Буддизм, его основные направления

Тема 14. Философия религии

 

Определение религии. Религия и философское знание.

 

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объектна Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музы ка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, со вершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для филосо фии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели — к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.

 

Религия и искусство.

Научное понимание соотношения религии и искусства невозможно без изучения их генезиса. Проблема происхождения религии и искусства вызывала и вызывает в настоящее время острые дискуссии. Споры, ведущиеся между учеными разных специальностей (археологами, этнографами и т. п.) по вопросам происхождения искусства и религии, вызваны отчасти тем обстоятельством, что в распоряжении ученых находятся лишь отрывочные, разрозненные факты, относящиеся к первобытной эпохе, а также тем, что истолкование археологических источников (дошедших до нас наскальных изображений, предметов мелкой пластики, орнамента и т. п.) не является, как правило, однозначным и создает возможность нескольких гипотетических суждений. Однако это лишь одна сторона дела. Другая - и гораздо более важная — состоит в том, что проблема происхождения религии и искусства была и остается ареной острой идеологической борьбы, борьбы идеализма и религии против научного, материалистического мировоззрения. Поэтому как методологические предпосылки, так и выводы многих буржуазных ученых определяются их общими философскими, мировоззренческими позициями, что неизбежно накладывает отпечаток на интерпретацию ими известных науке фактов.

Первобытное искусство было открыто лишь во второй половине XIX в. В археологии в это время существовало мнение о первобытном человеке как о "троглодите", который стоял на весьма низкой ступени развития культуры и чья жизнь ограничивалась лишь удовлетворением основных материальных потребностей. Поэтому первые находки в Европе гравюр на кости оленя с превосходно выполненными изображениями животных первоначально датировались исследователями началом нашей эры, в то время как в действительности они были созданы минимум на десять тысяч лет раньше. Открытие цветных изображений животных в испанской пещере Альтамире в 1879 г. было встречено с недоверием большинством археологов. Яркость, живость и совершенство первобытных изображений столь контрастировали с привычными представлениями о "троглодитах", что понадобилось четверть века (и открытие аналогичных изображений в ряде других пещер на юге Франции), чтобы признать подлинность альтамирской первобытной живописи. Лишь в начале XX в. было общепризнано, что первобытный человек эпохи верхнего палеолита активно занимался художественным творчеством и оставил нам ряд наскальных изображений, скульптур и гравюр, отличавшихся художественной зрелостью и совершенством. В этой связи возникал вопрос: каковы были мотивы, заставлявшие первобытного человека заниматься художественным творчеством

 

Ранние формы религии

Одной из самых ранних форм религии был тотемизм -- представление, что все члены рода происходят от определенного животного -- тотема. Иногда тотемом считалось растение или какой-либо предмет. Люди верили, что они неразрывно связанны со своим тотемом. По их представлению, тотемное животное, если оно того захочет, может превратится в человека. Причину смерти видели в перевоплощении человека в тотема. Животное, которое считалось тотемом -- было священно -- его запрещалось убивать. Впоследствии тотемное животное разрешалось убивать, но голову, печень и сердце есть запрещалось. Убивая тотема, люди просили у него прощения или старались возложить вину на другого. Пережитки тотемизма встречаются в религиях многих народов древнего Востока. В древнем Египте, например, покланялись быку, шакалу, козлу, крокодилу и другим животным. С глубокой древности и по сей день в Индии священными животными считают тигров, обезьян, коров. Коренные жители Австралии в пору открытий европейцами также верили в родство с каким-либо животным, которое считалось тотемом. Если австралиец принадлежал к тотему кенгуру, то он говорил об этом животном: «Это мой брат». Род принадлежавший к тотему летучей мыши или лягушки назывался родом Летучей мыши, родом Лягушки.

Другой формой первобытной религии была магия или колдовство. Это была вера в то, что человек якобы может воздействовать на природу различными «чудодейственными» приемами и заклинаниями.

Постепенно развивалась новая форма религии -- культ природы Суеверный страх человека перед грозной природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Человек стал поклонятся солнцу, земле, воде огню. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова -- «анимус» -- дух). Сон, обморок, смерть первобытные люди объясняли уходом духа. (души) из тела. С анимизмом связаны вера в загробную жизнь и культ предков. Об этом говорят погребения: вместе с покойником в могилу клали его личные вещи -- украшения, оружие и запасы пищи. По представлению первобытных людей эти вещи должны были служить покойнику в его загробную жизни

 

Буддизм, его основные направления.

Развиваясь в различных социокультурных условиях, учение основателя буддизма получило различную форму и множество интепретаций, толкований, многократно переосмысливалось и ассимилировалось. Буддизм получил масштабное распространение по всей Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии и Дальнему Востоку, а затем и в неазиатских регионах. Он обрастал местными особенностями, приобретал своеобразную форму. Никогда не существовало общебуддийской церкви, административного единства мировой буддийской традиции. Принцип общинной организации жизни, Сангхи, вносил демократические элементы в буддийскую общность. Центральная задача каждого последователя Будды - достижение освобождения, нирваны - ориентировала на самостоятельный духовный путь.

Буддийская община не знала единства уже при жизни основателя. Процесс дробления на разнообразные школы, направления, течения продолжается до настоящего времени.

Тхеравада (хинаяна)

Тхеравада («учение старейшин») считается школой строгого следования правилам Винаи для монахов и монахинь. Для них Будда - существо, достигшее Просветления в процессе духовного совершенствования, протекавшего в различных формах на протяжении сотен рождений. В качестве духовных практик последователи тхеравады широко используют разнообразные медитативные техники. Философские искания не свойственны адептам данного направления. Основным регулятором поведения было добровольное соблюдение дисциплинарного устава (Винаи).

Махаяна

Махаяна («Великая колесница») - второе по времени исторического оформления направление в буддизме, как самостоятельное течение сложилось в начале нашей эры. Махаяна представлена различными школами во Вьетнаме, Китае, Корее, Тайбее (Тайване) и Японии. В махаяне получила развитие идея бодхисаттв - высших существ, помогающих спастись другим существам. Это класс небесных существ, достигших Просветления, но продолжающих череду рождений в сансаре, для оказания помощи другим. В учении махаяны считается, что состояния будды может достичь каждый. В махаяне признается бесчисленное число будд. Будда рассматривается как высший принцип единства всего сущего, присутствующий всегда и во всем. Все мироздание рассматривается как космическое Тело Будды, вырабатывается представление о небесных странах, в которые можно попасть в состоянии медитации. Апофеозом учения махаяны о бодхисаттвах является их обожествление. Наиболее почитаются бодхисаттвы Авалокитешвара и Майтрея - воплощения любви и милосердия. Земным воплощением Авалокитешвары считается Далай-лама.

Ваджраяна

Ваджраяна («Алмазная колесница») стала третьим крупным направлением, в котором наследие раннего буддизма дополнилось новыми практиками, текстами, мифологией и ритуалами. Ваджраяна начала формироваться в Индии в V в. Для нее характерны акцент на посвящения и обряды, культивировирование новых видов йоги. Как необязательные для исполнения рассматриваются нравственные запреты. Согласно буддийскому тантризму достигнуть высшего состояния будды возможно для любого верующего в земной жизни, для чего практикуются магия, йога, различные ритуалы, чтение мантр, особое значение придается духовно-йогическому совершенствованию женщин. Вырабатывается представление о новом классе женских божеств и духов (дакини), выступающем в качестве защитницы Дхармы (буддийского учения).

Ламаизм

Ламаизм представляет собой синтез махаяны, ваджраяны и архаических верований народов пригималайского региона. Совершение обрядов трактуется в ламаизме как основной путь выхода из цепи перерождений. В монастырях совершается поклонение священным предметам, хранятся сборники канонических текстов, изображения наиболее почитаемых фигур. В ламаизме получили популярность вращаемые молитвенные барабаны-цилиндры с текстами молитв. Сформировались и укоренились разные направления ламаизма, в т. ч. «красношапочное» и «желтошапочное» (гелукпа), сложившееся в XV в. и ставшее ведущим. Глава гелукпы - Далай-лама («лама-океан [мудрости]») - почитается как воплощение Авалокитешвары. Это направление, требующее безбрачия лам, преобладает на Тибете, распространилось в Монголии, Бурятии, Калмыкии. В XVII в. Далай-лама признается духовным и светским главой Тибета, который надолго становится центром ламаистской традиции. Ламаизм стал важным элементом культуры центральноазиатских обществ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: