Основные модели человека (Фрейд, Фромм, Франкл, Рубинштейн)

КОНСПЕКТЫ ПО КУРСУ

«Психология детских и юношеских организаций»

 

 

                                                Выполнила:

                                                обучающаяся 2 курса

                                                заочной формы обучения

                                                направления подготовки

                                               44.03.05 Педагогическое образование

                                               направленности (профиля)              

                                               Преподавание русского языка и литературы

                                               Сухих Татьяна Ивановна

 

                                               Проверила:

                                               кандидат психологических  наук,

                                                доцент кафедры психологии

Галкина Надежда Александровна                                                    

 

 

Курск, 2020

Человек в организации

Основные модели человека (Фрейд, Фромм, Франкл, Рубинштейн)

          Проблема личности изучается в психоанализе, бихевиоризме, гуманистической, экзистенциальной и других направлениях психологической науки.Психоанализ, основателем которого был австрийский психиатр и психолог З. Фрейд, исходит из того, что в психике существуют три сферы или области: сознание, предсознание (в этой сфере представлены латентные знания, т.е. те, которыми человек располагает, но в данный момент в его сознании они отсутствуют), и бессознательное, содержание которого человеку недоступно, но которое прорывается в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия – оговорки, забывание вещей, имен, намерений и пр., невротические симптомы).

     В классическом психоанализе (фрейдизме) личность понимается как замкнутая в себе биологическая индивидуальность, развитие которой определяется ее влечениями. Влечение трактуется как динамически глубинная бессознательная психическая энергия, обусловленная сексуальным инстинктом (либидо). Личность по З. Фрейду, имеет сложную структуру, представленную инстанциями «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-Эго), находящимися в динамической связи друг с другом.

1.«Оно» – это глубинное, бессознательное; по выражению З. Фрейда, «темная, недоступная часть личности», котел врожденных инстинктов, сексуальных и агрессивных.

2.«Сверх-Я» представляется инстанцией, которая, с одной стороны, погружена в «Оно», а с другой стороны, приближена к сознанию. В ней находят отражение традиции, моральные стандарты расы, народа, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести.

Подструктура «Я» старается установить гармонию между «Оно» и «Сверх-Я», подавляя неприемлемые с точки зрения общества требования «Оно», подчиняясь не принципу удовольствия, а принципу реальности.

Человек в психоанализе есть замкнутая энергетическая система, а удовольствие и счастье – главные цели его жизни. Если «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», то их энергия воплощается в творчестве, общественной и трудовой активности, а также в снах, шутках, особенностях забывания. Если либидозная энергия не находит выхода, то у человека наблюдаются тоска, истерики, неврозы.

Для спасения от конфликта между «Я» и «Оно» используются средства психологической защиты, выявленные З. Фрейдом. Под психологической защитой подразумеваются специфические, неосознаваемые способы переработки информации, направленные на достижение внутреннего равновесия. Защита проявляется в тенденции сохранять привычный образ «Я», отторгая или искажая психотравмирующую информацию, поэтому психологическую защиту можно рассматривать как механизм стабилизации «Я». Выделяют различные виды психологической защиты: рационализацию, проекцию вытеснение, отрицание, самообман, дискредитацию и другие. Рационализация проявляется в псевдообъяснении своего поведения, подмене его истинных причин ложными. Проекция заключается в приписывании другому человеку своих свойств, мотивов, чувств. Вытеснение – перевод неприемлемых для «Я» желаний и побуждений из сознания в бессознательное. Отрицание состоит в отторжении человеком информации, содержащей для него угрозу. Самообман проявляется в том, что человек не видит для себя возможности выбора. Дискредитация – это приписывание «плохости» другому человеку в целях оправдания своего поступка.

Роль психологической защиты в жизни человека неоднозначна. С одной стороны, в сложных ситуациях она способствует сохранению самосознания человека от разрушения. С другой – психологическая защита изолирует человека от самого себя и реальности. Ее позитивное значение заключается в том, что она выступает механизмом скорой психологической помощи себе, т.е. позволяет мобилизоваться для разрешения конфликта. Негативная роль психологической защиты может проявляться в том, что, выступая постоянным механизмом переработки травмирующей информации, она блокирует развитие личности.

З. Фрейд обращал внимание на то, что соотношение частей личности у разных людей вариабельно. Основную цель психоанализа он видел в расширении сознания и перестройке его организации для освоения новых частей «Оно».

Дальнейшее развитие идеи З.Фрейда получили в трудах Э. Фромма. Э.Фромм значительно гуманизировал и социализировал классический психоанализ. По его мнению, человеческое существование изначально конфликтно. Этот конфликт обусловлен, с одной стороны, тем, что человек является частью природы, а с другой стороны, тем, что это «жизнь, осознающая себя». Человек может сделать попытку вернуться к животной жизни, «стряхнуть» с себя все, что делает его человеком. Это регрессивный путь развития личности. Второй путь состоит в полном развитии всех человеческих сил, путь спонтанных связей человека с миром, реализация себя в подлинной любви и творчестве.

Э. Фромм полагал, что социальные условия могут либо способствовать развитию личности, либо препятствовать. С его точки зрения, общество должно обеспечивать три основных условия для развития личности: безопасность (человек должен быть уверен, что удовлетворение его основных потребностей не будет поставлено под угрозу); справедливость (человек не должен использоваться как средство в руках другого человека или группы); свобода (человек должен иметь возможность реализовать свою активность). Свобода, по Э. Фромму, является определяющим условием. В обществе, где есть безопасность и справедливость, но нет подлинной свободы, развитие личности ограничивается. Главную причину негативного влияния общества на развитие личности Э. Фромм видел в «вещном» отношении человека к себе и другим людям. Стремление «иметь» захватывает современного человека, и он забывает о том, что надо «быть».

В концепции Э. Фромма основной конституирующей характеристикой личности является ее внутренняя свобода, под которой он понимал действия человека на основе осознания альтернатив и их последствий. Являясь благом, свобода вместе с тем требует от человека ответственности и мужества. Одни люди стремятся расширить пространство свободы, а другие «бегут» от нее. Э. Фромм выделил несколько механизмом «бегства от свободы»: 1) авторитаризм – отказ от своего «Я» с целью обретения силы. Он проявляется в садизме и мазохизме, в стремлении подавлять, принижать другого человека или себя; 2) деструктивизм – активное устранение объекта как следствие личностного бессилия; 3) конформизм – утрата своей личности, замена ее псевдоличностью с целью адаптации в социуме.

В рамках гуманистического направления разрабатывалась концепция В. Франкла. Основными ее положениями являются: 1) жизнь человека всегда имеет смысл, который может быть им найден; 2) человек испытывает потребность в смысле, неудовлетворение которой сопровождается разочарованием, фрустрацией; 3) человек в любых обстоятельствах свободен найти и реализовать смысл жизни.

Главная идея концепции В. Франкла состоит в том, что смысл нельзя придумать, его нельзя навязать извне. Он может быть открыт, найден только самим человеком. По его мнению, существуют три способа обретения человеком смысла своей жизни: через творчество, переживания и отношения. Творчество, по В.Франклу, – это то уникальное, особенное, что человек привносит в жизнь. Творческой может быть профессия медсестры и нетворческой писателя или артиста. Все зависит от того, как человек относится к своей профессии. Переживания – это то, что проявляется в чувствительности человека к явлениям окружающего мира (к природе, искусству, людям). Отношения – это та позиция, которую занимает человек. В. Франкл считал этот способ обретения смысла наиболее сложным и характеризующим меру того, насколько человек состоялся как личность. Не всегда можно изменить свою жизнь, однако во власти человека выразить свое отношение к обстоятельствам жизни, не зависящим от него.

Теории личности в зарубежной психологии различаются прежде всего тем, что именно в них рассматривается в качестве основной детерминанты ее развития: биологические свойства, социальная среда или сам человек. В отечественной психологии наибольшее развитие получил деятельностный подход, который позволяет рассмотреть человека во всех его многообразных проявлениях как биологического, так и социального существа.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для характеристики личности нужно ответить на три вопроса. Прежде всего, нужно выяснить, что человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности личности, интересах, установках, идеалах. Что он может? – вопрос о его способностях, возможностях. И третий: что он есть, как реализует свои возможности? Это вопрос об устойчивых «стержневых» свойствах личности, а также о том, что для человека значимо в мире, в чем для него смысл жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: