Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функцианальную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце.
v Рекомендации по работе с песком.
Польза:
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить -это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования... Здесь песок выступает как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможными способами.
|
|
Данная методика и оборудование при умелом применении вполне могут стать эффективным развивающим, обучающим, и коррекционным инструментом в условиях любого дошкольного образовательного учреждения, а заодно - принести много радости всем детям от мала до велика.
Рисуя различные фигуры, дети осваивают новые движения и учатся взаимодействовать между собой. Многие игровые упражнения пробуждают у детей интерес к работе и мобилизуют их внутренние резервы. Дети достигают своих целей постепенно, шаг за шагом, прилагая к этому много и усилий и проявляя терпение. Различные страхи и недостаток уверенности в себе могут быть преодолены с помощью игры в песке, что подкрепляется придумыванием детьми своих историй и символов, реализацией самых разных желаний и фантазий. Активные занятия помогают детям получать положительные эмоции и находить решения, которые ведут к возникновению новых направлений в развитии ребенка.
Лоток с песком обеспечивает целостное и гармоничное развитие детей. Работа с ним активизирует все чувств и открывает обширные возможности для творчества во время игры.
Эмоциональное самовыражение с помощью песка:
Тактильные ощущения способствуют возникновению эмоционального комфорта. Созданное из песка руками пробуждает гораздо более сильные эмоции и чувства, чем любое словесное объяснение. Разнообразные детские впечатления находят свое материальное выражение на доступном для них языке во время игр в лотке с песком.
Привычная обстановка дает детям ощущение безопасности и удобства, побуждает их к действию и помогает преодолеть внутренние страхи. А ощущение внутренней безопасности и умиротворенности может пробудить новые движущие силы для игры. Дети играют сосредоточенно и усердно и бывают так поглощены игрой в песок, что совершенно забывают и о времени, и о том, где они находятся.
|
|
Нарушение тонкой и общей моторики у ребенка:
Дети с проблемами кинестетического характера испытывают затруднения с движением и с ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве. Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие детей, их тонкая и общая моторика часто бывают недостаточно развиты. Дети не могут объективно рассчитать свои усилия. Они испытывают трудности при освоении сложных движений (например, при обучении письму или рисованию).
Когда ребенок водит пальцами по песку, зажатость и напряжение в его запястьях и плечах снимаются.
Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Человек симметричен. Склонность к симметрии демонстрируют и рисунки детей. Предложите детям разделить лоток с песком пополам, проведя посередине прямую линию. На одной половине лотка вы рисуете фигуру (поначалу простую) и просите ребенка нарисовать на другой половине зеркальное отображение этой фигуры. Такое упражнение прекрасно развивает в воображении детей чувство равновесия: слева - справа, вверху - внизу, внутри - снаружи, все это нужно попробовать изобразить.
Детям проще и естественнее сначала уловить симметрию относительно вертикали. У ребенка симметрия «право —лево» в большей степени ассоциируется с удержанием тела в равновесии, когда он стоит.
Упражнения, развивающие чувство симметрии.
Рекомендации по работе с детьми:
· Приводимые образцы даются лишь как примеры, но не как обязательные для выполнения элементы, необходимо поддерживать и активизировать детскую фантазию и инициативу. Первым делом я предложила детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, как это было сделано, я дала им конкретные задания и предложила фигуры для рисования.
· Детям нравятся «ритуалы» подготовки к упражнениям. Подобные действия активизируют внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувство страха и тревоги.
· Дети могут играть стоя. При этом ребенок, создавая что-либо, в буквальном смысле имеет твердую опору под ногами и может ходить вокруг лотка либо оставаться на одном месте. Дети могут подходить к лотку в любой момент, когда им этого захочется, в то время как играть в песочнице можно лишь в теплое время года, да и то при хорошей погоде.
· Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.
Итак, некоторые рекомендации:
· Желательно, чтобы дети работали стоя - так у них будет больше свободы движений.
· Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).
· Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.
|
|
· Материалы, которые в данный момент не используются, лучше убирать в специальный ящик.
· Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.
· Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов.
· Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.
· Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. Не трогать глаза и рот. Иметь под рукой альбуцид.
· Песок время от времени следует очищать, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.
Какой песок и инструменты использовать:
· Очень важно, что весь этот песок, предназначенный для игр маленьких детей, совершенно нетоксичен и не окрашивает детские руки.
· Еще больше форм на песке можно создать при помощи специальных валиков.
· Песок - кварцевый мелкозернистый.
Двумя руками: чувство симметрии + оба полушария мозга.
В лотке с песком дети могут распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения.
Левое и правое полушария мозга выполняют различные функции. Несколько лет назад был установлен медицинский факт, что пациенты с поврежденной правой лобной долей утрачивают способности к пению. Таким образом, отклонения в развитии или повреждение одного полушария мозга приводит к изменению способностей человека в восприятии и выражении.
Левое полушарие мозга ответственно за речь, логическое линейное и абстрактное мышление. Чувства и эмоции, как и холистическое восприятие, сосредоточены в правом, «творческом» полушарии мозга (см. таблицу ниже). И только при согласованной работе обоих полушарий человек может воспринимать окружающий мир ясно и полно и находить соответствующие способы самовыражения.
|
|
Существует два основных способа восприятия: интеллектуально-логический и эмоционально-целостный, которые приводят в действие процессы получения телом сенсорных ощущений и активируют силы интеллекта. Оба эти аспекта существуют и развиваются в ребенке, но нуждаются в стимулировании и требуют своего выражения.
Детей очень рано поощряют «делать что-то», вместо того, чтобы просто «быть собой». Это может привести к подавлению, разделению и игнорированию главной составляющей человеческой сущности. Дети должны научиться объединять оба канала восприятия мира и развивать их в равной мере.
И в рисовании происходит нечто подобное: «период каракулей» заканчивается и в рисунках детей появляются основные геометрические фигуры. Лист бумаги разделяется прямой линией, идущей от края до края, или линии накладываются, образуя так называемый простейший крест. Верх и низ листа тоже определены. Ребенок придумывает, называет, осознаёт и использует понятия «верх», «низ», «право», «лево», «перед», «за».
Все это не только проявляется посредством видимых движений ребенка и отражается в его рисунках, но и находится в непосредственной связи с возможностями и функциями его мозга.