказуемого, следует помнить:
а) фразеологизм часто можно заменить одним словом:
одержать победу – победить; иметь значение – значить; дать обещание – обещать; отдать приказ – приказать и др.;
б) в простом глагольном сказуемом-фразеологизме глагол нельзя заменить на связку быть, а в составном именном сказуемом – можно.
Ср.: Он повесил нос (ПГС) – нельзя: Он был нос; Она сидела усталая (СИС) – Она была усталая; Он родился счастливым (СИС) – Он был счастливым.
Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей:
- вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
- основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение.
СГС = вспомогательный глагол + инфинитив
Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
Запомни два условия составного глагольного сказуемого!
|
|
1. Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
Я начал – что делать?; Я начал делать домашнее задание
2. Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).