Специфические условия и особенности диагностики факторов риска. Единство диагностики и коррекции

Диагностическая работа с контингентами риска в целях планирования и определения задач для коррекционной работы имеет ряд специфических особен­ностей.

Во-первых, такая диагностика должна быть комп­лексной. Это требование вытекает из комплексной системной природы причинных факторов детских не­врозов и комплексного характера факторов риска. Диагностика требует применения набора психологиче­ских методик и экспериментов, направленных на изу­чение различных сторон психических процессов свойств, личностных качеств и форм деятельности. При этом особое значение приобретают методики по типу естественного эксперимента (моделирование реальной деятельности в группах и парах, игровые диагности­ческие процедуры, групповые дискуссии и др.).

Во-вторых, комплексность в диагностике опреде­ляется необходимостью изучения семьи и семейного воспитания, т. е. требует включения в диагностичес­кий процесс не только ребенка, но и его родителей. Диагностика проблем ребенка осуществляется в кон­тексте диагностики психологических проблем его семьи.

В-третьих, необходимо изучение не только акту­ального состояния ребенка и статуса семьи, но и осо­бенностей развития детей на предшествующих эта­пах, а также изучение семейных отношений в ретро­спективе. Поэтому в диагностике психологических факторов риска необходимо использовать биографи­ческий метод, позволяющий восстановить весь ход психического развития ребенка и жизни его семьи.

В-четвертых, диагностика как начальный этап психокоррекции требует соблюдения принципа ак­тивности самих испытуемых. Это означает, что все диагностические процедуры должны быть личностно мотивированы для самих участников, диагностика специалиста должна превращаться в самодиагности­ку, когда ее участники ставят перед собой задачу самоизучения, анализа собственных психологических качеств и особенностей личности, самосознания, а также задачу самостоятельного определения целей и путей самосовершенствования. Поэтому в диагности­ке широко используются проективные опросники, са­моотчеты, дневниковые записи, проективные сочине­ния, рисунки с последующим обсуждением всех дан­ных с их авторами.

В-пятых, диагностика и коррекция осуществля­ются практически одновременно на всем этапе ра­боты, поэтому коррекционные приемы — это одно­временно и приемы диагностики и самодиагностики участников коррекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: