Влияние мелкой моторики на организм

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функцианальную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце.

v Рекомендации по работе с песком.

Польза:

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить -это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по сво­им возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструи­рования... Здесь песок выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможными способами.

 

Данная методика и обо­рудование при умелом применении вполне могут стать эффективным развивающим, обучающим, и коррекционным инструментом в услови­ях любого дошкольного образовательного учреждения, а заодно - при­нести много радости всем детям от мала до велика.

 

Рисуя различные фигуры, дети осваивают новые движения и учатся взаимодействовать между собой. Многие игровые упражнения про­буждают у детей интерес к работе и мобилизуют их внутренние резервы. Дети достигают своих целей постепенно, шаг за шагом, прилагая к этому много и усилий и проявляя терпение. Различные страхи и недостаток уве­ренности в себе могут быть преодолены с помощью игры в песке, что под­крепляется придумыванием детьми своих историй и символов, реализаци­ей самых разных желаний и фантазий. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции и находить решения, которые ведут к возникновению новых направлений в развитии ребенка.

Лоток с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей. Работа с ним активизирует все чувств и открывает обширные возмож­ности для творчества во время игры.

 

Эмоциональное самовыражение с помощью песка:

Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более силь­ные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Разнообразные детские впечатления находят свое материальное выражение на доступ­ном для них языке во время игр в лотке с песком.

Привычная обстановка дает детям ощущение безопасности и удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи. А ощущение внутренней безопасности и умиротворенности может про­будить новые движущие силы для игры. Дети играют сосредоточенно и усердно и бывают так поглощены игрой в песок, что совершенно забы­вают и о времени, и о том, где они находятся.

 

Нарушение тонкой и общей моторики у ребенка:

Дети с проблемами кинестетического характера испытывают затруд­нения с движением и с ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве. Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие детей, их тонкая и общая моторика часто бывают не­достаточно развиты. Дети не могут объективно рассчитать свои усилия. Они испытывают трудности при освоении сложных движений (напри­мер, при обучении письму или рисованию).

Когда ребенок водит пальцами по песку, зажатость и на­пряжение в его запястьях и плечах снимаются.

 

Играя в песке, дети проявляют уверенность и любозна­тельность. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.

 

Человек симметричен. Склонность к симметрии демонстрируют и рисунки детей. Предложите детям разделить лоток с песком пополам, проведя посередине прямую линию. На одной половине лотка вы рисуете фигуру (поначалу про­стую) и просите ребенка нарисовать на другой половине зеркальное отображение этой фигуры. Такое упражнение прекрасно развивает в воображении детей чувство равновесия: слева - справа, вверху - внизу, внутри - снаружи, все это нужно попробовать изобразить.

Детям проще и естественнее сначала уловить симметрию относительно вертикали. У ребенка симметрия «право —лево» в большей степени ассо­циируется с удержанием тела в равновесии, когда он стоит.

Упражнения, развивающие чувство симметрии.

 

 

Рекомендации по работе с детьми:

· Приводимые образцы даются лишь как примеры, но не как обязательные для выполнения элементы, необходимо поддерживать и активизировать детскую фантазию и инициа­тиву. Первым делом я предложила детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, как это было сделано, я дала им конкретные задания и пред­ложила фигуры для рисования.

· Детям нравятся «ритуалы» подготовки к упражнениям. Подобные дей­ствия активизируют внимание, создают атмосферу безопасности и ком­форта, снижают чувство страха и тревоги.

· Дети могут играть стоя. При этом ребенок, создавая что-либо, в буквальном смысле имеет твердую опору под нога­ми и может ходить вокруг лотка либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к лотку в любой момент, когда им этого захочется, в то время как играть в песочнице можно лишь в теплое время года, да и то при хорошей погоде.

· Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, на­личие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.

 

Итак, некоторые рекомендации:

· Желательно, чтобы дети работали стоя - так у них будет больше сво­боды движений.

· Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонталь­ный или вертикальный).

· Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, вы­сота которого должна обеспечивать комфортные условия для рабо­ты детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогатель­ные материалы и организовать места для занятий с песком.

· Материалы, которые в данный момент не используются, лучше уби­рать в специальный ящик.

· Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

· Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных матери­алов.

· Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

· Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны не­медленно вмешаться. Не трогать глаза и рот. Иметь под рукой альбуцид.

· Песок время от времени следует очищать, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

 

Какой песок и инструменты использовать:

· Очень важно, что весь этот песок, предназначенный для игр маленьких детей, совершенно нетокси­чен и не окрашивает детские руки.

· Еще больше форм на песке можно создать при помощи специальных валиков.

· Песок - квар­цевый мелкозернистый.

 

Двумя руками: чувство симметрии + оба полушария мозга.

В лотке с песком дети могут распознавать фигуры посредством тактиль­ной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения.

Левое и правое полушария мозга выполняют различные функции. Несколько лет назад был установлен медицинский факт, что пациенты с поврежден­ной правой лобной долей утрачивают способности к пению. Таким образом, отклонения в развитии или повреждение одного полушария мозга приводит к изменению способностей человека в восприятии и выражении.

Левое полушарие мозга ответственно за речь, логическое линейное и абстрактное мышление. Чувства и эмоции, как и холистическое восприятие, сосредоточены в правом, «творческом» полушарии мозга (см. таблицу ниже). И только при согласованной работе обоих полушарий человек может воспринимать окружающий мир ясно и полно и находить соответствующие способы самовыражения.

Существует два основных способа восприятия: интеллек­туально-логический и эмоционально-целостный, которые приводят в действие процессы получения телом сенсорных ощущений и активи­руют силы интеллекта. Оба эти аспекта существуют и развиваются в ре­бенке, но нуждаются в стимулировании и требуют своего выражения.

 

Детей очень рано поощряют «делать что-то», вместо того, чтобы просто «быть собой». Это может привести к подавлению, разделению и игнорированию главной составляющей человеческой сущности. Дети должны научиться объединять оба канала восприя­тия мира и развивать их в равной мере.

И в рисовании происходит нечто подобное: «период каракулей» закан­чивается и в рисунках детей появляются основные геоме­трические фигуры. Лист бума­ги разделяется прямой линией, идущей от края до края, или ли­нии накладываются, образуя так называемый простейший крест. Верх и низ листа тоже опреде­лены. Ребенок придумывает, называет, осознаёт и использует понятия «верх», «низ», «право», «лево», «перед», «за».

Все это не только проявляется посредством видимых движе­ний ребенка и отражается в его рисунках, но и находится в непосредственной связи с воз­можностями и функциями его мозга.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: